Объекты экологической экспертизы

Рис. 1. Предмет экологической экспертизы.

 

На рис.1 схематично представлен предмет экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности(1) в связи с реализацией объекта экспертизы и экологическими требованиями (2), установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка " в связи с реализацией объекта экспертизы " не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы (что, по мнению автора, нарушает принцип презумпции экологической опасности).

В действующей редакции, вступившей в силу с 01 января 2007 года, понятие " экологическая экспертиза " охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала "намечаемая хозяйственная и иная деятельность", помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие "экологическая экспертизы" в б о льшей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Субъектами государственной экологической экспертизы закон

определяет " государственные органы и экспертные комиссии...", а в законе

“об экологической экспертизе” уточняются их полномочия на федеральном уровне и

уровне субъектов Российской Федерации и вводится понятие “специально

уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы

” (ст. 13). Таковыми являются: “федеральный специально уполномоченный на то

государственный орган в области охраны окружающей природной среды -

Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальные органы, которые имеют

исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы,

и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения,

специализированные в области организации и проведения ГЭЭ”.

Помимо этого, в определении условий природопользования и, соответственно, их

согласовании, предшествующем экологической экспертизе, участвуют следующие

органы государственного контроля и надзора (на федеральном уровне):

1. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству

(Роскомзем).

2. Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российской

Федерации.

3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (в части геологии и

использованию недр, а также водных ресурсов).

4. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России).

5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

(Госатомнадзор России).

6. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).

7. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство).

8. Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

(Департамент охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России).

9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей

среды (Росгидромет), с 30.05.98 г. подчиненная Госкомэкологии РФ.

Примечание:

Условия землепользования в обязательном порядке согласуются с основным

землепользователем.

При изменении условий природопользования в процессе проектирования или при

истечении срока действия согласований необходимо провести дополнительные

согласования этих изменений до представления материалов в территориальные

органы государственной экологической экспертизы.

Закон “Об экологической экспертизе”, рассматривая субъекты ЭЭ, впервые

определяет понятия “ экспертная комиссия государственной экологической

экспертизы” (ст. 15) и “ эксперт государственной ЭЭ” (ст. 16). Кроме

того, этот же закон закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента,

Федерального Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст.

5), определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, права

и обязанности федерального и территориальных специально уполномоченных

государственных органов в области экологической экспертизы (ст. 7 и 8).

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную ЭЭ или проводить ОВОС. Подрядчиком (исполнителем) обычно является НИИ или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести

экспертизу (ОВОС), или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным

органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе

общественных отношений следует считать предприятие (организацию, учреждение),

объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа, а также

население. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при

назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения

экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число

субъектов и их виды могут меняться. В соответствии с этим, в самом широком

смысле, в качестве субъектов ЭЭ можно рассматривать следующие:

- широкую общественность, если и не проводящую ОЭЭ, то хотя бы участвующую в

ГЭЭ или при проведении в качестве наблюдателей;

- представителей научно-исследовательских и проектных организаций, не

входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и

документы, подлежащие экспертизе, т.е., фактически проводящих первичную

стадию - экологическое обоснование.;

- работников государственных органов контроля и надзора, а также других

организаций и учреждений, (в т.ч. ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию о

нарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих

объектов экологической экспертизы или аудита (ЭА);

- персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА.

Объекты экологической экспертизы как правило совпадают. В

законодательстве обозначены лишь общие типы объектов,

подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные

и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на

территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также

экологические обоснования лицензий и сертификатов.

К предплановыми материалам ( работам) относятся документы

информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные,

собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К

предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства,

территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей

природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемы

расселения, схемы и планы развития городов и территорий, в т.ч. районной

планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и

использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и

территорий (в т.ч. зон экологического бедствия, свободных экономических и

эколого-экономических зон).

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки

строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные

положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные

условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие

проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение,

ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая

и сметная документация.

Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснований лицензий

(см. раздел 3.3.1). К объектам экологической экспертизы законом отнесены

также экологические обоснования сертификатов.

Наиболее полно и подробно в действующем российском законодательстве объекты

государственной ЭЭ определены в Законе “Об экологической экспертизе”. Кроме

вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет в качестве

них следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-

технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами

государственной власти РФ и ее субъектов, проекты материалов, подлежащих

утверждению органами государственной власти РФ и ее субъектов, предшествующих

разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на

соответствующей территории и т.д. (около 20 типов материалов).

Существенно новым с т.з. объектов ЭЭ является то, что к ним относятся теперь

и объекты государственной ЭЭ, ранее уже получившие положительное заключение,

в случае: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ), изменения

условий природопользования, реализации объекта экспертизы с отступлениями от

документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения

изменений в эти документы, истечения срока действия положительного заключения

ГЭЭ, внесения в проектную документацию изменений после получения

положительного заключения государственной ЭЭ.

Все вышеуказанные типы объектов ГЭЭ конкретизируются и дополняются

принимаемыми подзаконными актами в данной области. Разработан конкретный

Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке

обосновывающей документации на строительство проводится в

обязательном порядке. Перечень закреплен в Положении “Об оценке воздействия

на окружающую среду в РФ”. Он содержит 33 основных типа объектов и видов

деятельности, характеризуемых предельными значениями мощности,

производительности, тепловой нагрузки (например ТЭЦ), объемом отходов или

хранящихся веществ, другими количественными характеристиками объектов,

позволяющими судить об их экологической вредности или опасности.

Исследования, проведенные ВНИИприроды, уточняют перечень экологически опасных

объектов и видов хозяйственной деятельности (в соответствии с Конвенцией об

оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

1. Объекты ядерно-топливного цикла - установки, предназначенные для

производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного

ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов

,ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.

2. Топливно-энергетические объекты - атомные, гидравлические и тепловые

электростанции и крупные установки для сжигания топлива мощностью 300 МВт

пара и более.

3. Черная и цветная металлургия - установки для доменного и мартеновского

производства, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительные и

металлообрабатывающие предприятия, за исключением производства без литейных и

предприятий, на которых отсутствуют цеха химической обработки руд.

4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность, за

исключением заводов по производству смазочных материалов из сырой нефти и

установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев

мощностью до 500 т/сут.

5. Химическая промышленность - химические комбинаты, предприятия по

извлечению, производству и переработке асбеста и асбестсодержащих продуктов

(асбестцементной продукции - мощностью свыше 20 тыс. т./год, фрикционных

материалов - мощностью свыше 50 т/год готовой продукции, прочих изделий - в

объёмах свыше 200 т/год), стекла,минеральных удобрений, пестицидов и других

ядохимикатов.

6. Коксохимическое производство, заводы термической переработки твердого

топлива.

7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ.

8. Целлюлозно-бумажная промышленность - производство древесной массы,

целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объёмом 200 т и более.

9. Легкая промышленность - фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти,

кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия за исключением

производств пряжи и тканей из хлопка, льна и шерсти при отсутствии красильных

и отбельных цехов, обуви, шелков, трикотажа и кружев, швейных фабрик.

10. Строительная индустрия - предприятия с гидромеханизированной добычей

песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.

11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

12. Нефте-газо- и нефтепродуктопроводы диаметром труб более 300 мм и

магистральные водоводы.

13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5 тыс.куб.м),

нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений

(емкостью 5 тыс.т и более), пестицидов (мощностью 850т и более), наземные

хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов,

взрывчатых веществ и ракетного топлива.

15. Магистральные автомобильные дороги, автострады общегосударственного,

республиканского, областного (краевого) значения, аэропорты длиной взлетно-

посадочной полосы 1500 м и более.

16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты на них,

принимающие суда грузоподъемностью 1350 т и и более.

17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты очистки и промывки

вагонов.

18. Животноводческие комплексы - свиноводческие (50 тыс.голов и более), по

откорму молодняка КРС (6 тыс.голов и более), КРС (1200 коров и более),

птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров и более).

19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магистральные каналы.

20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы поверхностных вод

производительностью более 1 куб.м /сек и подземных вод при заборе воды 10

млн.куб. м и более).

21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.

22. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и

захоронения нерадиоактивных (промышленных, сельскохозяйственных и др.)

отходов.

23. Санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения -

мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования

отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых

бытовых отходов районного (областного) значения.

24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гидротехнических и

других промышленных объектов).

25. Космодромы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: