Организация проведения государственной экологической экспертизы

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается

не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного

поручения).

В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает предложения по

кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии

(ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных

сотрудников, обычно это - ранее назначенный ответственный исполнитель).

Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель: уточняют

численный состав экспертной комиссии, определяют персональный состав

экспертной комиссии и формируют при необходимости группы экспертов;

подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии;

подготавливают техническое задание руководителям групп. Число членов

экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех.

Проведение государственной экологической экспертизы несложных объектов может

быть поручено экспертной комиссии из числа штатных экспертов специально

уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы.

Оплата участия штатных экспертов в проведении государственной экологической

экспертизы объектов внебюджетного финансирования производится в порядке,

определенном "Положением об оплате труда внештатных экспертов государственной

экологической экспертизы Госкомэкологии России и его территориальных органов

в субъектах Российской Федерации" (утв. приказом Минприроды России 14.05.96

г).

Ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание на проведение

ГЭЭ; трудовые соглашения с каждым членом экспертной комиссии; проект приказа

на проведение ГЭЭ и представляет его руководству Госмкомэкологии России или

его территориального органа.

Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания

приказа Госкомэкологии России (его территориального органа) о проведении

экспертизы.

Продолжительность проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости

экспертных работ по объекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней. В

процессе проведения государственной экологической экспертизы при

необходимости могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение сроков

проведения ГЭЭ оформляется приказом Госкомэкологии России или его

территориального органа. При этом общий срок проведения ГЭЭ не должен

превышать шесть месяцев.

Ответственный исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о

проведении ГЭЭ информирует об этом органы государственной власти и органы

местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта

экспертизы.

Руководитель экспертного подразделения утверждает техническое задание на

проведение ГЭЭ, а также технические задания руководителям групп и экспертам.

Руководитель экспертного подразделения и эксперты подписывают трудовые

соглашения между ними и специально уполномоченным государственным органом в

области экологической экспертизы.

Порядок работы экспертной комиссии. Работа экспертной комиссии

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют

члены экспертной комиссии, представители заказчика), а также, при

необходимости, других заинтересованных организаций.

Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня,

реализация которых затрагивает интересы субъекта Российской Федерации,

проводится с участием соответствующего территориального органа Госкомэкологии

России. Участие территориального органа может осуществляться в следующих

формах: территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего

представителя (или нескольких экспертов); территориальный орган передает свои

аргументированные заключения с выводами о возможности реализации объекта

экспертизы.

На организационном заседании:

представитель экспертного подразделения сообщает о приказе по проведению ГЭЭ;

руководитель экспертной комиссии докладывает о порядке проведения ГЭЭ объекта;

представитель заказчика (разработчика) представленной документации

докладывает о характере намечаемой деятельности;

уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и

экспертов;

определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;

определяется срок подготовки проекта сводного заключения экспертной комиссии.

По результатам организационного заседания оформляется протокол и прилагается

явочный лист, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем

экспертной комиссии.

Члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на

государственную экологическую экспертизу, и подготавливают индивидуальные

экспертные заключения. Проекты групповых заключений обсуждаются на заседаниях

экспертных групп.

Приказом, при необходимости, предусматривается выезд на место членов

экспертной комиссии для получения дополнительной информации и проведения

выездных заседаний экспертной комиссии. Приказом по Госкомэкологии в состав

экспертной комиссии могут дополнительно включаться специалисты по конкретным

вопросам рассматриваемого объекта.

Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу

экспертов или руководителя экспертной комиссии, руководитель экспертного

подразделения направляет официальное уведомление заказчику о предоставлении

недостающих материалов.

Рабочие заседания экспертных групп оформляются протоколом и явочным листом,

которые подписываются руководителем группы.

В ряде случаев, в целях решения возникающих вопросов, руководитель экспертной

комиссии и руководители групп могут приглашать для участия в рабочих

заседаниях экспертной комиссии представителей заказчика. В случае запроса

заказчика документации о возможности участия своего представителя в рабочих

заседаниях экспертной группы, этот вопрос решается руководителем экспертной

группы или экспертной комиссии.

После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп

подготавливают и представляют ответственному секретарю или руководителю

экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения. Руководитель

экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают

заключения экспертов и готовят проект сводного заключения.

До проведения заключительного заседания экспертной комиссии ответственный

секретарь информирует заказчика о проекте заключения государственной

экологической экспертизы и приглашает на заключительное заседание экспертной

комиссии представителя заказчика документации.

Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании

экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики

материалов, представители других заинтересованных организаций. Руководитель

экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и

выводах сводного заключения. Приглашенные на заключительное заседание

экспертной комиссии могут высказать свое мнение по проекту сводного

заключения.

Принятие решения по сводному заключению государственной экологической

экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии и

сотрудников Госкомэкологии России (его территориального органа).

Заключительное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом и явочным

листом, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем

экспертной комиссии.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно

содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют

существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных

решений.

При наличии замечаний экспертов по проекту сводного заключения экспертной

комиссии, документ (или сводное заключение) дорабатывается и подписывается

руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее

членами.

Сводное заключение подлежит доработке и в случае его неподписания

руководителем специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ

в связи с: нарушением процедуры проведения экологической экспертизы или

несоответствием выводов заключения и замечаний экспертов. Заключение

экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его

подписавших.

В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами сводного заключения,

эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая

прикладывается к сводному заключению. При этом эксперт подписывает заключение

с отметкой "особое мнение".

При отсутствии под заключением подписей квалифицированного большинства членов

комиссии, заявлении о наличии особого мнения или подписании заключения со

ссылкой о наличии особого мнения экспертами (составляющими более одной трети

списочного состава комиссии), руководитель комиссии совместно с руководителем

экспертного подразделения докладывают руководству Госкомэкологии России (его

территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем

составе решения по заключению ГЭЭ, о необходимости продления срока ее

проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и о дополнительном

включении экспертов в состав комиссии. Предложения по исключению из состава

комиссии экспертов, имеющих особое мнение, не вносятся и не рассматриваются.

 

4.1.6 Общественные экологические экспертизы

Общественная экологическая экспертиза - одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.

С инициативой проведения общественной экологической экспертизы могут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы):

· граждане;

· общественные организации (объединения);

· органы местного самоуправления.

Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экологической экспертизы: те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

Сроки проведения общественной экологической экспертизы: общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

 

Объекты ГЭЭ

Как уже отмечалось выше, объекты экологической экспертизы указаны в статьях 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". После внесения изменений в указанный Закон, с 01 января 2007 года количество объектов экологической экспертизы существенно сократилось, причем перечни объектов стали исчерпывающими, то есть не предполагают возможность их расширительного толкования. В действовавшей ранее редакции перечни объектов экспертизы не только были значительно шире, но и носили открытый характер, так как содержали формулировки: "иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации". Таким образом, значимость института экологической экспертизы значительно уменьшилась.

Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:

· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

· проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

· проекты соглашений о разделе продукции;

· материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

· проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

· объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

· проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

· проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

 

Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:

· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

· материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

· проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, объекты экологической экспертизы, в основном, связаны с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества - например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции - могут заключаться при получении лицензии на недропользование).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: