«Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому — это было всегда единственным сюжетом моих картин», — так писал прикованный тяжкой болезнью
---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*
к постели автор многих ярких, брызжущих жизнью полотен Б.М. Кустодиев, и эти слова могли бы с полным основанием повторить многие из наших лучших живописцев...
Изобразительное искусство обеспечивает осознанное счастье видеть красоту жизни. Оно «открывает это счастье не за морями и не в тридевятом царстве, а здесь же рядом, всегда и везде, кругом. Чувство прекрасного, сообщенное искусством, есть величайшая жизнеутверждающая сила» (К.Ф. Юон).
Большой художник способен видеть и выделять главное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тонким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным.
Если скульптор и художник располагают различными изобразительными средствами (материал, колорит и т.д.), то поэт и писатель в своем творчестве используют лишь слово. Однако слово, речь обладают исключительной гибкостью и безграничностью изобразительных возможностей. В связи с этим информация, переданная в художественном произведении, может быть минимальна или огромна, сюжеты могут быть простыми или многоплановыми, переносящими нас в любую эпоху, в любую страну, в любое общество, существующее либо существовавшее на самом деле или же созданное фантазией автора. Литература отражает общественно-политические взгляды, она нередко связана с философией и моралью и может черпать материал из любой отрасли знаний. Но вместе с тем каждое литературное произведение при всей своей возможной сложности или простоте должно соответствовать законам эстетики и обязательно в связи с этим воздействовать на эмоциональную сферу читателей.
Для того чтобы представить широту диапазона эмоций, вызываемых у читателя художественным произведением, вспомните хотя бы два таких известных стихотворения К.М. Симонова, как «Жди меня» и «Если дорог тебе твой дом», созданных в суровые годы Великой Отечественной
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
войны. Первое стихотворение лирично, оно вселяет надежду, успокаивает. Второе — гневный призыв к мести, пробуждающий стенические эмоции возмущения, ненависти к фашистам и в то же время бодрость и уверенность в своих возможностях добиться победы.
В древнеиндийской легенде о создателе эпической поэмы «Рамаяна» рассказывается о том, как мудрец Вальмики, проходя однажды лесной тропою вдоль берега реки, увидел двух маленьких куликов, которые перекликались друг с другом нежно и любовно. Вдруг откуда-то появился злой охотник и неожиданно пронзил одну из птичек стрелой. Вальмики был возмущен этим до глубины души. Охваченный гневом и состраданием, он проклял охотника, и вырвавшиеся из его переполненного чувствами сердца слова сложились в стихотворную строку размером «шлока». Именно таким стихом бог Брахма повелел впоследствии Вальмики воспеть подвиги Рамы, после чего размер «шлока» стал каноническим в поэзии индусов. Эта легенда объясняет рождение стиха в результате эмоционального порыва. Она позволяет рассматривать поэзию и вообще литературу как словесное выражение эмоционального состояния писателя или поэта. И в этом есть своя правда, ибо любое художественное произведение, как и вообще каждое произведение искусства, несет в себе эмоциональный заряд. Оно призвано отражать чувства своего создателя и доносить эти чувства до читателя, слушателя, зрителя:
Хотел бы в единое слово Я слить мою грусть и печаль И бросить то слово на ветер, Чтоб ветер унес его вдаль.
И пусть бы то слово печали По ветру к тебе донеслось, И пусть бы всегда и повсюду Оно к тебе в сердце лилось!
Генрих Гейне
Но художественные произведения, особенно наиболее выдающиеся из них, передают не только личные, субъективные переживания автора; как правило, они отражают и то эмоци-
---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*
ональное состояние, те чувства, которые были господствующими в период создания этих произведений, ибо настоящий, большой художник, как говорил А.М. Горький, есть «чувствилище своей эпохи». Художник, поэт, писатель, композитор не могут оставаться в стороне от той жизни, которой живет их народ, от тех настроений, которые доминируют в данный исторический период в передовых кругах общества.
Для русского искусства традиционен, типичен гуманизм. Вот, например, как оценивал творчество классика русской литературы И.С. Тургенева другой ее классик М.Е. Салтыков-Щедрин: «Что можно сказать обо всех вообще произведениях Тургенева? То ли что после прочтения легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный мир в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?.. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющие живым ключом...» «Русское искусство, — писал А.М. Горький, — прежде всего сердечное искусство. В нем негасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников и великих, и малых...» И если вам трудно, если вы вступили в полосу неудач, если вас обуяли тоска и разочарование и утомили повседневные заботы, — вспомните о любимых вами авторах! Они помогут вам обрести душевное равновесие, почувствовать прилив сил, бодрости, найти оптимальные пути к решению выдвигаемых жизнью задач.
Когда невыносима суета, И возникает боль в душе глубоко, И складка горькая ложится возле рта, Я открываю том заветный Блока...
Вл. Солоухин
Лучшие представители отечественной литературы достойно продолжают традиции русской и мировой классики, внося своим творчеством неоценимый вклад в борьбу за гуманизм, за мир, за счастье людей.
sr |
ЭМОЦИИ НА 100%
отличие от художественной литературы, театр, телевидение, кино имеют возможность передать людям мысли автора через игру актеров, обладающих талантом перевоплощения и сценическим мастерством. Это позволяет им подчеркнуть сильные стороны сценария и наглядно показать зрителю душевное состояние героев, созданных сценаристом, состояние и развитие их чувств и эмоций. С древних времен и до наших дней театр, а затем кино и телевидение вводят нас в духовный мир сценических героев, создавая при этом для нас возможность вслед за актерами сопереживать и при этом испытывать побуждаемые ими различные эмоции и чувства.
На сцене и на экране эмоциональность демонстрируемого драматургического материала усиливает музыкальный аккомпанемент. Музыка является также органической частью хореографии. Сочетание инструментальной музыки с певческими голосами обусловило возникновение таких музыкальных жанров, как песня, оратория, кантата, опера и др. Голос певцов, воспроизводящий тот или иной текст (текст песни, либретто оперы и т.п.), исполняет одновременно роль своеобразного музыкального инструмента, имеющего подчас огромный диапазон возможностей. Существуют и такие виды музыкального искусства, как хоровое пение a capella, где голоса певцов являются единственным источником передачи музыкальной мелодии.
Вечная тяга людей к музыке привела к созданию в течение многовековой истории человечества бесчисленного количества различных музыкальных инструментов и разнообразнейших музыкальных жанров.
ф |
Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, вызывать у него стремление к высоким идеалам, призывая на борьбу.
«Ритм и мелодия, — писал Аристотель, — содержит в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и уме-218
---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*
ренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».
Марк Фабий Квинтилиан писал, что «некоторыми музыкальными мелодиями» войска возбуждаются к битве. Он спрашивал: «Для какой цели существуют рога и трубы в наших легионах?» — и сам же отвечал на этот вопрос: «Чем сильнее их совместные звуки, тем громче воинская слава римлян... Да, по-видимому, и сама природа, — говорил Квинтилиан о музыке, — дала ее нам как бы в дар для более легкого перенесения трудов, если музыка даже облегчает работу гребцов. И это наблюдается не только в таких видах работы, в которых усилия многих, предваряемые каким-либо приятным голосом, направляются к одной цели, но даже и утомление работающего в одиночку ослабляется благодаря хотя бы и очень нескладному пению».
Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, вызывать у него стремление к высоким идеалам, призывая на борьбу. Вселяя веру в собственные силы и возможности, она может навевать те или иные воспоминания, пробуждать грусть или радость, создавать настроение. Музыка помогает человеку в труде и в бою, способствует сближению людей и их взаимному общению, скрашивает одиночество, вдохновляет на гуманный поступок, порождает мысли и создает определенное эмоциональное состояние.
Л.Н. Толстой называл музыку «стенограммой чувств». Музыка может настраивать человека на лирический лад, помогать в труде. Неотъемлемой спутницей волжских бурлаков была знаменитая «Дубинушка». Маршевая песня помогает солдатам преодолевать усталость в походах.
Выраженность влияния музыки на состояние эмоциональной сферы человека, а через ее посредство и на ход его мыслей, и на характер поступков, дала основание ис-
sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------
пользовать музыку как лечебное средство при врачевании больных различными заболеваниями и прежде всего неврозами и психическими расстройствами. Музыкотерапией занимались многие врачи древности, в том числе Гиппократ и Асклепиад. В дальнейшем этот вид лечения постоянно находил своих поклонников. Он сохранил определенную значимость до наших дней как средство лечебного воздействия и главным образом как одна из возможностей, способствующих поддержанию у больного оптимального для здоровья, ровного, стенического настроения положительного характера.
Музыкальные звуки имеют интонационную природу. Г. Спенсер считал, что источник музыки — интонации страстно возбужденной речи. Дюбо писал, что «музыкант подражает звукам интонации, вздохам, модуляции голоса, словам, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти». С помощью звуков, ритма и гармонии композитор создает мелодию, которая призвана прежде всего воздействовать на эмоциональную сферу слушателей и пробудить у них определенное настроение, раздумья, мысли. Вот как отзывался, например, Б.В. Асафьев о музыке П.И. Чайковского: «В мелодике Чайковского живет волнующее, притягивающее к себе тепло истинной, глубокой человечности. Основные, составляющие как бы эмоциональную ее природу интонации, то качество и тот смысл звучания, какие волнуют человеческую психику, как звук родной речи, как голос матери, речь любимого и дорогого существа, — эти носители задушевности входят всюду, во все поры и ткани, во все элементы музыки Чайковского — от простейшего лирического высказывания песни, романса, фортепианной пьески до интеллектуально сложных фактур и форм симфоний и симфонических поэм».
Ф |
Выраженное влияние музыки на эмоциональное состояние человека дало основание использовать музыку как лечебное средство при лечении различных заболеваний, прежде всего неврозов и психических расстройств.
---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*
О том, как эмоционально люди воспринимают музыку и какую роль она способна играть в их жизни, можно судить хотя бы по следующим высказываниям:
Стендаль: «Слушая хорошую музыку, я сосредоточиваюсь с большей напряженностью и ясностью над тем, чем занят внутренне».
И.С. Тургенев: «Редко что меня может заставить заплакать. Еще иногда стихи Пушкина меня до слез тронут, — а от музыки часто плачу».
И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал».
Какую музыку следует признать наиболее активно воздействующей на сферу чувств? Вероятно, на наше эмоциональное состояние воздействует любая музыка, если она не лишена мелодии, но характер вызываемых ею эмоций и чувств различен. Современная эстрадная музыка вызывает главным образом простые эмоции, тогда как так называемая серьезная музыка призвана пробуждать сложные глубокие чувства. Но для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо уметь вслушаться в нее, вникнуть в ее суть, слиться с ней, настроиться на ее волну. Это требует и некоторых способностей, и некоторого умения и доступно лишь при достаточно развитой сфере чувств. В то же время понять эстрадную песню и эмоционально отреагировать на нее значительно проще. В эстрадной музыке эмоциональное содержание, если можно так сказать, лежит ближе к поверхности. Возбуждаемые ею эмоции могут быть достаточно яркими по окраске, она может даже доводить слушателей до состояния экстаза, но ведь барабан шамана также нередко вводил в экстаз.
«... У нас много хорошей музыки, которую создали гениальные люди, великие композиторы. Ее надо понимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное человечеством».
А.А. ФАДЕЕВ
r^ |
ЭМОЦИИ НА 100%
какая музыка нужнее? Думается, разная. Как правило, мелодична и эмоционально насыщена народная музыка — то грустная, то отчаянно веселая. Бодрит и отвлекает от житейских забот джаз, рок. Но нельзя не уделять должного внимания и музыкальной классике. Она способна обогащать духовную жизнь, волновать, радовать, пробуждать широчайшую гамму чувств. В связи с этим хочется напомнить слова писателя А.А. Фадеева из статьи «О некоторых вопросах культуры нашей молодежи»: «У нашей молодежи проявляется подчас однобокий интерес к музыке. Этот интерес проявляется к определенному кругу музыкальных явлений, к определенным песням. Нередко на вечерах молодежи, в общежитиях, в красных уголках заводят в буквальном смысле одну и ту же пластинку. А ведь у нас много хорошей музыки, которую создали гениальные люди, великие композиторы. Ее надо понимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное человечеством».
«В искусстве люди наслаждаются жизнью» (Б. Брехт), оно призвано удовлетворять эстетические потребности человека, которые по мере совершенствования человеческой личности имеют в его самосознании все больший и больший удельный вес. Искусство — это часть нашей жизни, это одна из лучших ее сторон, ее украшение. Оно способно заряжать нас бодростью, оптимизмом, помогает глубже познавать действительность и самих себя. Искусство делает нашу жизнь более полной, более содержательной и более счастливой.
Умудренный опытом и увенчанный славой стареющий Ч. Дарвин, подводя итог своей жизни, написал: «...Если бы мне пришлось во второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило хоть раз в неделю читать стихи и слушать музыку: таким образом все клеточки моего организма сохранили бы живучесть. Атрофия художественных вкусов влечет за собой утрату известной доли счастья, а может быть, и вредно отражается на умственных способностях». «Не все могут жить на Олимпе, — говорил Ромен Роллан, — но пусть люди хоть раз в году совершают туда паломничество, а когда они спустятся на равнину жизни,
------------------------------------------------------------ УВЛЕЧЕНИЕ - ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ ------------------------------------------- *—33*
сердца их будут закалены для новых битв». Не забывайте же и вы об облагораживающем влиянии искусства. Стремитесь к общению с ним. Оно порадует вас, вдохнет в вас силы, бодрость, стремление к совершенствованию, а может быть, и подарит вам минуты счастья.
Глава 17 УВЛЕЧЕНИЕ — ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ
Устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
ГИППОКРАТ
Большую часть времени, которое мы проводим в состоянии бодрствования, мы посвящаем сначала работе, потом работе. Характер нашей работы может быть различен, но главные ее цели — обеспечение материального достатка и общественная полезность. Сознание общественной полезности выполняемой работы, а также получаемое за нее необходимое для жизни материальное вознаграждение делают работу для нас обязательной, и в связи с этим та ведущая роль, которую она занимает в нашей жизни, вполне обоснована и естественна.
Работа необходима и полезна, но, работая, надо выделять и свободное от нее время. А.В. Луначарский признавал, что свободное время необходимо для наслаждения. При этом он отмечал, что «если человек не наслаждается, его жизнь безрадостная. Но неужели, — продолжал Луначарский, — вся жизнь человека заключается в том, чтобы построить себе хорошую, но безрадостную жизнь? Здесь был бы только один гарнир, а зайца не было».
Чтобы в жизни были радости, надо подумать о том, как разумнее и интереснее использовать свое свободное время. Каких-либо стандартных, приемлемых для всех рекомендаций в таком случае нет и быть не может. Мы лишь можем
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
со всей категоричностью высказаться против того, чтобы свободное от работы и других обязательных дел время тратилось на безделье, пьянство, а также на занятия, идущие вразрез с правилами общечеловеческой морали. Еще «отец медицины» Гиппократ утверждал, что «праздность и ничегонеделание ведут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Это приносящее бодрость «устремление ума» необходимо учитывать не только при выборе основной профессии, но и при выборе занятия, которое давало бы возможность свое свободное время проводить и полезно, и интересно. Такое интересное занятие, которое доставляет вам удовольствие, радость, занятие, которое вам «по душе», и может стать вашей второй «профессией», вашим хобби.
Ф |
Чтобы в жизни были радости, надо подумать о том, как разумнее и интереснее использовать свое свободное время.
Короткое английское слово «хобби» в буквальном смысле означает «конек», но в обиходе его принято понимать как увлечение. Удачно избранное хобби помогает человеку отключиться от мыслей о работе, от повседневных житейских забот и в то же время расширяет кругозор, способствует гармоническому развитию личности, одаряет ощущением особой полноты жизни.
Характер хобби может быть самым разнообразным. Вполне естественно, особенно для жителей городов, стремление к общению с природой. Природа ласкает наш взор чудесным сочетанием красок, покоряет чарующими звуками шелеста листвы, пения птиц, пьянящим запахом хвои, трав, свежестью и неповторимой прелестью лесов и полей, радует величием могучих гор и безбрежных морских просторов. Общение с природой доставляет непередаваемое эстетическое наслаждение. В связи с этим еще в первом столетии до нашего века Гораций писал:
------------------------------------------------------------ УВЛЕЧЕНИЕ - ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ ------------------------------------------- *—33*
Взор свой скорей обрати на искусство великой природы. Ты ничего у людей подобного ей не увидишь.
Общение с природой — здоровое, приятное и к тому же полезное времяпрепровождение. Красоты природы благоприятно действуют на состояние нервной системы, особенно на наше эмоциональное состояние, успокаивают, дают повод для размышления, настраивают на оптимистическую волну. Формы общения с природой — самые разные. Это прогулки в парке, работа на приусадебном участке или на даче, туристические походы, рыбная ловля, охота (необязательно с ружьем, но и охота с фото- или киноаппаратом, позволяющая запечатлеть животных в естественных условиях их жизни, а заодно и заснять на пленку приглянувшийся пейзаж или что-то необычайное, повстречавшееся в дебрях леса или на просторах полей).
Красоты природы благоприятно действуют на состояние нервной системы, особенно на наше эмоциональное состояние, успокаивают, дают повод для размышления, настраивают на оптимистическую волну.
С юных лет увлекался туризмом, верховой ездой, греблей В. Гюго. Страстными охотниками были И.С. Тургенев, СТ. Аксаков. А.К. Толстой с радостью занимался вождением яхты. Л.Н. Толстой любил верховую езду и пешие прогулки, с удовольствием катался на коньках. Э. Хемингуэй даже завзятых моряков поражал своим умением водить в шторм морскую яхту и ловить рыбу. Любил половить рыбу и умел это делать Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, кстати, он имел свидетельство о победе, которая была одержана им совместно с супругой на конкурсе спиннингистов.
Любовь к природе, стремление к общению с ней послужили основанием для такого хобби, как создание чудесных поделок из корней, веток, листьев, шишек и других «даров леса». Инженеры и бухгалтеры, журналисты и рабочие, домохозяйки и пенсионеры посвящают свой досуг этим интересным занятиям, проявляя большое умение, тонкий вкус,
sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------
изощренную фантазию, и тем самым доставляют радость себе и другим.
У людей, наделенных художественными способностями, часто можно встретить такое заслуживающее самой энергичной поддержки хобби, как увлечение живописью, чеканкой, ваянием. Человек, увлеченный процессом творчества, вносит посильный вклад в развитие искусства, и это расширяет его кругозор, доставляет ему, как правило, эстетическое удовлетворение.
Тяга к искусству свойственна человеку с давних времен. В пещерах, на скалах до сих пор находят настенные изображения животных, созданные людьми, жившими тысячи лет назад. Народные песни, танцы, произведения художественных промыслов (поделки из глины, дерева, кости и т.д.) возникли как результат увлечения людей занятиями, успехи в которых способствуют созданию радостного, повышающегося настроения. С давних пор большой любовью пользовались народные музыкальные инструменты. Владение ими способно радовать душу чарующей мелодией. Исполнение музыкальных произведений нередко составляет хобби у людей самых разных профессий. Например, известно, что А. Эйнштейн с большим удовольствием играл на скрипке. Художники-передвижники В.Е. Маковский, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошепко, пейзажист Н.Н. Дубовской составляли постоянный квартет. Скрипка была любимым инструментом Маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского. Хобби композитора Д. Россини и легендарного автора «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца составляла кулинария. Наш прославленный химик Д.И. Менделеев любил в свободное время заниматься столярным делом. Писатель Л.М. Леонов увлекался садоводством. В беседе с немецким литературоведом Р. Опитцем он рассказывал: «Если бы из меня не получился писатель, я, наверное, стал бы садовником. Я люблю своих добрых безмолвных друзей... Я подхожу по три раза в день к каждому растению и вижу, как оно растет. Особенно интересны кактусы... Очень давно выращиваю я орхидеи и еще много интересных растений».
ф