Болезни на «нервной почве» 6 страница

Решить проблему «чужого поля» с точки зрения инфор­мационной теории эмоций должна помочь максимальная предварительная информированность спортсменов об усло­виях соревнований и о спортсменах, с которыми придется встретиться «на выезде». В этом отношении может быть весьма полезной содержательная беседа о стране, в которой команде предстоит выступать, о нравах и обычаях ее наро­да, о состоянии спортивного зала или стадиона, на котором будут проводиться состязания. Неплохо, если рассказ будет иллюстрирован кинокадрами, которые могли бы помочь спортсмену зрительно представить себе будущие условия быта и соревнований. Перед наиболее ответственными со­стязаниями (такими, например, как Олимпийские игры) для спортсменов заранее, в период подготовительной рабо­ты, во время тренировок могут создаваться условия, при­ближенные к условиям предстоящих спортивных баталий. С этой целью для подготовки к состязаниям спортсмены обычно выезжают на местность, высота, рельеф и климат которой близки аналогичным параметрам местности, где ожидается проведение основных выступлений. Обращается внимание на обеспечение спортсменов во время трениро­вок спортивным инвентарем, тождественным тому, с ко­торым предстоит выступать на соревнованиях. Для трени­ровок подбираются спарринг-партнеры, хорошо, если они по стилю выступления напоминают будущих основных со­перников. В большинстве случаев полезно знакомить спор­тсменов и с выступлениями этих соперников, наблюдая их непосредственно или по ранее заснятым кинолентам. Та­кому виду предварительной подготовки большое внимание уделяют, в частности, тренеры волейбольных и некоторых других команд Японии.


«5

ЭМОЦИИ НА 100%

Спортсменов могут волновать опасение опоздать на стадион или в спортивный зал, недружелюбные вы­сказывания местной прессы, непредвиденная специ­фика местных условий. Все эти и многие другие фак­торы могут быть причиной «предстартовой лихорад­ки» и ее парализующего влияния на физические воз­можности спортсмена.

Некоторые тренеры и спортивные психологи делают по­пытки приучить спортсменов к отрицательной или даже откровенно враждебной реакции болельщиков, с которой иногда приходится сталкиваться, особенно при выступле­ниях на стадионах, где принято перед спортивными вы­ступлениями заключать пари, приводящие к материальной заинтересованности болельщиков в исходе состязания. Так, бразильские футбольные тренеры взяли на вооружение маг­нитофоны и «закаливают» эмоциональное состояние фут­болистов, сопровождая их тренировочные занятия несущи­мися из динамиков разъяренными воплями болельщиков и взрывами бумажных патронов, начиненных порохом.

Для обеспечения у спортсменов во время предстоящих соревнований стенического эмоционального состояния мо­гут быть хороши самые разнообразные средства, ведущие к уменьшению дефицита информации и отвлекающие от тревожных мыслей. Мастер спорта Д. Рыжков рассказывал, что после выступлений в Москве футболистов сборной ко­манды Бразилии ее психолог доктор Гослинг, немалая роль которого в триумфальном шествии этой команды на чем­пионатах мира известна, увозил с собой пластинку с запи­сью популярной советской песни «Подмосковные вечера». «Отныне, — сказал он, — наши футболисты будут готовить­ся к играм с русскими под мелодию поэтичной русской песни... Мне кажется, в ней выражены основные черты русской души. Будущих соперников нужно изучать особен­но тщательно...» «С помощью пластинки?» — спросили его. «А почему бы и нет? Мои подопечные будут верить в то, что они знают душу или, если хотите, психологию ваших


------------------------------------------------- спорт И ЭМОЦИИ -------------------------------------- *—ЗЭ*

игроков. А уж знают ли они ее в самом деле — не столь важно».

Все это делается, чтобы спортсмен знал или хотя бы на­деялся, что знает, с кем ему придется иметь дело, чтобы в сознании его не оставалось места неосведомленности, а вместе с тем сомнению, тревоге и уж тем более опасению, страху. Уверенность в своих силах — вот что нередко реша­ет успех выступления в состязании с равным.

