Болезни на «нервной почве» 7 страница


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

что в хорошем костюме больше шансов произвести опти­мальное впечатление на окружающих. Это придает чело­веку уверенность и соответствующим образом сказывается на его эмоциональном состоянии, а, следовательно, на по­ходке, поступках, поведении. Но если хорошо одетый и в связи с этим «уверенный в себе» человек обнаружит пятно на платье или оторванную пуговицу на пиджаке, то уверен­ность в непогрешимости туалета исчезает, и на его лице могут появиться признаки растерянности; движения при этом становятся скованными, хорошего настроения под­час — как не бывало.

Радующими или удручающими, восхищающими или вызывающими отвращение, волнующими или возбуждаю­щими чувство досады могут быть различные объекты, пред­меты и люди, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни. Глядя на собор Василия Блаженного, на картину В.А. Серова «Девочка с персиками», наблюдая с горы Ай-Петри восход солнца, следя за скользящим по водной глади теплоходом на подводных крыльях, мы испытываем раз­личной степени чувство удовольствия, радости, обуслов­ленное удовлетворением эстетических потребностей.

Ф

Если хорошо одетый и «уверенный в себе» человек обнаружит пятно на платье или оторванную пуговицу на пиджаке, то уверенность в непогрешимости туале­та исчезает, и на его лице могут появиться признаки растерянности; хорошего настроения подчас — как не бывало.

В процессе развития человеческой мысли выдвигались самые различные, порой противоречивые взгляды на сущ­ность эстетического. Так, Сократ отождествлял эстетиче­ское с полезным. И. Кант утверждал обратное: он считал, что при эстетическом восприятии предмета наше отноше­ние к нему должно быть обязательно бескорыстно, а удо­влетворение, доставляемое нам при общении с этим пред­метом, должно быть «без понятия представления цели». Сейчас общепризнано, что эстетические чувства способны пробуждать как предметы, созданные для украшения, так и


----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*

вещи, утилитарная значимость которых несомненна. И мы не можем в связи с этим следовать за одним из литера­турных героев Алексея Толстого, художником-декадентом Сапожковым, отвергавшим эстетическое значение Венеры Милосской в связи с тем, что из нее нельзя извлечь прямой выгоды. Но мы не будем отрицать и великолепия форм со­временного воздушного лайнера лишь потому, что он стал необходим нам в жизни, как средство удобного и быстрого передвижения.

Таким образом, эстетическое удовольствие может до­ставлять любой предмет, имеющий эстетическую ценность. При этом следует подчеркнуть существующее у людей стремление наделить эстетической ценностью все, что нас окружает, все, что создается руками человека, стремление к тому, чтобы каждый используемый с практической целью предмет (авторучка, часы, обувь, мобильный телефон и пр.) был удобен в обращении и к тому же по-своему красив. С давних пор люди стремились украшать свое жилище, де­лать по возможности красивыми предметы домашнего оби­хода, орудия труда, большое внимание уделяли изготовле­нию ярких, красочных, веселых игрушек. А.В. Луначарский писал, что полезный предмет должен быть «не только по­лезен и целесообразен, но и радостен... Радостным долж­но быть платье, радостна должна быть мебель, радостна должна быть посуда, радостно должно быть жилище... Ги­гантская художественно-промышленная задача... будет за­ключаться именно в том, чтобы найти простые, здоровые, убедительные принципы радостности и применить их к еще более грандиозной, чем теперь, машинной индустрии, к строительству жизни и быта...». Этой художественно-промышленной задаче в наше время повсеместно придает­ся большое значение.

Современная промышленность обязательно учитывает не только практически полезные (утилитарные) качества продукции, но и эстетические ее свойства. Вещи теперь создаются не только целесообразными, но и «по законам красоты», которые разрабатываются получившей всеобщее признание новой отраслью прикладной науки — техниче­ской эстетикой. Техническая эстетика призвана обеспечить


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

эстетичность промышленной продукции, соответствие ее форм содержанию, прежде всего красоту этих форм, по­ложительное их воздействие на эмоциональное состояние людей. Техническая эстетика стремится, чтобы вырабаты­ваемые промышленностью вещи радовали человека, чтобы общение с ними было для него приятно и положительно отражалось на состоянии его эмоциональной сферы. Вли­яние технической эстетики проявляется в форме, цвете, материалах, характере покрытий. Ее дыханием овеяны со­временные силуэты легкового автомобиля и электровоза, сверлильного станка и телевизора, кофеварки и электро­бритвы...

Ф

С давних пор люди стремились украшать свое жили­ще, делать по возможности красивыми предметы до­машнего обихода, орудия труда, большое внимание уделяли изготовлению ярких, красочных, веселых игрушек.

Техническая эстетика формирует требования не только к промышленным изделиям (эстетика продуктов труда), но и к среде, в которой эти изделия вырабатываются. Она разрабатывает рекомендации по улучшению условий труда, учитывает, например, что на эмоциональный фон челове­ка, на его настроение могут влиять такие факторы, как пла­нировка производственного помещения, организация ра­бочего места, наиболее благоприятная окраска цехов, а так­же расположенных в них станков, машин, инструментов. Одной из ее задач является создание в этой среде (в цехе, лаборатории, кабинете и т.п.) наиболее благоприятных для обеспечения активной производственной деятельности об­становки, которая могла бы, по возможности, оптимально влиять на психофизиологическое состояние рабочего или служащего, прежде всего на его эмоциональную сферу, обеспечивая ему хорошее тонизирующее, располагающее к труду настроение.

В связи с этим можно сказать, что техническая эстети­ка, наряду с промышленной гигиеной, призванной следить за чистотой помещений, достаточностью их объемов, за их


----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*

освещенностью, влажностью, температурой и пр., стоит на страже здоровья рабочих, служащих и вместе с тем способ­ствует повышению производительности труда.

Столетия производственные помещения, по метко­му выражению французского колориста Ф. Леже, «чтобы грязь не была видна, красили в цвет грязи». На красках пытались экономить, однако экономический эффект, как показали более поздние исследования, был отрицатель­ным. Известен случай, когда один английский фабрикант окрасил свои цеха «немарким» черным цветом, и это по­родило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На другом английском предприятии стены с эксперимен­тальной целью были выкрашены светло-зеленой краской и покрыты черными полосами. Рабочие после этого стали жаловаться на головную боль, вялость, повышенную утом­ляемость. Экономист В.И. Терещенко рассказывает, как на одном американском заводе, где изготовлялись мелкие детали электронных приборов, стены и станки были пона­чалу окрашены в красно-оранжевые тона. В производстве был большой процент брака, особенно увеличивающийся через час после начала работы. Причину брака вскрыть не могли и пригласили специалистов-консультантов, которые дали странную на первый взгляд рекомендацию — пере­красить стены цеха и оборудование в голубовато-зеленые цвета. Совет был выполнен, и процент бракованной про­дукции сразу же резко снизился. Дело оказалось в том, что красно-оранжевые тона раздражают рабочих, нервируют их, и они быстро теряют остроту глазомера. В то же время светлые тона зеленого, синего цвета, голубой, желтый цве­та, сочетания их с белым цветом делают настроение ров­ным, бодрят, способствуют формированию у рабочих стой­кого положительного эмоционального фона, в результате труд становится более производительным в течение всего рабочего дня.

Еще И. Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они мо­гут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Он за­мечал, что различные цвета вызывают разные «душевные настроения». Французский ученый М. Дереньер разработал


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

специальную классификацию действия цвета на настроение человека: оранжевый — бодрит, стимулирует к активной деятельности; синий — освежает, уменьшает физическое напряжение, может регулировать ритм дыхания, успокаи­вает работу сердца; красный — возбуждает; желтый — рас­полагает к хорошему настроению; зеленый — цвет покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему; фиолетовый — цвет утомленности и беспокойной взволно­ванности; серый — вызывает апатию и скуку. Влияние цвета и цветовых сочетаний на человека находится в зависимости от площади окрашенных поверхностей, расстояния до них, относительного расположения рассматриваемых предметов, их конфигурации, фактуры, количества и т.д. Цвет ныне, наряду с объемом помещения, освещенностью, формой, звуковыми раздражителями, рассматривается как важней­ший компонент психофизиологического климата.

В настоящее время выяснены не только психофизиологи­ческие реакции человека на определенные цвета, но и эмоцио­нальное воздействие цветовых контрастов, цветовой гаммы. Рациональная цветовая гамма производственных помеще­ний находится в прямой зависимости от характера произ­водства. Помещения и оборудование горячих цехов жела­тельно окрашивать в «холодные» тона (голубой, зеленый и т.п.). Такие «теплые» тона, как оранжевый и т.п., в них вообще недопустимы, так как обусловливают повышенную нервную возбудимость работающих, раздражительность, не­вротические реакции, что отрицательно сказывается на со­стоянии их эмоциональной сферы, физическом состоянии и трудоспособности.

Ф

«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чув­ства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успо­каивают или волнуют, печалят или радуют».

И. ГЁТЕ

Не везде и не всегда подходят для окраски помещений и светлые тона. Так, выяснено, что «радостный», солнеч­ный желтый цвет способствует повышению возбудимости


----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*

вестибулярного аппарата, и это приходится учитывать при оформлении кабин пассажирских лайнеров. Много лет считавшийся идеальным для больниц белый цвет, как по­казали психофизиологические исследования, оказался не самым выгодным для больных и сотрудников лечебных учреждений: монотонная белизна стен, мебели, белья и инструментов утомляет, раздражает, требует чрезмерного напряжения внимания. И сейчас в новых больницах стре­мятся к созданию более или менее разнообразной цветовой гаммы, а в операционных все большее место занимают зе­леный, синий и голубой цвета. Кстати, вопреки имеющей большую давность традиции, сейчас во многих хирургиче­ских клиниках врачи в операционной работают не в белых, а в зеленых или голубых халатах.

Значение освещенности и цветовой гаммы производ­ственных помещений для психофизиологического и пре­жде всего эмоционального состояния людей, которые в них трудятся, и результативности их труда настолько велико, что в ряде стран созданы национальные комитеты по цве­товому оформлению производственных помещений. В со­став комитетов входят различные специалисты: архитекто­ры, физики, светотехники, психологи, врачи.

Промышленная эстетика призвана улучшать настроение работающих на производстве и тех, кто имеет дело с его продукцией. Чем выше материальный уровень людей, чем выше их обеспеченность и культура, тем более высокими будут требования у них к эстетике труда и к красоте, изяще­ству промышленных товаров. Это позволяет предположить, что со временем роль в производстве специалистов по про­мышленной эстетике будет расти, а сама эта еще молодая прикладная наука, призванная украшать жизнь человека, радовать его, улучшать его настроение, а вместе с тем и по­вышать продуктивность его труда будет прогрессировать и станет необходимой на любом производстве.

С целью изучения зависимости трудоспособности людей от психологического, в частности эмоционального, состоя­ния рабочих и служащих на некоторых крупных предпри­ятиях стран с развитой экономикой созданы лаборатории физиологии труда. Работающие в них психологи совместно


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

с конструкторами и технологами, врачами и экономистами, художниками и специалистами по технике безопасности намечают мероприятия, осуществление которых снижает заболеваемость и травматизм, улучшает производственные показатели.

Стремление к тому, чтобы все вокруг делалось «по зако­нам красоты», чтобы красивыми были все создаваемые че­ловеком предметы, чтобы красивой была одежда, которую мы носим, и вся обстановка, в которой мы живем и рабо­таем, — это не снобизм, не прихоть, не роскошь. Стремле­ние к красоте, к удовлетворению свойственных нам эстети­ческих потребностей призвано обеспечивать оптимальное настроение, доставлять удовольствие, приносить больше радостей, больше счастья. А радости и счастье нужны каж­дому из нас, и каждый должен делать все возможное, чтобы поводов для них было как можно больше. Так пусть же таким поводом, способным содействовать улучшению на­строения, настраивать на оптимистический лад, повышаю­щим нашу жизненную энергию, радующим нас, будет все, что мы создаем как для себя, так и для тех, кто нас окружа­ет, для всех потребителей промышленной продукции.

Глава 16 ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — ОСНОВА ИСКУССТВА

Произведение искусства вызывает эмоции.

Если оно эмоций не вызывает, то это либо не искусство, либо адре­совано оно не тому, кто в данный момент его воспринимает.

С.В. ОБРАЗЦОВ

Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством удовлетворения их эстетических потребностей и нравственного воспитания.


