Цели экологической экспертизы заключаются в предупреждении возможных
неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий
реализации объекта экологической экспертизы, а также, в обеспечении
реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную
природную среду и экологическую безопасность.
Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель
экологической экспертизы еще несколько шире, например в соответствии с
Директивой ЕЭС №337/85 ЭЭ считается “ воплощением предупредительной
экологической политики", подразумевающей оценку экологического воздействия
проектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участие
общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятия
решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о
результатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и
другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов
переговоров и консультаций.
Задачи экологической экспертизы:
а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних,
объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с
позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных
в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и
опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение
экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных
изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития
производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е.
определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их
социальных, экономических и экологических последствий.
б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов,
намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их
реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой
деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за
качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии
намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных,
научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их
государственным и иным органам, принимающим решение о реализации
объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);
в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных
неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных
с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой
деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для
снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения
конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).
Принципы экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском
законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе "Об охране
окружающей природной среды" (ст.35), выделяющем среди них принципы:
обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в
организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а
также в законе “Об экологической экспертизе”, добавляющем принципы
презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической
безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации,
гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует и
действует принцип "платности" экологической экспертизы.
Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что
"ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды,
предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а
финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится
только при наличии положительного заключения ГЭЭ..." (ст. 70). Закон “Об
экологической экспертизе” добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ
моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и
обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того он
закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения
(ст. 18): “... положительное заключение ГЭЭ является одним из
обязательны х условий финансирования и реализации объекта
государственной ЭЭ...”, а также то, что “... правовым последствием
отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта
ГЭЭ”. Это касается и международно-правовой деятельности: “
...несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта
международного договора является основанием признания его недействительным”
Правда на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к
проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредное
воздействие на окружающую природную среду.
Принцип научной обоснованности, объективности и
законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах в связке и означает,
что ЭЭ представляют собой научно-исследовательский процесс и должны
производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием
новейших форм и методов научных исследований квалифицированными
учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не
столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий,
разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также
выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.
Принцип независимости и вневедомственности
относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности
является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и
проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их
надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое
обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного
волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться
только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами.
Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако на
практике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от ГЭЭ (пока
та не признает её результатов), а второй раз - от групповых общественных
интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее
сформировавшейся целью - доказать невозможность принятия решения о реализации
объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица,
её проводящие, как правило, сами зависимы, причем финансово, от заказчика
документации.
Принцип широкой гласности и участия общественности
предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых
решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы,
возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и
доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для
последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в
частности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административную
ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление,
или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким
правонарушением вреда. Гласность экологической информации тесно связана с
привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы
такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны:
рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении
экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав
экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ,
проведение референдумов и т.д.
В законодательстве определены два вида ЭЭ -
государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в
России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по
типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и
специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционной
деятельности и т.д.).
Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных
"объектовых" групповых типа: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектных
материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить
экспертизу или ОВОС, приводит к понятию ведомственной экспертизы.
Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств, имеющих кроме
Госкомэкологии России отношение к экспертизе и оценкам в данной области,
насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае
оказывается также довольно много. Однако только "ведомственный" подход,
оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС,
неприемлем в случае комплексной экологической экспертизы и ОВОС. Именно поэтому
для координирования организации и проведения ГЭЭ законодательством и
административно Госкомэкология (Минприроды) РФ определена в качестве органа,
осуществляющего межведомственные связи и координацию в сфере экологической
экспертизы.