Но нельзя забывать при этом об индивидуальных осо­бенностях эмоциональной сферы спортсменов. Так, опро­сы показали, что уверенность в победе над будущим сопер­ником является прекрасным допингом приблизительно для 50 % спортсменов, но в то же время было выяснено, что около 20 % спортсменов лучше выступает под угрозой по­ражения. Если большинство спортсменов предпочитает со­стязаться на своих стадионах, то некоторые все же успеш­нее выступают «на выезде»: оказывается, дома, на глазах у своих родных, близких, друзей, они особенно боятся прои­грыша. Избыточный «груз ответственности» обусловливает напряженность, скованность спортсмена во время высту­пления, и в результате обостренное желание показать себя как можно лучше приводит к обратному результату.

По-разному реагируют спортсмены и на изменчивость «спортивного счастья» в ходе поединка или турнира. Одних пропущенный гол или проигранный матч обескураживает, лишает уверенности, в других вселяет «спортивную злость», упорство, делает их выступление более содержательным и целеустремленным. Победа может не только вдохновлять, но и вызывать преждевременное чувство удовлетворенно­сти, успокоенности, вести к «демобилизации» спортсмена в тот период, когда окончательный исход соревнования еще не ясен и соперник сохраняет шансы наверстать упущен­ное.

Таким образом, в процессе воспитания эмоциональной сферы спортсменов тренерам и спортивным психологам нельзя действовать по шаблону. Для достижения желае­мых результатов им обычно приходится проводить боль­шую вдумчивую индивидуальную работу со своими подо-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

печными. Добиваться формирования у спортсменов нуж­ного для победы в состязаниях эмоционального состояния приходится разными путями. Одного перед стартом надо успокоить, другого — разозлить, одного полезно отвлечь от мыслей о предстоящем выступлении, другому, наоборот, целесообразней помочь сосредоточиться на будущем состя­зании и последние часы и минуты перед соревнованием по­святить продумыванию тактики выступления, «настроиться на игру». Есть спортсмены, которым перед соревнованием полезно активно потренироваться, некоторым целесообраз­нее оставшиеся до выступления пару часов поспать. Трене­ру и психологу приходится считаться с тем, что один и тот же метод психологического воздействия одного спортсмена подстегивает, активизирует, другого — обезоруживает.

Ф

Победа может не только вдохновлять, но и вызывать преждевременное чувство удовлетворенности, успо­коенности, вести к «демобилизации» спортсмена в тот период, когда окончательный исход соревнования еще не ясен и соперник сохраняет шансы наверстать упущенное.

Особое значение имеет эмоциональное состояние спор­тсмена, входящего в состав команды, так как ее спортив­ные успехи зависят от индивидуальных действий каждого игрока, а также от их сыгранности, взаимопонимания, от­ношения друг к другу, от их психологической совместимо­сти. Известно, что возникновение конфликтной ситуации в команде может резко сказаться на характере и резуль­татах ее выступлений, хотя индивидуальные качества и возможности каждого из спортсменов при этом остаются прежними. Знание психологии спортсменов полезно при формировании спортивной команды и не менее важно для поддержания в ней необходимого эмоционального тону­са. Однажды, когда успешно выступившая ранее команда наших гребцов резко снизила свои результаты, психологи точно смогли определить спортсмена, нарушившего суще­ствовавшее в ней ранее эмоциональное равновесие. После


"*3

СПОРТ И ЭМОЦИИ

его замены команда вновь повысила свои спортивные ре­зультаты и снова стала побеждать в ответственных сорев­нованиях.

У спортивного психолога имеется много способов воз­действия на настроение, на «боевую готовность» своих по­допечных. Выбор наиболее действенного из них в данной конкретной ситуации обычно предопределяет результаты его работы. Так, спортивный психолог Р. Загайнов, работа­ющий с боксерами, серьезное внимание уделял расселению спортсменов в гостинице. Он считает нужным (и, вероятно, не без основания) по возможности изолировать проиграв­ших и уже выбывших из борьбы боксеров для того, чтобы не допустить «заражения» ими своим обычно подавленным настроением тех, кому еще предстоит борьба. Он же счита­ет нецелесообразным перед ответственным выступлением какое бы то ни было общение боксеров со своими буду­щими соперниками. Загайнов против того, чтобы боксер наблюдал предшествующий бой своего противника, так как согласно турнирным правилам соперником оказывает­ся победитель этого боя; наблюдать же победный триумф своего будущего противника боксеру незачем. К тому же, как считает психолог, на ринге, когда смотришь из зала, боксер выглядит крупнее и мощнее, чем на самом деле, а это может привести к тому, что наблюдавший за ним из зрительного зала спортсмен может переоценить физиче­ские данные этого боксера, что, как правило, не способ­ствует формированию эмоционального состояния, нужного для победы в предстоящем бою.

ф

У спортсменов, приехавших в незнакомое место и по­селившихся в гостинице, где они ведут монотонную, бедную впечатлениями жизнь, может развиться так называемая «гостиничная болезнь», которая прояв­ляется угнетенным, тоскливым настроением.

Тренеры и психологи обратили внимание на то, что у спортсменов, приехавших в незнакомое место и поселив­шихся в гостинице, где они ведут монотонную, бедную


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

впечатлениями жизнь, может развиться так называемая «гостиничная болезнь», которая проявляется угнетенным, тоскливым настроением, иногда повышенной раздражи­тельностью. В связи с этим представляется разумным в пе­риоды между тренировками и отдыхом организовать для спортсменов экскурсии по городу с целью ознакомления их с его достопримечательностями, посещения музеев, теа­тров, загородные прогулки и другие мероприятия, способ­ствующие улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения.

Очень важно уметь поддержать у спортсмена хорошую спортивную форму в течение длительного времени и та­ким образом продлить ему «жизнь в большом спорте». Но что этому способствует: успехи или неудовлетворенность своими результатами? На первой конференции спортивных психологов представитель ЧССР доктор В. Гашек расска­зал о результатах проведенного им исследования, которое показало, что успех, удача иногда отрицательно сказывают­ся на дальнейших спортивных результатах, так как у спор­тсмена, «вкусившего» победу, может развиться чрезмерная самоуверенность, зазнайство. Он быстро привыкает к по­честям, но при этом перестает упорно совершенствовать свое мастерство; в результате на смену победам приходят поражения. В связи с этим, по мнению В. Гашека, целесоо­бразной является такая организация спортивной трениров­ки, при которой цепь удач время от времени прерывается «недостижением притязаний», т.е. относительной неудачей. Однако такая методика воспитания спортсмена, вероятно, целесообразна не всегда и может применяться лишь с уче­том особенностей личности спортсмена.

ф

Успех обычно сопутствует тем спортсменам, которые занимаются спортом с удовольствием, которым спорт доставляет радость.

Интересную мысль о том, какое восприятие победы способствует развитию успеха, высказывает двукратная чемпионка мира по художественной гимнастике Людмила


СПОРТ И ЭМОЦИИ

Савинкова: «Нельзя и не нужно привыкать к победам, рас­сматривать их как нечто само собой разумеющееся. Пер­вая или двадцатая победа должна приносить вечно живое, новое ощущение радости... В каждой победе, от незначи­тельной и до самой крупной, должна оставаться какая-то незавершенность. В сердце, наполненном радостью, дол­жен остаться пусть маленький, но нерастворимый осадок неудовлетворения. Он не испортит собою радость. Он ста­нет источником новых поисков».

