Определение конкуретоспобности организации

Конкурентоспособность отдельной услуги определяется как ее преимущество по сравнению с какой-то другой услугой (аналогичной по назначению или ее заменителем) при решении потенциальным ее потребителем своих проблем.

Понятие конкурентоспособности организации гораздо сложнее и трактуется весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособ­ность организации может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим организациям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Конкурентное преимущество организации характеризует продуктив­ность использования ресурсов и выявляется в сопоставлении с дру­гими хозяйствующими субъектами (организациями, для отрасли - отрас­лями). Базисная организация, с которой производится сравнение, должна отвечать таким требованиям: идентичность характера удовлетворяе­мой потребности, идентичность "профиля" потребителей, идентич­ность фаз жизненного цикла организации.

Если соблюдаются эти условия, уровень конкурентного пре­имущества организации может быть оценен как отношение рентабельности организации к аналогичному показателю организации-лидера, исчисленному за длительную - стратегическую перспективу.

Высокий уровень конкурентного преимущества организации сохра­няется, если его источники постоянно расширяются и совершенству­ются. Однако сохранение конкурентного преимущества сопряжено с выявлением и отражением многочисленных угроз, возникающих в разных детерминантах.

Основными причинами утраты конкурентоспособности являются:

ухудшение факторных параметров (снижение квалификации кадров, возрастание издержек производства, ухудшение оборудова­ния и т.п.);

утрата "местными" потребителями (клиентами этой организации) своей требовательности по сравнению с потребителями других организаций (потеря доверия со стороны передовых местных потребителей - но­ваторов и суперноваторов);

технологические изменения, ведущие к возникновению непре­одолимых недостатков в специализированных производственных факторах, или необходимость новых, пока отсутствующих поддер­живающих отраслей (например, необходимость изыскания и иссле­дование нетрадиционных источников энергии);

цели компании, ограничивающие темпы инвестиций (например, политика "снятия сливок"; нежелание перемен из-за боязни утраты до­ходов; политика "быстрой компенсации затрат" и т.п.);

утрата организациями способности к быстрой адаптации (устаревшие системы управления организацийой, моральный и физический износ оборудования, устаревание знаний и умений персонала и т.п.);

ослабление внутренней конкуренции (стремление к олигопо­лии, усиление монополизма, правительственные субсидии отдельным организациям и т.д.).

В связи с этим введено понятие жизненного цикла конкурентно­го преимущества организации. Продолжительность его для разных организаций будет разной. Однако характер кривой, описывающей жизненный цикл конкурентного преимущества организации примерно один и тот же для организаций, функционирующих в устоявшихся условиях деятель­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: