ТЕМА 7. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Ключевые понятия:
Деньги
Денежная масса
Нуллификация
Деноминация
Ревальвация
Кредит
Ссуда
ЦБ
Коммерческие банки
Вопросы и задания
1. Фирма желает взять заём на покупку нового оборудования стоимость в 20000 долларов в 1 год. Благодаря этому дополнительный годовой доход составит 1500 долларов. Инфляции нет. При какой банковской процентной ставке фирма осуществит инвестиции в оборудование.
2. Рассмотрим приведённый в таблице баланс Центрального банка.
Баланс Центрального банка (в условных денежных единицах)
Активы | Пассивы |
Золото и иностранная валюта 20 Ссуды коммерческим банкам 10 Облигации государственных займов 90 Государственные краткосрочные обязательства 110 | Банкноты 200 Депозиты коммерческих банков 20 Депозиты правительства 10 |
Всего 230 | Всего 230 |
Предположим, что правление банка приняло решение осуществить эмиссию (т.е. напечатать и выпустить в обращение) банкнот на сумму 20 ден. ед. Как это повлияет на структуру пассивов и активов Центрального банка? Какие возможные изменения в структуре пассивов и активов банка произойдет вследствие эмиссии? Как может использовать банк напечатанные им банкноты?
|
|
3. Предположим, что Центральный банк продаст часть имеющихся у него резервов иностранной валюты коммерческим банкам. Как это повлияет на структуру его пассивов и активов? Допустим, что сумма проданной иностранной валюты составила 4 усл.ден.ед.
ТЕМА 8. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Ключевые понятия:
Налоги
Налоговая ставка
Государственный бюджет
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Бюджетный дефицит
Бюджетный профицит
Эмиссия
Вопросы и задания
1. Одной из целей любого общества является справедливое распределение доходов и экономическая обеспеченность всех его членов. Какую роль играют налоги в достижении этих целей? Какой вид налога лучше всего для этого выбрать?
2. Как вы думаете, какие налоги выгоднее государству во время инфляции – прямые или косвенные? (в это время цены обычно растут быстрее, чем доходы.)
3. Какими из нижеперечисленных благ пользуется далеко не каждый, кто платит за них:
- концерт симфонического оркестра;
- государственное здравоохранение;
- обучение в государственной школе;
- обучение в вузе;
- защита со стороны армии и милиции;
- пожарная охрана;
- услуги почты;
- телевидение?
Справедливо ли, что мы вынуждены платить за те услуги, которыми, возможно, никогда не воспользуемся?
4. К каким отраслям имеет смысл применять налоговые льготы:
- быстро растущим;
- имеющим средние темпы роста;
|
|
- находящимся в состоянии спада?
5. Как вы думаете, почему государство предпочитает существовать с не полностью выплаченным государственным долгом? Не разумнее ли было бы сократить государственные расходы и избавиться от ежегодного дефицита бюджета, чем выплачивать проценты по внешним кредитам и облигациям государственного займа?
6. Какое из двух следующих утверждений правильно:
1) сокращение дефицита государственного бюджета означает уменьшение государственного долга;
2) если государственный долг уменьшается, значит, уменьшается и дефицит бюджета?
ТЕМА 8. БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Ключевые понятия:
Экономически активное население
Занятые
Безработные
Экономически неактивное население
Уровень занятости
Полная занятость
Частичная занятость
Уровень безработицы
Инфляция
Дефляция
Стагфляция
Антиинфляционные меры
Вопросы и задания
1. Всё население составляет 48 млн. чел., в том числе экономически активное 23 млн. чел., экономически неактивное 25 млн. чел. Численность занятых в отраслях экономики 20 млн. чел. Определите уровень безработицы в стране.
2. В N году численность занятых составила 90 млн. человек, численность безработных – 10 млн. человек. Определите уровень безработицы. В прошлом году из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек (желающих работать), 1 млн. из 10 млн. человек официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите уровень безработицы.
3. Определите, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население – 100 млн человек; не работающие – 46 млн человек; норма безработицы – 10%.
4. Имеются следующие данные: всё население – 100 млн человек; трудоспособное население – 60 млн человек; неработающее население – 60 млн человек; норма безработицы – 20%. Определите число трудоспособных лиц, которые не работают и не намерены работать.
5. Всё население составляет 148 млн. чел., в том числе экономически активное 72 млн. чел., экономически неактивное 76 млн. чел. Численность занятых в отраслях экономики 60 млн. чел. Определите уровень безработицы в стране.
6. Чему равно число занятых и безработных, если известно, что экономически активное население равно 60 млн человек, а норма безработицы равна 6%?
7. Естественный уровень безработицы составил 5%, а фактический- 9%. Определите величину отставания ВНП в %. Если потенциальный ВНП в том же году равнялся 500 млрд. долларов, то какой объём продукции был потерян из-за безработицы.
8. Предположим, что норма естественной безработицы – 6%; норма фактической безработицы – 10%. Чему должен равняться темп прироста ВВП, чтобы в течение четырёх лет в стране была достигнута полная занятость?
9. Потенциальный ВНП равен 800 млрд. долл., фактический ВНП равен 705 млрд. долл. Используя закон Оукена определите уровень безработицы (естественный уровень 6%).
10. Предположим, что потенциальный ВВП равен 1100 млрд долл., а фактический – 1000 млрд долл., естественная норма безработицы – 6%. Чему равна фактическая норма безработицы?
11. Имеются следующие данные: норма естественной безработицы – 6%; норма фактической безработицы – 8%; величина произведённого ВВП – 400 млн р. Рассчитайте, чему равен потенциальный ВВП.
12. Естественный уровень безработицы составил 5%, а фактический- 10%. Определите, какой объём продукции был потерян из-за безработицы, если номинальный ВНП в том же году составил 300 млрд. долл.
13. Рассмотрите данные приведённой таблицы и укажите, в какие годы произошла инфляция, в какие – дефляция, в какие – дезинфляция.
Индекс-дефлятор ВВП (уровень цен в 3-м году принимается за 100)
Годы | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | 10-й | 11-й | 12-й |
Индекс | 137,5 |
|
|
Предположим, что среднемесячных темп прироста общего уровня цен равен 1,5%. К какому виду вы отнесёте инфляцию в этом случае?
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для студентов заочного отделения инженерного факультета по направлению 23.03.01 – Технология транспортных процессов