Дальнейшие поиски методов психологического воз­действия на спортсменов, которые могли бы с большой степенью надежности в нужное время обеспечить у них оптимальный по выраженности эмоциональный подъем, по всей вероятности, помогут открыть новые резервы фи­зических сил, необходимых для дальнейшего повышения спортивных результатов, завоевания новых рекордов в спорте, повышения «спортивного долголетия». Надо ска­зать, что для достижения устойчивых высоких спортивных результатов необходимо не только иметь врожденные или приобретенные в процессе упорных тренировок физиче­ские данные и техническое мастерство, но и очень любить спорт.

Успех обычно сопутствует тем спортсменам, которые занимаются спортом с удовольствием, которым спорт до­ставляет радость. Вот что говорил в связи с этим ветеран отечественного хоккея девятикратный чемпион мира Вя­чеслав Старшинов: «Я пришел в хоккей мальчишкой, оча­рованный этой изумительной игрой. Игра доставляла мне неизъяснимое наслаждение и ощущение полноты жизни. И когда-нибудь я с сожалением покину большой хоккей, так и не сумев, видимо, отрешиться от этой мальчишеской всепоглощающей любви. Но поверьте мне, не может быть несчастливым человек, в жизни которого была хоккейная весна».


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

Глава 14 В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Лишь широкая и разносторонняя жизнь тела во всем разнообразии его отправлений, во всем разноо­бразии восприятий, доставляемых им мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь и самому мозгу.

В.В. ВЕРЕСАЕВ

Если большой спорт — удел людей, физические воз­можности и подготовка которых позволяют им демонстри­ровать высокий класс выступлений и добиваться высших спортивных достижений, то массовый спорт и физическая культура — прежде всего мощное средство закаливания и оздоровления организма, тренировки в самообладании и самодисциплине. Физическая культура и спорт способ­ствуют гармоническому развитию человека, обеспечивая не только физическое, но и душевное его здоровье. Они порождают ощущение, которое И.П. Павлов называл «мы­шечной радостью». О несущих человеку радость физиче­ских упражнениях не следует забывать никому, и особенно людям умственного труда.

ф

«Как человек «сидячего» образа жизни забудьте о преферансе, домино, многочасовом высиживании у телеэкрана. Помните, что лучше один раз поиграть самому, чем сто раз побывать в роли болельщика. Вы­бирайте подвижные игры, требующие деятельности мышц. Полюбите туристские тропы, загородные про­гулки, заснеженную лыжню, крутизну горных скло­нов, ласки морской волны».

Г.И. КОСИЦКИЙ

Хороший врач и большой русский писатель В.В. Вере­саев горячо пропагандировал необходимость физического развития для всех. «Принимая выгоды культуры, — писал


----------------------------------------------------------- В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ------------------------------------------- С—^Й*

он, — нельзя разрывать самой тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные свой­ства, даваемые нам условиями культурного существования, необходимо в то же время сохранить наши старые положи­тельные свойства; они добыты слишком тяжелою ценою, а утерять их слишком легко. Пусть все больше развивается мозг, но пусть же при этом у нас будут крепкие мышцы, изощренные органы чувств, ловкое и закаленное тело, даю­щее возможность действительно жить с природою одною жизнью, а не только отдыхать на ее лоне в качестве изне­женного дачника».

О себе В.В. Вересаев рассказывал так: «В отношении физического развития я рос в исключительно благоприят­ных условиях. До самого окончания университета я каждое лето жил в деревне жизнью простого работника, — пахал, косил, возил снопы, рубил лес с утра до вечера. И мне хо­рошо знакомо счастье бодрой, крепкой усталости во всех мускулах, презрение ко всяким простудам, волчий аппе­тит и крепкий сон. Когда мне теперь удается вырваться в деревню, я снова берусь за косу и топор и возвращаюсь в Петербург с мозолистыми руками и обновленным телом, с жадною, радостною любовью к жизни. Не теоретически, а всем существом своим я сознаю необходимость для духа энергичной жизни тела, и отсутствие последней действует на меня с мучительностью, почти смешною».

Физические упражнения, несомненно, могут способ­ствовать улучшению настроения, бодрости духа, повыше­нию умственной трудоспособности. Вместе с тем следует учитывать и биологическую обусловленность зависимости физических возможностей человека от его эмоций. Так, авторы книги «Психология и космос» Ю.А. Гагарин и В.И. Лебедев рассказывают о том, что на первом этапе под­готовки космонавтов было выяснено: перед парашютными прыжками сила мышц кисти у Титова, Николаева, Попо­вича и других будущих покорителей космоса возрастала, и это увеличение силы, по данным динамометра, находилось в пределах от двух до восьми килограммов.

Готовность организма к активным действиям, обуслов­ленная эмоциональным напряжением, вызывает потреб-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

ность в этих действиях. Может быть, поэтому человек, на­ходящийся в состоянии резко выраженного эмоциональ­ного возбуждения, может трясти кулаками, рвать на себе волосы, бить посуду или ломать стулья. Может быть, поэ­тому взволнованный неполадками на производстве дирек­тор завода быстрыми шагами ходит из угла в угол по свое­му просторному кабинету, а обиженный приятелем ученик бросается в драку.

 

Физические упражнения могут улучшать настроение, способствовать бодрости духа, повышению умствен­ной трудоспособности.

Под влиянием стенических эмоций возрастают физиче­ские возможности человека. Этим можно объяснить, поче­му разгневанный вихрастый пятиклассник одолевает своего более великовозрастного обидчика, а находящийся в со­стоянии аффекта во время пожара скромный служащий, не привыкший иметь дело с тяжестями большими, чем порт­фель с бумагами и бутербродом с колбасой, выволакивает из горящего помещения десятипудовый сейф с документа­ми. В одном цирке плотник ремонтировал вольер. Вдруг, толкнув незапертую дверцу, из клетки вышел лев по кличке Примус и не спеша, направился к плотнику. Тот бросил ножовку и за несколько секунд взлетел по вертикальному столбу на четырехметровую высоту. Проявленная им при этом резвость и ловкость поразила даже артистов цирка, которых удивить такими качествами не так-то просто.

При эмоциональном перенапряжении эндокринные же­лезы выбрасывают в кровь повышенное количество гормо­нов, влияющих на функцию различных систем организма, и в том числе на функцию нервной и сердечно-сосудистой системы. Физические же действия освобождают организм от избытка гормонов и обеспечивают в нем восстановление гормонального равновесия. И чем более бурными и более длительными были эмоциональные реакции, тем выше по­требность организма в физической разрядке. Если же та­кая разрядка отсутствует, то возникает изменение функций внутренних органов, что может привести к различным за-


----------------------------------------------------------- В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ------------------------------------------- С—^Й*

болеваниям терапевтического и неврологического профиля, развитие гипертонической болезни, сердечной и почечной патологии, неврозов.

В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» помещик Ле­вин ощутил влияние физической работы на настроение по­сле того, как «приехав однажды на покос и рассердившись на приказчика... употребил свое средство успокоения — взял у мужика косу и стал косить...» — и после этого рассу­ждал так: «Нужно физическое движение, а то мой характер решительно портится...»

Наиболее надежно предохраняют организм от вредных последствий эмоциональных перегрузок систематические физические занятия. Они ведут не только к укреплению физического состояния организма, повышению его трени­рованности и выносливости, но и к ликвидации тех прояв­лений вегетативного и эндокринного дисбаланса, которые обычно возникают при чрезмерном эмоциональном пере­напряжении. В процессе физических занятий усиливаются окислительные процессы в мышцах, ликвидируется избы­ток гормонов, поддерживающих состояние эмоционально­го напряжения, прежде всего адреналина и норадреналина. В результате расширяется просвет мелких кровеносных со­судов, улучшается работа сердца, выравнивается артери­альное давление, снижается возбудимость нервной ткани, нормализуется эмоциональное состояние. Все это позво­ляет объяснить, почему у людей, регулярно занимающих­ся физической работой, а также у спортсменов, неврозы и другие заболевания, в развитии которых имеет значение эмоциональное перенапряжение, встречаются реже, чем у людей умственного труда, не имеющих систематической физической нагрузки. А если так, то людям умственного труда можно избежать или, по крайней мере, уменьшить выраженность отрицательных последствий эмоциональных перегрузок, включая в свой распорядок дня обязательные повседневные физические упражнения.

Характер таких упражнений может быть различен: утренняя гимнастика, плавание в естественном водоеме или в бассейне, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, теннис, волейбол и другие спортивные игры. Это может быть, наконец, просто ходьба пешком на работу или с ра-


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

(если место работы от дома значительно, то пешком следует проходить хотя бы часть расстояния между ними). Этой же цели может содействовать и энергичный подъем на четвертый-пятый этаж по лестнице, минуя лифт, поль­за которого для физически здорового человека, кстати, не всегда достоверна.

ф

Наиболее надежно предохраняют организм от вред­ных последствий эмоциональных перегрузок система­тические физические занятия.

Необходимость физических упражнений для поддержа­ния устойчивости эмоциональной системы, для сохранения здоровья несомненна и доказана опытом многих известных людей. И.П. Павлов до глубокой старости любил совер­шать длительные прогулки пешком или на велосипеде, с удовольствием работал в саду, играл в городки, до поздней осени плавал в Неве. Великий русский художник И.Е. Ре­пин ежедневно занимался гимнастикой, каждое утро рабо­тал в саду, а перед сном обязательно совершал прогулки.

Врач-педиатр академик Г.Н. Сперанский прожил дол­гую жизнь и никогда ничем не болел. «Я благодарен, — пи­сал ученый, — за это в первую очередь спорту, он помог мне и в 95 лет ощущать себя 40-летним, не чувствовать старости, а по-прежнему трудиться, с радостью созидать, приносить посильную помощь людям. Спасибо тебе за это, спорт!» Кардиолог академик Е.И. Чазов говорит: «Привыч­ку к гигиенической гимнастике надо прививать с детства: 10–15 минут упражнений заряжают энергией на весь день, делают человека более сдержанным, спокойным, менее по­датливым на всякие треволнения. Особенно это заметно, если за утренней гимнастикой следует обтирание водой комнатной температуры. Все это, в конце концов, улучша­ет обменные процессы, уменьшает наклонность к спазму сосудов, обеспечивает нормальное функционирование раз­личных отделов нервной системы».

Физическая активность способствует интеллектуальной деятельности. Не случайно Аристотель обучал своих учени­ков, совершая с ними прогулки. В связи с этим созданная


----------------------------------------------------------- В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ------------------------------------------- С—^Й*

им философская школа называлась школой перипатети­ков — «гуляющих». Он считал, что, «когда тело разогре­то прогулкой, мысль становится живее». Положительное влияние ходьбы и других движений на работу мозга при­знавал и Жан-Жак Руссо. И.М. Сеченов считал, что «мы­шечные движения имеют огромное значение для деятель­ности мозга». «При усидчивой умственной работе, — писал Л.Н. Толстой, — без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Известный математик Б.Н. Делоне вот как оценива­ет влияние активного отдыха на свою трудоспособность: «Мною подмечена интересная закономерность: какой бы утомительный переход я ни совершил в воскресенье, на следующий день я чувствую необыкновенный прилив твор­ческой энергии и сил. В последующие дни работоспособ­ность постепенно падает, достигая минимума в пятницу и субботу. Очередные 30—40 км похода пешком или на лы­жах в любую погоду снова поднимают работоспособность на целую неделю».

Ф

Физическая активность способствует интеллектуаль­ной деятельности. Не случайно Аристотель обучал своих учеников, совершая с ними прогулки.

В условиях современного города дисгармония между ум­ственным и физическим развитием может быть особенно выраженной. По крайней мере для ее выраженности соз­дается все больше и больше условий: нет нужды носить воду, пилить и колоть дрова, проделывать сколько-нибудь значительные пешие переходы, нет необходимости даже подниматься по лестнице. В результате достижения циви­лизации привели к тому, что многие люди мало ходят, мало двигаются. Дело доходит до того, что некоторые служащие, особенно административные работники, в течение рабоче­го дня делают буквально по нескольку десятков шагов, так как работа у них сугубо «сидячая», а добраться до работы и с работы домой им помогает лифт и автомашина или удоб-


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

общественный транспорт. Сейчас можно встретить и школьника, который, возвращаясь из школы, расположен­ной в 100 метрах от дома, не считает для себя возможным подняться без лифта на третий этаж.

Все это делает занятия физической культурой в наше время особенно необходимыми. Физические процедуры по­могают закаливать организм, способствуют укреплению фи­зической силы, выносливости, которые так необходимы для поддержания нормального состояния сердечно-сосудистой системы, дыхания, а следовательно, и для обеспечения го­ловного мозга и других отделов нервной системы кисло­родом и глюкозой. Регулярные физические упражнения нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают че­ловека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение, а вместе с тем способность к концентрации внимания, к решению творческих задач.

Физически развитый человек обычно более активен, более вынослив, более жизнерадостен, ему легче решать выдвигаемые жизнью вопросы, легче преодолевать препят­ствия и добиваться малых и больших целей. К тому же фи­зически крепкий человек обычно имеет более устойчивую психику, а следовательно, имеет больше шансов сохранить психическое здоровье и избежать многих нервных и сома­тических заболеваний. Недаром в народе говорят: «В здо­ровом теле — здоровый дух».

ф

Физически развитый человек обычно более активен, более вынослив, более жизнерадостен, ему легче ре­шать выдвигаемые жизнью вопросы, легче преодоле­вать препятствия и добиваться малых и больших це­лей.

В нашей стране по мере возможности уделяется внима­ние здоровью людей, создаются определенные условия для занятий физкультурой и спортом. Кроме обязательных за­нятий физкультурой, в любом учебном заведении и на не­которых предприятиях существуют спортивные секции, где каждый может совершенствовать свое спортивное мастер-198


----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*

ство. Создание массовых спортивных обществ, строитель­ство многочисленных различных по масштабам спортив­ных сооружений, подготовка квалифицированных препо­давателей физкультуры, спортивных тренеров и ряд других государственных мероприятий сделали у нас физкультуру и спорт доступными широкому кругу людей.

Особое значение имеет создание при многих спортзалах, стадионах, плавательных бассейнах так называемых групп здоровья. Важно, что в этих группах могут заниматься дети и взрослые. Занятия проводятся квалифицированными тре­нерами под контролем врачей. Это позволяет обеспечить соответствие характера и объема физических упражнений индивидуальным особенностям и состоянию здоровья вхо­дящих в оздоровительные группы людей. И если в силу тех или иных обстоятельств вам уже недоступен большой спорт, не забывайте, что в группе здоровья вы сможете поддержать свое физическое состояние, укрепить мышцы, оптимизировать состояние эмоциональной сферы.

Глава 15 И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ

Человек по натуре своей — худож­ник.

Он всюду, так или иначе, стремит­ся вносить в свою жизнь красоту.

А.М. ГОРЬКИЙ

Наше эмоциональное состояние во многом зависит от обстановки, в которой мы живем, трудимся, отдыхаем, от вещей, которые окружают нас в быту и на производстве, на улице и во время загородной прогулки.

На наше настроение влияет одежда, которую мы носим. Французы говорят: «Хорошо одетая женщина — это жен­щина, уверенная в себе». Высказывание совершенно вер­ное и в равной степени его можно было бы отнести и к мужчинам. Хорошо одетым быть приятно. Каждый знает,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: