Модуль 3. Макроэкономика

ТЕМА 7. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Ключевые понятия:

Деньги

Денежная масса

Нуллификация

Деноминация

Ревальвация

Кредит

Ссуда

ЦБ

Коммерческие банки

 

Вопросы и задания

 

1. Фирма желает взять заём на покупку нового оборудования стоимость в 20000 долларов в 1 год. Благодаря этому дополнительный годовой доход составит 1500 долларов. Инфляции нет. При какой банковской процентной ставке фирма осуществит инвестиции в оборудование.

2. Рассмотрим приведённый в таблице баланс Центрального банка.

 

 

Баланс Центрального банка (в условных денежных единицах)

Активы Пассивы
Золото и иностранная валюта 20 Ссуды коммерческим банкам 10 Облигации государственных займов 90 Государственные краткосрочные обязательства 110 Банкноты 200 Депозиты коммерческих банков 20 Депозиты правительства 10
Всего 230 Всего 230

Предположим, что правление банка приняло решение осуществить эмиссию (т.е. напечатать и выпустить в обращение) банкнот на сумму 20 ден. ед. Как это повлияет на структуру пассивов и активов Центрального банка? Какие возможные изменения в структуре пассивов и активов банка произойдет вследствие эмиссии? Как может использовать банк напечатанные им банкноты?

3. Предположим, что Центральный банк продаст часть имеющихся у него резервов иностранной валюты коммерческим банкам. Как это повлияет на структуру его пассивов и активов? Допустим, что сумма проданной иностранной валюты составила 4 усл.ден.ед.

 

ТЕМА 8. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Ключевые понятия:

Налоги

Налоговая ставка

Государственный бюджет

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Бюджетный дефицит

Бюджетный профицит

Эмиссия

 

Вопросы и задания

1. Одной из целей любого общества является справедливое распределение доходов и экономическая обеспеченность всех его членов. Какую роль играют налоги в достижении этих целей? Какой вид налога лучше всего для этого выбрать?

2. Как вы думаете, какие налоги выгоднее государству во время инфляции – прямые или косвенные? (в это время цены обычно растут быстрее, чем доходы.)

3. Какими из нижеперечисленных благ пользуется далеко не каждый, кто платит за них:

- концерт симфонического оркестра;

- государственное здравоохранение;

- обучение в государственной школе;

- обучение в вузе;

- защита со стороны армии и милиции;

- пожарная охрана;

- услуги почты;

- телевидение?

Справедливо ли, что мы вынуждены платить за те услуги, которыми, возможно, никогда не воспользуемся?

4. К каким отраслям имеет смысл применять налоговые льготы:

- быстро растущим;

- имеющим средние темпы роста;

- находящимся в состоянии спада?

5. Как вы думаете, почему государство предпочитает существовать с не полностью выплаченным государственным долгом? Не разумнее ли было бы сократить государственные расходы и избавиться от ежегодного дефицита бюджета, чем выплачивать проценты по внешним кредитам и облигациям государственного займа?

6. Какое из двух следующих утверждений правильно:

1) сокращение дефицита государственного бюджета означает уменьшение государственного долга;

2) если государственный долг уменьшается, значит, уменьшается и дефицит бюджета?

 

 

ТЕМА 8. БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Ключевые понятия:

Экономически активное население

Занятые

Безработные

Экономически неактивное население

Уровень занятости

Полная занятость

Частичная занятость

Уровень безработицы

Инфляция

Дефляция

Стагфляция

Антиинфляционные меры

 

Вопросы и задания

1. Всё население составляет 48 млн. чел., в том числе экономически активное 23 млн. чел., экономически неактивное 25 млн. чел. Численность занятых в отраслях экономики 20 млн. чел. Определите уровень безработицы в стране.

2. В N году численность занятых составила 90 млн. человек, численность безработных – 10 млн. человек. Определите уровень безработицы. В прошлом году из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек (желающих работать), 1 млн. из 10 млн. человек официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите уровень безработицы.

3. Определите, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население – 100 млн человек; не работающие – 46 млн человек; норма безработицы – 10%.

4. Имеются следующие данные: всё население – 100 млн человек; трудоспособное население – 60 млн человек; неработающее население – 60 млн человек; норма безработицы – 20%. Определите число трудоспособных лиц, которые не работают и не намерены работать.

5. Всё население составляет 148 млн. чел., в том числе экономически активное 72 млн. чел., экономически неактивное 76 млн. чел. Численность занятых в отраслях экономики 60 млн. чел. Определите уровень безработицы в стране.

6. Чему равно число занятых и безработных, если известно, что экономически активное население равно 60 млн человек, а норма безработицы равна 6%?

7. Естественный уровень безработицы составил 5%, а фактический- 9%. Определите величину отставания ВНП в %. Если потенциальный ВНП в том же году равнялся 500 млрд. долларов, то какой объём продукции был потерян из-за безработицы.

8. Предположим, что норма естественной безработицы – 6%; норма фактической безработицы – 10%. Чему должен равняться темп прироста ВВП, чтобы в течение четырёх лет в стране была достигнута полная занятость?

9. Потенциальный ВНП равен 800 млрд. долл., фактический ВНП равен 705 млрд. долл. Используя закон Оукена определите уровень безработицы (естественный уровень 6%).

10. Предположим, что потенциальный ВВП равен 1100 млрд долл., а фактический – 1000 млрд долл., естественная норма безработицы – 6%. Чему равна фактическая норма безработицы?

11. Имеются следующие данные: норма естественной безработицы – 6%; норма фактической безработицы – 8%; величина произведённого ВВП – 400 млн р. Рассчитайте, чему равен потенциальный ВВП.

12. Естественный уровень безработицы составил 5%, а фактический- 10%. Определите, какой объём продукции был потерян из-за безработицы, если номинальный ВНП в том же году составил 300 млрд. долл.

13. Рассмотрите данные приведённой таблицы и укажите, в какие годы произошла инфляция, в какие – дефляция, в какие – дезинфляция.

Индекс-дефлятор ВВП (уровень цен в 3-м году принимается за 100)

Годы 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й
Индекс                       137,5

 

Предположим, что среднемесячных темп прироста общего уровня цен равен 1,5%. К какому виду вы отнесёте инфляцию в этом случае?

 

 

Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для студентов заочного отделения инженерного факультета по направлению 23.03.01 – Технология транспортных процессов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: