Конкурентоспособность отдельной услуги определяется как ее преимущество по сравнению с какой-то другой услугой (аналогичной по назначению или ее заменителем) при решении потенциальным ее потребителем своих проблем.
Понятие конкурентоспособности организации гораздо сложнее и трактуется весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность организации может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим организациям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Конкурентное преимущество организации характеризует продуктивность использования ресурсов и выявляется в сопоставлении с другими хозяйствующими субъектами (организациями, для отрасли - отраслями). Базисная организация, с которой производится сравнение, должна отвечать таким требованиям: идентичность характера удовлетворяемой потребности, идентичность "профиля" потребителей, идентичность фаз жизненного цикла организации.
Если соблюдаются эти условия, уровень конкурентного преимущества организации может быть оценен как отношение рентабельности организации к аналогичному показателю организации-лидера, исчисленному за длительную - стратегическую перспективу.
|
|
Высокий уровень конкурентного преимущества организации сохраняется, если его источники постоянно расширяются и совершенствуются. Однако сохранение конкурентного преимущества сопряжено с выявлением и отражением многочисленных угроз, возникающих в разных детерминантах.
Основными причинами утраты конкурентоспособности являются:
ухудшение факторных параметров (снижение квалификации кадров, возрастание издержек производства, ухудшение оборудования и т.п.);
утрата "местными" потребителями (клиентами этой организации) своей требовательности по сравнению с потребителями других организаций (потеря доверия со стороны передовых местных потребителей - новаторов и суперноваторов);
технологические изменения, ведущие к возникновению непреодолимых недостатков в специализированных производственных факторах, или необходимость новых, пока отсутствующих поддерживающих отраслей (например, необходимость изыскания и исследование нетрадиционных источников энергии);
цели компании, ограничивающие темпы инвестиций (например, политика "снятия сливок"; нежелание перемен из-за боязни утраты доходов; политика "быстрой компенсации затрат" и т.п.);
утрата организациями способности к быстрой адаптации (устаревшие системы управления организацийой, моральный и физический износ оборудования, устаревание знаний и умений персонала и т.п.);
ослабление внутренней конкуренции (стремление к олигополии, усиление монополизма, правительственные субсидии отдельным организациям и т.д.).
В связи с этим введено понятие жизненного цикла конкурентного преимущества организации. Продолжительность его для разных организаций будет разной. Однако характер кривой, описывающей жизненный цикл конкурентного преимущества организации примерно один и тот же для организаций, функционирующих в устоявшихся условиях деятельности.