Болезни на «нервной почве» 8 страница

«Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к свое­му, русскому — это было всегда единственным сюжетом моих картин», — так писал прикованный тяжкой болезнью


---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*

к постели автор многих ярких, брызжущих жизнью полотен Б.М. Кустодиев, и эти слова могли бы с полным основани­ем повторить многие из наших лучших живописцев...

Изобразительное искусство обеспечивает осознанное счастье видеть красоту жизни. Оно «открывает это счастье не за морями и не в тридевятом царстве, а здесь же рядом, всегда и везде, кругом. Чувство прекрасного, сообщенное искусством, есть величайшая жизнеутверждающая сила» (К.Ф. Юон).

 

Большой художник способен видеть и выделять глав­ное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тон­ким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным.

Если скульптор и художник располагают различными изобразительными средствами (материал, колорит и т.д.), то поэт и писатель в своем творчестве используют лишь слово. Однако слово, речь обладают исключительной гиб­костью и безграничностью изобразительных возможностей. В связи с этим информация, переданная в художественном произведении, может быть минимальна или огромна, сю­жеты могут быть простыми или многоплановыми, перено­сящими нас в любую эпоху, в любую страну, в любое обще­ство, существующее либо существовавшее на самом деле или же созданное фантазией автора. Литература отражает общественно-политические взгляды, она нередко связана с философией и моралью и может черпать материал из лю­бой отрасли знаний. Но вместе с тем каждое литературное произведение при всей своей возможной сложности или простоте должно соответствовать законам эстетики и обя­зательно в связи с этим воздействовать на эмоциональную сферу читателей.

Для того чтобы представить широту диапазона эмоций, вызываемых у читателя художественным произведением, вспомните хотя бы два таких известных стихотворения К.М. Симонова, как «Жди меня» и «Если дорог тебе твой дом», созданных в суровые годы Великой Отечественной



эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

войны. Первое стихотворение лирично, оно вселяет надеж­ду, успокаивает. Второе — гневный призыв к мести, про­буждающий стенические эмоции возмущения, ненависти к фашистам и в то же время бодрость и уверенность в своих возможностях добиться победы.

В древнеиндийской легенде о создателе эпической поэ­мы «Рамаяна» рассказывается о том, как мудрец Вальмики, проходя однажды лесной тропою вдоль берега реки, уви­дел двух маленьких куликов, которые перекликались друг с другом нежно и любовно. Вдруг откуда-то появился злой охотник и неожиданно пронзил одну из птичек стрелой. Вальмики был возмущен этим до глубины души. Охвачен­ный гневом и состраданием, он проклял охотника, и вы­рвавшиеся из его переполненного чувствами сердца сло­ва сложились в стихотворную строку размером «шлока». Именно таким стихом бог Брахма повелел впоследствии Вальмики воспеть подвиги Рамы, после чего размер «шло­ка» стал каноническим в поэзии индусов. Эта легенда объ­ясняет рождение стиха в результате эмоционального поры­ва. Она позволяет рассматривать поэзию и вообще литера­туру как словесное выражение эмоционального состояния писателя или поэта. И в этом есть своя правда, ибо любое художественное произведение, как и вообще каждое произ­ведение искусства, несет в себе эмоциональный заряд. Оно призвано отражать чувства своего создателя и доносить эти чувства до читателя, слушателя, зрителя:

Хотел бы в единое слово Я слить мою грусть и печаль И бросить то слово на ветер, Чтоб ветер унес его вдаль.

И пусть бы то слово печали По ветру к тебе донеслось, И пусть бы всегда и повсюду Оно к тебе в сердце лилось!

Генрих Гейне

Но художественные произведения, особенно наиболее вы­дающиеся из них, передают не только личные, субъективные переживания автора; как правило, они отражают и то эмоци-


---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*

ональное состояние, те чувства, которые были господствую­щими в период создания этих произведений, ибо настоящий, большой художник, как говорил А.М. Горький, есть «чувстви­лище своей эпохи». Художник, поэт, писатель, композитор не могут оставаться в стороне от той жизни, которой живет их народ, от тех настроений, которые доминируют в данный исторический период в передовых кругах общества.

Для русского искусства традиционен, типичен гума­низм. Вот, например, как оценивал творчество класси­ка русской литературы И.С. Тургенева другой ее классик М.Е. Салтыков-Щедрин: «Что можно сказать обо всех во­обще произведениях Тургенева? То ли что после прочте­ния легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный мир в тебе под­нимается, что мысленно благословляешь и любишь авто­ра?.. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющие живым ключом...» «Русское искусство, — писал А.М. Горький, — прежде всего сердечное искусство. В нем негасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви бле­щет творчество наших художников и великих, и малых...» И если вам трудно, если вы вступили в полосу неудач, если вас обуяли тоска и разочарование и утомили повседнев­ные заботы, — вспомните о любимых вами авторах! Они помогут вам обрести душевное равновесие, почувствовать прилив сил, бодрости, найти оптимальные пути к решению выдвигаемых жизнью задач.

Когда невыносима суета, И возникает боль в душе глубоко, И складка горькая ложится возле рта, Я открываю том заветный Блока...

Вл. Солоухин

Лучшие представители отечественной литературы до­стойно продолжают традиции русской и мировой классики, внося своим творчеством неоценимый вклад в борьбу за гуманизм, за мир, за счастье людей.


sr

ЭМОЦИИ НА 100%

отличие от художественной литературы, театр, телеви­дение, кино имеют возможность передать людям мысли ав­тора через игру актеров, обладающих талантом перевопло­щения и сценическим мастерством. Это позволяет им под­черкнуть сильные стороны сценария и наглядно показать зрителю душевное состояние героев, созданных сценари­стом, состояние и развитие их чувств и эмоций. С древних времен и до наших дней театр, а затем кино и телевидение вводят нас в духовный мир сценических героев, создавая при этом для нас возможность вслед за актерами сопережи­вать и при этом испытывать побуждаемые ими различные эмоции и чувства.

На сцене и на экране эмоциональность демонстрируе­мого драматургического материала усиливает музыкальный аккомпанемент. Музыка является также органической ча­стью хореографии. Сочетание инструментальной музыки с певческими голосами обусловило возникновение таких музыкальных жанров, как песня, оратория, кантата, опера и др. Голос певцов, воспроизводящий тот или иной текст (текст песни, либретто оперы и т.п.), исполняет одно­временно роль своеобразного музыкального инструмента, имеющего подчас огромный диапазон возможностей. Су­ществуют и такие виды музыкального искусства, как хоро­вое пение a capella, где голоса певцов являются единствен­ным источником передачи музыкальной мелодии.

Вечная тяга людей к музыке привела к созданию в те­чение многовековой истории человечества бесчисленного количества различных музыкальных инструментов и раз­нообразнейших музыкальных жанров.

ф

Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоцио­нальную сферу. Она может тонизировать человека, вызывать у него стремление к высоким идеалам, при­зывая на борьбу.

«Ритм и мелодия, — писал Аристотель, — содержит в себе ближе всего приближающиеся к реальной действи­тельности отображения гнева и кротости, мужества и уме-218


---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*

ренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем ритм и мелодию, у нас изменяется душев­ное настроение. Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испыты­вать те же чувства и при столкновении с житейской прав­дой».

Марк Фабий Квинтилиан писал, что «некоторыми му­зыкальными мелодиями» войска возбуждаются к битве. Он спрашивал: «Для какой цели существуют рога и трубы в наших легионах?» — и сам же отвечал на этот вопрос: «Чем сильнее их совместные звуки, тем громче воинская слава римлян... Да, по-видимому, и сама природа, — го­ворил Квинтилиан о музыке, — дала ее нам как бы в дар для более легкого перенесения трудов, если музыка даже облегчает работу гребцов. И это наблюдается не только в таких видах работы, в которых усилия многих, предваряе­мые каким-либо приятным голосом, направляются к одной цели, но даже и утомление работающего в одиночку осла­бляется благодаря хотя бы и очень нескладному пению».

Музыка оказывает мощное влияние на нашу эмоцио­нальную сферу. Она может тонизировать человека, вызы­вать у него стремление к высоким идеалам, призывая на борьбу. Вселяя веру в собственные силы и возможности, она может навевать те или иные воспоминания, пробуж­дать грусть или радость, создавать настроение. Музыка по­могает человеку в труде и в бою, способствует сближению людей и их взаимному общению, скрашивает одиночество, вдохновляет на гуманный поступок, порождает мысли и создает определенное эмоциональное состояние.

Л.Н. Толстой называл музыку «стенограммой чувств». Музыка может настраивать человека на лирический лад, помогать в труде. Неотъемлемой спутницей волжских бур­лаков была знаменитая «Дубинушка». Маршевая песня по­могает солдатам преодолевать усталость в походах.

Выраженность влияния музыки на состояние эмоцио­нальной сферы человека, а через ее посредство и на ход его мыслей, и на характер поступков, дала основание ис-


sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------

пользовать музыку как лечебное средство при врачевании больных различными заболеваниями и прежде всего невро­зами и психическими расстройствами. Музыкотерапией за­нимались многие врачи древности, в том числе Гиппократ и Асклепиад. В дальнейшем этот вид лечения постоянно находил своих поклонников. Он сохранил определенную значимость до наших дней как средство лечебного воздей­ствия и главным образом как одна из возможностей, спо­собствующих поддержанию у больного оптимального для здоровья, ровного, стенического настроения положитель­ного характера.

Музыкальные звуки имеют интонационную природу. Г. Спенсер считал, что источник музыки — интонации страстно возбужденной речи. Дюбо писал, что «музыкант подражает звукам интонации, вздохам, модуляции голоса, словам, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти». С помощью звуков, ритма и гармонии композитор создает мелодию, которая призва­на прежде всего воздействовать на эмоциональную сферу слушателей и пробудить у них определенное настроение, раздумья, мысли. Вот как отзывался, например, Б.В. Аса­фьев о музыке П.И. Чайковского: «В мелодике Чайковского живет волнующее, притягивающее к себе тепло истинной, глубокой человечности. Основные, составляющие как бы эмоциональную ее природу интонации, то качество и тот смысл звучания, какие волнуют человеческую психику, как звук родной речи, как голос матери, речь любимого и доро­гого существа, — эти носители задушевности входят всюду, во все поры и ткани, во все элементы музыки Чайковско­го — от простейшего лирического высказывания песни, ро­манса, фортепианной пьески до интеллектуально сложных фактур и форм симфоний и симфонических поэм».

Ф

Выраженное влияние музыки на эмоциональное со­стояние человека дало основание использовать музы­ку как лечебное средство при лечении различных за­болеваний, прежде всего неврозов и психических расстройств.


---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*

О том, как эмоционально люди воспринимают музыку и какую роль она способна играть в их жизни, можно судить хотя бы по следующим высказываниям:

Стендаль: «Слушая хорошую музыку, я сосредоточива­юсь с большей напряженностью и ясностью над тем, чем занят внутренне».

И.С. Тургенев: «Редко что меня может заставить запла­кать. Еще иногда стихи Пушкина меня до слез тронут, — а от музыки часто плачу».

И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал».

Какую музыку следует признать наиболее активно воз­действующей на сферу чувств? Вероятно, на наше эмоцио­нальное состояние воздействует любая музыка, если она не лишена мелодии, но характер вызываемых ею эмоций и чувств различен. Современная эстрадная музыка вызывает главным образом простые эмоции, тогда как так называе­мая серьезная музыка призвана пробуждать сложные глубо­кие чувства. Но для того чтобы понять серьезную класси­ческую музыку, надо уметь вслушаться в нее, вникнуть в ее суть, слиться с ней, настроиться на ее волну. Это требует и некоторых способностей, и некоторого умения и доступно лишь при достаточно развитой сфере чувств. В то же время понять эстрадную песню и эмоционально отреагировать на нее значительно проще. В эстрадной музыке эмоциональ­ное содержание, если можно так сказать, лежит ближе к поверхности. Возбуждаемые ею эмоции могут быть доста­точно яркими по окраске, она может даже доводить слуша­телей до состояния экстаза, но ведь барабан шамана также нередко вводил в экстаз.

 

«... У нас много хорошей музыки, которую создали ге­ниальные люди, великие композиторы. Ее надо по­нимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное человечеством».

А.А. ФАДЕЕВ


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

какая музыка нужнее? Думается, разная. Как правило, мелодична и эмоционально насыщена народная музыка — то грустная, то отчаянно веселая. Бодрит и отвлекает от житейских забот джаз, рок. Но нельзя не уделять должно­го внимания и музыкальной классике. Она способна обо­гащать духовную жизнь, волновать, радовать, пробуждать широчайшую гамму чувств. В связи с этим хочется напом­нить слова писателя А.А. Фадеева из статьи «О некоторых вопросах культуры нашей молодежи»: «У нашей молоде­жи проявляется подчас однобокий интерес к музыке. Этот интерес проявляется к определенному кругу музыкальных явлений, к определенным песням. Нередко на вечерах мо­лодежи, в общежитиях, в красных уголках заводят в бук­вальном смысле одну и ту же пластинку. А ведь у нас мно­го хорошей музыки, которую создали гениальные люди, великие композиторы. Ее надо понимать, осваивать, надо изучать великое культурное наследие, накопленное челове­чеством».

«В искусстве люди наслаждаются жизнью» (Б. Брехт), оно призвано удовлетворять эстетические потребности че­ловека, которые по мере совершенствования человеческой личности имеют в его самосознании все больший и боль­ший удельный вес. Искусство — это часть нашей жизни, это одна из лучших ее сторон, ее украшение. Оно способно заряжать нас бодростью, оптимизмом, помогает глубже по­знавать действительность и самих себя. Искусство делает нашу жизнь более полной, более содержательной и более счастливой.

Умудренный опытом и увенчанный славой стареющий Ч. Дарвин, подводя итог своей жизни, написал: «...Если бы мне пришлось во второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило хоть раз в неделю читать стихи и слушать музыку: таким образом все клеточки моего орга­низма сохранили бы живучесть. Атрофия художественных вкусов влечет за собой утрату известной доли счастья, а может быть, и вредно отражается на умственных способ­ностях». «Не все могут жить на Олимпе, — говорил Ромен Роллан, — но пусть люди хоть раз в году совершают туда паломничество, а когда они спустятся на равнину жизни,


------------------------------------------------------------ УВЛЕЧЕНИЕ - ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ ------------------------------------------- *—33*

сердца их будут закалены для новых битв». Не забывайте же и вы об облагораживающем влиянии искусства. Стремитесь к общению с ним. Оно порадует вас, вдохнет в вас силы, бодрость, стремление к совершенствованию, а может быть, и подарит вам минуты счастья.

Глава 17 УВЛЕЧЕНИЕ — ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ

Устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

ГИППОКРАТ

Большую часть времени, которое мы проводим в состо­янии бодрствования, мы посвящаем сначала работе, потом работе. Характер нашей работы может быть различен, но главные ее цели — обеспечение материального достатка и общественная полезность. Сознание общественной полез­ности выполняемой работы, а также получаемое за нее не­обходимое для жизни материальное вознаграждение делают работу для нас обязательной, и в связи с этим та ведущая роль, которую она занимает в нашей жизни, вполне обо­снована и естественна.

Работа необходима и полезна, но, работая, надо вы­делять и свободное от нее время. А.В. Луначарский при­знавал, что свободное время необходимо для наслаждения. При этом он отмечал, что «если человек не наслаждается, его жизнь безрадостная. Но неужели, — продолжал Луна­чарский, — вся жизнь человека заключается в том, чтобы построить себе хорошую, но безрадостную жизнь? Здесь был бы только один гарнир, а зайца не было».

Чтобы в жизни были радости, надо подумать о том, как разумнее и интереснее использовать свое свободное время. Каких-либо стандартных, приемлемых для всех рекоменда­ций в таком случае нет и быть не может. Мы лишь можем


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

со всей категоричностью высказаться против того, чтобы свободное от работы и других обязательных дел время тра­тилось на безделье, пьянство, а также на занятия, идущие вразрез с правилами общечеловеческой морали. Еще «отец медицины» Гиппократ утверждал, что «праздность и ниче­гонеделание ведут за собой порочность и нездоровье, на­против того, устремление ума к чему-либо приносит с со­бой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Это приносящее бодрость «устремление ума» необходимо учитывать не только при выборе основной профессии, но и при выборе занятия, которое давало бы возможность свое свободное время проводить и полезно, и интересно. Такое интересное занятие, которое доставляет вам удовольствие, радость, занятие, которое вам «по душе», и может стать вашей второй «профессией», вашим хобби.

Ф

Чтобы в жизни были радости, надо подумать о том, как разумнее и интереснее использовать свое свобод­ное время.

Короткое английское слово «хобби» в буквальном смыс­ле означает «конек», но в обиходе его принято понимать как увлечение. Удачно избранное хобби помогает человеку отключиться от мыслей о работе, от повседневных житей­ских забот и в то же время расширяет кругозор, способ­ствует гармоническому развитию личности, одаряет ощу­щением особой полноты жизни.

Характер хобби может быть самым разнообразным. Вполне естественно, особенно для жителей городов, стрем­ление к общению с природой. Природа ласкает наш взор чудесным сочетанием красок, покоряет чарующими звука­ми шелеста листвы, пения птиц, пьянящим запахом хвои, трав, свежестью и неповторимой прелестью лесов и полей, радует величием могучих гор и безбрежных морских про­сторов. Общение с природой доставляет непередаваемое эстетическое наслаждение. В связи с этим еще в первом столетии до нашего века Гораций писал:


------------------------------------------------------------ УВЛЕЧЕНИЕ - ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ ------------------------------------------- *—33*

Взор свой скорей обрати на искусство великой природы. Ты ничего у людей подобного ей не увидишь.

Общение с природой — здоровое, приятное и к тому же полезное времяпрепровождение. Красоты природы благо­приятно действуют на состояние нервной системы, особен­но на наше эмоциональное состояние, успокаивают, дают повод для размышления, настраивают на оптимистическую волну. Формы общения с природой — самые разные. Это прогулки в парке, работа на приусадебном участке или на даче, туристические походы, рыбная ловля, охота (необяза­тельно с ружьем, но и охота с фото- или киноаппаратом, позволяющая запечатлеть животных в естественных усло­виях их жизни, а заодно и заснять на пленку приглянув­шийся пейзаж или что-то необычайное, повстречавшееся в дебрях леса или на просторах полей).

 

Красоты природы благоприятно действуют на состоя­ние нервной системы, особенно на наше эмоциональ­ное состояние, успокаивают, дают повод для раз­мышления, настраивают на оптимистическую волну.

С юных лет увлекался туризмом, верховой ездой, гре­блей В. Гюго. Страстными охотниками были И.С. Турге­нев, СТ. Аксаков. А.К. Толстой с радостью занимался во­ждением яхты. Л.Н. Толстой любил верховую езду и пешие прогулки, с удовольствием катался на коньках. Э. Хемингу­эй даже завзятых моряков поражал своим умением водить в шторм морскую яхту и ловить рыбу. Любил половить рыбу и умел это делать Маршал Советского Союза Р.Я. Мали­новский, кстати, он имел свидетельство о победе, которая была одержана им совместно с супругой на конкурсе спин­нингистов.

Любовь к природе, стремление к общению с ней послу­жили основанием для такого хобби, как создание чудесных поделок из корней, веток, листьев, шишек и других «даров леса». Инженеры и бухгалтеры, журналисты и рабочие, до­мохозяйки и пенсионеры посвящают свой досуг этим инте­ресным занятиям, проявляя большое умение, тонкий вкус,


sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------

изощренную фантазию, и тем самым доставляют радость себе и другим.

У людей, наделенных художественными способностя­ми, часто можно встретить такое заслуживающее самой энергичной поддержки хобби, как увлечение живописью, чеканкой, ваянием. Человек, увлеченный процессом твор­чества, вносит посильный вклад в развитие искусства, и это расширяет его кругозор, доставляет ему, как правило, эстетическое удовлетворение.

Тяга к искусству свойственна человеку с давних времен. В пещерах, на скалах до сих пор находят настенные изо­бражения животных, созданные людьми, жившими тысячи лет назад. Народные песни, танцы, произведения художе­ственных промыслов (поделки из глины, дерева, кости и т.д.) возникли как результат увлечения людей занятиями, успехи в которых способствуют созданию радостного, по­вышающегося настроения. С давних пор большой любовью пользовались народные музыкальные инструменты. Владе­ние ими способно радовать душу чарующей мелодией. Ис­полнение музыкальных произведений нередко составляет хобби у людей самых разных профессий. Например, из­вестно, что А. Эйнштейн с большим удовольствием играл на скрипке. Художники-передвижники В.Е. Маковский, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошепко, пейзажист Н.Н. Дубовской составляли постоянный квартет. Скрипка была любимым инструментом Маршала Советского Союза М.Н. Тухачев­ского. Хобби композитора Д. Россини и легендарного ав­тора «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца составляла кулинария. Наш прославленный химик Д.И. Менделеев любил в свободное время заниматься столярным делом. Писатель Л.М. Леонов увлекался садоводством. В беседе с немецким литературоведом Р. Опитцем он рассказывал: «Если бы из меня не получился писатель, я, наверное, стал бы садовником. Я люблю своих добрых безмолвных дру­зей... Я подхожу по три раза в день к каждому растению и вижу, как оно растет. Особенно интересны кактусы... Очень давно выращиваю я орхидеи и еще много интерес­ных растений».


ф



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: