Цели и задачи ГЭЭ объектов строительства

Цели экологической экспертизы заключаются в предупреждении возможных

неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую

природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий

реализации объекта экологической экспертизы, а также, в обеспечении

реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную

природную среду и экологическую безопасность.

Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель

экологической экспертизы еще несколько шире, например в соответствии с

Директивой ЕЭС №337/85 ЭЭ считается “ воплощением предупредительной

экологической политики", подразумевающей оценку экологического воздействия

проектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участие

общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятия

решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о

результатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и

другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов

переговоров и консультаций.

Задачи экологической экспертизы:

а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних,

объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с

позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных

в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и

опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение

экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных

изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития

производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е.

определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их

социальных, экономических и экологических последствий.

б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов,

намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их

реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой

деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за

качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии

намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных,

научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их

государственным и иным органам, принимающим решение о реализации

объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);

в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных

неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных

с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой

деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для

снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения

конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

Принципы экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском

законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе "Об охране

окружающей природной среды" (ст.35), выделяющем среди них принципы:

обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в

организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а

также в законе “Об экологической экспертизе”, добавляющем принципы

презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической

безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации,

гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует и

действует принцип "платности" экологической экспертизы.

Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что

"ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды,

предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а

финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится

только при наличии положительного заключения ГЭЭ..." (ст. 70). Закон “Об

экологической экспертизе” добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ

моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и

обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того он

закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения

(ст. 18): “... положительное заключение ГЭЭ является одним из

обязательны х условий финансирования и реализации объекта

государственной ЭЭ...”, а также то, что “... правовым последствием

отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта

ГЭЭ”. Это касается и международно-правовой деятельности: “

...несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта

международного договора является основанием признания его недействительным”

Правда на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к

проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредное

воздействие на окружающую природную среду.

Принцип научной обоснованности, объективности и

законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах в связке и означает,

что ЭЭ представляют собой научно-исследовательский процесс и должны

производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием

новейших форм и методов научных исследований квалифицированными

учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не

столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий,

разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также

выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

Принцип независимости и вневедомственности

относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности

является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и

проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их

надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое

обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного

волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться

только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами.

Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако на

практике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от ГЭЭ (пока

та не признает её результатов), а второй раз - от групповых общественных

интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее

сформировавшейся целью - доказать невозможность принятия решения о реализации

объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица,

её проводящие, как правило, сами зависимы, причем финансово, от заказчика

документации.

Принцип широкой гласности и участия общественности

предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых

решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы,

возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и

доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для

последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в

частности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административную

ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление,

или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким

правонарушением вреда. Гласность экологической информации тесно связана с

привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы

такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны:

рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении

экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав

экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ,

проведение референдумов и т.д.

В законодательстве определены два вида ЭЭ -

государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в

России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по

типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и

специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционной

деятельности и т.д.).

Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных

"объектовых" групповых типа: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектных

материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить

экспертизу или ОВОС, приводит к понятию ведомственной экспертизы.

Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств, имеющих кроме

Госкомэкологии России отношение к экспертизе и оценкам в данной области,

насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае

оказывается также довольно много. Однако только "ведомственный" подход,

оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС,

неприемлем в случае комплексной экологической экспертизы и ОВОС. Именно поэтому

для координирования организации и проведения ГЭЭ законодательством и

административно Госкомэкология (Минприроды) РФ определена в качестве органа,

осуществляющего межведомственные связи и координацию в сфере экологической

экспертизы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: