В настоящее время систему российского законодательства в области экологической
экспертизы и ОВОС составляют: статьи 41 (п.3) и 42 Конституции РФ, целевой
федеральный закон "Об экологической экспертизе" и ряд статей (ст. 35-39)
базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды", являющегося
фактически "Основами российского экологического законодательства". Помимо
федеральных законов действуюет ряд конкретизирующих их постановлений
Правительства, а также несколько дополняющих указов Президента РФ. На основе
Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и
исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также
органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и
принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике
Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные
нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Однако данный процесс
находится пока в самом начале своего развития.
Оба выше указанных закона регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей
степени ‑ общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.
Закон "Об охране окружающей природной среды" содержит специальный
раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и
принципам (ст.35), в т.ч. принципу обязательности (ст.36), объектам (ст.37) и
ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст.38). Специальная статья
закона посвящена общественной ЭЭ (ст.39), которая практически не
регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной
экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем
присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи
раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи
разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям,
учитываемым в ходе ЭЭ.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" развивает нормы
предыдущего, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и уже целиком
посвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологической
экспертизы вообще, а не только государственной (ст.1), более подробно
раскрываются принципы (ст.3) и указываются виды ЭЭ (ст.4). Глава II закрепляет
полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч.
Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст.5), вопросы ведения
субъектов РФ (ст.6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ
(ст.9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие "специально
уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы"
распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст.7) и
территориальным (ст.8) уровнями.
Глава III закона полностью посвящена государственной экологической
экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст.11) и уровня
субъектов федерации (ст.12), дает юридическое определение понятия "специально
уполномоченные государственные органы в области экологической
экспертизы"(ст.13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст.14),
определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст.15), её эксперта
(ст.16) и председателя (ст.17), а также юридическую силу заключений
экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.18). Более
подробно, хотя не с должной степенью глубины, глава IV данного закона
регламентирует общественную ЭЭ (ст.20), её объекты (ст.21), порядок (ст.22) и
условия (ст.23) проведения, правила регистрации ОЭЭ (ст.24), статус
заключения (ст.25) и права граждан, а также общественных организаций в этой
области (ст.19). В специальной главе (гл.V) закреплены права (ст.26) и
обязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах
главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст.28) и ОЭЭ (ст.29).
Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII,
закрепившая соответствующие виды нарушений (ст.30) и виды ответственности за
нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст.31),
административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско-правовую (ст.34).
В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.35).
Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ
над российским национальным (ст.36), а также содержатся нормы (ст.38) о
приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента,
Правительства, ведомств и субъектов федерации, а также органов местного
самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.
Выше указанные фадеральные законы формируют "Основы законодательства в области
ЭЭ", но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия
конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых актов Правительства РФ,
ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной
нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС (имеющей общефедеральную
юридическую силу) относятся следующие подзаконные нормативно-правовые
акты, в числе действующих среди которых, отмечаются:
постановления Правительства РФ ‑ "Об утверждении
Положения о порядке проведения ГЭЭ", "Об утверждении норм оплаты труда членов
экспертных советов (комиссий) и внешних экспертов", "Об оплате труда внештатных
экспертов ГЭЭ", "О государственной экспертизе градостро-ительной и
проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства", "Об
утвер-ждении Положения о государственной экологической экспертизе" (п.п.14 и
15), "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании
капитального строительства на территории РФ", "Об утверждении Положения о
порядке подготовки, рассмотрения и проведения государ-ственной экспертизы
технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований
целесо-образности, эффективности и возможности участия российских организаций в
строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об
экономическом и техническом сотрудничестве", "Об органах, осуществляющих
государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической,
экономической и экологической информации о представляемых в пользование
участках недр", “О порядке разработки, согласования, государственной
экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного
использования и охраны водных ресурсов” и др.;
в числе указов Президента РФ не отмечается напрямую регулирующих
область ЭЭ и ОВОС, одноко все же заслуживают внимание два указа ‑ "О
государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития" и "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию".
Первый документ в числе основных стратегических направлений деятельности по
обеспечению экологически безопасного устойчивого развития приоритетным называет
" экологическиобоснованное размещение производительных сил" (что
подразумевает проведение ОВОС и экологической экспертизы). В Концепции также
содержатся косвенные указания на необходимость развития ЭЭ и ОВОС: " оценка
хозяйственной емкости экосистем и определение допустимого на них
антропогенного воздействия " относится к основным направлениям перехода
России к устойчивому развитию; государственное управдение процессом перехода
страны к устойчивому развитию предполагает "разработку системы программных и
прогнозных документов" (являющихся по сути вариантами ОВОС, подлежащих ГЭЭ);
"... механизмы разработки и принятия решений должны... учитывать
последствия реализации этих решений в экономической, социальной,
экологической сферах..." (для чего и предназначено проведение ОВОС);
нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в
области ЭЭ - Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальных органов
‑ приказы: "Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию
хозяйственной и иной деятельности”. "Об утверждении Положения об оценке
воздействия на окружающую среду в РФ", "О комплексной системе оценки и
нормирования качества окружающей среды", "Об утверждении формы заключения ГЭЭ",
"Об утверждении Руководства по проведению ОВОС при разработке обоснований
инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и/или
проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения,
консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов", "Об
утверждении Требований к материалам, предъявляемым на ГЭЭ для отнесения
отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации или
экологического бедствия", "Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ", "Об
утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при
проведении ГЭЭ, а также при составлении экологического обоснования
хозяйственной и иной деятельности"; письма и разъяснения: "О государственной
экологической экспертизе", "О ГЭЭ предприятий с иностранными инвестициями", "Об
обязанности использования процедуры и результатов ОВОС при разработке
предплановой, предпроектной и проектной документации"; другие документы: "Об
учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных
предприятий, организаций", Руководство по экологической экспертизе
предпроектной и проектной документации;
нормативные документы и материалов других ведомств, имеющих отношение к ЭЭ:
документы строительных ведомств ‑ "Об утверждении Инструкции о порядке
разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в
строительство предприятий, зданий и сооружений", Инструкция о порядке
проведения экспертизы проектов строительства (реконструкции) зданий и
сооружений, "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной
документации и проектов строительства в российской Федерации", Методика оценки
воздействия промышленных предприятий на окружающую средц по техногенны
факторам, Руководство по составлению раздела "Охрана природы и улучшение
окружающей среды градостроительными средствами в проектах планировки и
застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов", Природоохранные
нормы и правила проектирования; документы Минздрава ‑ Санитарные правила
проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения
неутилизируемых промышленных отходов. Методические рекомендации. Гигиеническая
оценка утилизации твердых и концентрированных жидких отходов химических
производств на предприятиях других отраслей промышленности; документы
Госгидромета ‑ Рекомендации по составлению сводного тома "Охрана
атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)" города (населенного пункта) и
его макет, Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы
воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ
в атмосферу по проектным решениям. ОНД 1-84, Сборник законодательных,
нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных
мероприятий, Методика обоснования экологических нормативов выбросов от
стационарных источников, Типовая инструкция по организации системы контроля
промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности; документы
Госатомнадзора ‑ Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия
решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и
эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной
безопасности, Положение по организации и проведению экспертизы проектных и
других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и
радиационноопасных объектов и производств; документы Госгортехнадзора и др.
ведомств ‑ Положение о порядке выдачи специ-альных разрешений на виды
деятельности, связанные с повышенной опасно-стью промышленных производств
(объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании
недрами, Инструкция о порядке переоформления лицензий на пользование недрами;
нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ:
региональные правовые акты только формируются в соответствии с федеральным
законодательством. В большинстве субъектов федерации специально уполномоченные
государственные органы в области ЭЭ имеют, готовят и утверждают на
территориальном и ведомственном уровнях соответствующие Положения об
организации и проведении ГЭЭ, реже ‑ Регламенты ГЭЭ, ещё реже ‑
документы по ОВОС. В числе "передовых" в этом деле субъектов федерации можно
назвать Республику Татарстан, имеющую полный наиболее полный сборник документов
и г. Москву, подготовившую аналогичный пакет документов и материалов. Что
касается Москомприроды, то специалисты данного комитета по ряду вопросов
находятся впереди, в частности, первыми разработав предложения о введении
Государственной экологической классификации намерений и деятельности и
соответствующее Положение;
Международные документы. Отдельную группу документов и материалов, не
всегда входящих в число, относящихся к российскому законодательству в области
экологической экспертизы и ОВОС, но являющихся его источниками, являются
нормативные акты международных организаций (ЕЭК, ЮНЭП ИКАО, МАГАТЭ, МОТ
и др.), а также международные договора (конвенции),
ратифицированные или подписанные Россией. Существуют и рекомендательные
материалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов
при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС.
Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является
Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР,
а Россия подтвердила своё участие в ней, хотя пока так и не ратифицировала её.
В Конвенции впервые определяются на международном уровне обязанности
официальных лиц и права общественности в тех ситуациях, когда на территории
одной страны планируется осуществление деятельности, которая может оказать
неблагоприятное воздействие на среду обитания и население другой страны.
Вторым, не менее важным для России, претендующей на вступление в Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС), международным документом в области ЭЭ и ОВОС,
является Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторых
государственных и частных проектов на окружающую среду. Директива закрепила
основные принципы ЭЭ и ОВОС, необходимость информирования общественности и
активного её участие на всех стадиях проведения ЭЭ, обязательность проведения
консультаций между заинтересованными ведомствами, публикации результатов
экспертизы.
Определенный интерес при изучении ОВОС представляет трехтомный Технический
документ Всемирного Банка ‑ Международного банка реконструкции и
развития (МБРР) "Справочное пособие по экологической оценке", описывающий
процесс экологической экспертизы, рассматриваемые при этом глобальные,
отраслевые и социально-культурные проблемы, применение при экологическом
анализе метода "затраты-выгоды", способы стимулирования природоохранных
институтов, участие общественности, а также конкретные инструкции к различным
видам хозяйственной деятельности.
Технические документы. Последней группой документов и материалов, также
не входящих в число правовых, но учитываемых при проведении ЭЭ и ОВОС, являются
Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы
(ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а
также руководства, методики, методические и др. рекомендации, справочные и иные
пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.). Это нормативно-технические документы
, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и др. критерии для
проверки предлагаемых решений на соответствие этим экологическим требованиям.
Их число огромно, поэтому более подробно они разбираются в отдельной теме.