---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*

Искусство украшает нашу жизнь, делает ее более содержа­тельной и интересной. Оно обогащает нас информацией, которую мы воспринимаем без напряжения, с удовольстви­ем, воспитывает в нас чувство гуманности. При этом, как писал искусствовед Е.С. Громов, «эмоциональность — одна из специфических особенностей искусства... его коренное качество, обусловленное самой природой художественного образа, который может существовать, лишь сохраняя аро­мат жизни, непосредственность ощущения явления, будучи согрет внутренним огнем авторского пристрастия, любви, гнева, восхищения... Чувство составляет внутренний нерв художественного образа, необходимую часть его содержа­ния». Искусство волнует и восхищает, будит чувство гордо­сти, демонстрируя необъятные возможности человеческого таланта.

Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать страсти, цели­тельное средство, с помощью которого придается благо­родное направление любви и ненависти, страху и вожделе­нию, сдерживается наклонность к изнеженности или рас­пущенности чувств. Они настолько верили в спасительную миссию искусства, что искали «целебные составы» мелодий и танцевальных движений, ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла... Уже в древности считали искусство необходимым человеку и видели в нем источник радости и наслаждений.

...Все, что способно доставить усладу: Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй — Все это людям нужда указала, и разум пытливый Этому их научил в движенье вперед постепенном.

Лукреций

Но искусство не только «способно доставить усладу», оно может вселять бодрость, помогать переносить труд­ности, добиваться успехов в решении жизненных задач, в труде, в научном поиске. Искусство может расцвечивать жизнь человека минутами и часами радости, может вызы­вать у него восторг, доводя его эмоциональное состояние


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

до кульминационной точки, когда можно говорить о том, что испытываешь высшее счастье, и жизнь представляется особенно прекрасной и желанной.

Ф

«Мне лично ощущение высшего счастья дают произ­ведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области».

А. ЭЙНШТЕЙН

Художественное, эстетическое образование дает знание и развивает «вкус». Простейшая формула художественного вкуса обычно определяется словами «мне нравится» — «мне не нравится». Эта формула есть результат взаимодействия чувственного и рационального познания. Еще в XVIII в. Г. Р. Державин писал, что «вкус» есть сосредоточенный свет и жар, т.е. ум и чувство между холодною геометрией и пыл­кой музыкой». Одной из задач эстетического воспитания и самовоспитания является умение, давая оценку произведе­нию искусства, синтезировать чувственную и рациональ­ную стороны нашего восприятия.

Получать удовольствие, сталкиваясь с произведениями искусства, в какой-то степени могут все, так же как все, на удивление мольеровскому Журдену, способны говорить прозой. Но правильно понять и оценить произведение ис­кусства удается не всем и не всегда. Помогает этому ши­рота знаний, общая эрудиция и эстетическое воспитание, которое оказывается особенно плодотворным, если осу­ществляется с детства.

Развивать и совершенствовать художественное сознание не просто, для этого требуются определенные условия и, главное, желание. Последнее обстоятельство приводит к тому, что люди, живущие в приблизительно равных усло­виях и, формально говоря, получившие идентичное обра­зование («вместе учились»), имеют не только разный запас знаний, но, возможно, и различный уровень художествен­ного вкуса. К сожалению, еще встречаются люди, убежден­ные в ненужности эстетического воспитания, считающие, что искусство — не хлеб и без него прожить можно. Они


--------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ----------------------------------- *—ЗЭ*

прежде всего обкрадывают самих себя, сознательно огра­ничивая круг факторов окружающей нас действительности, способных радовать, доставлять удовольствие и счастье.

Искусство многопрофильно и многогранно — это ар­хитектура и ваяние, живопись и графика, музыка и хорео­графия, театр и кино. Каждый вид искусства имеет свою историю, свои традиции, свои методы. Но все они пресле­дуют единые цели, все они служат человеку, обогащая его эмоциональный мир, расширяя его кругозор и культурный уровень.

 

Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать стра­сти, целительное средство, с помощью которого при­дается благородное направление любви и ненависти, страху и вожделению, сдерживается наклонность к изнеженности или распущенности чувств.

Из всех видов искусства, пожалуй, наибольшее ути­литарное значение имеет архитектура, ибо она призвана прежде всего обеспечить потребности человека в жилье и общественных производственных и офисных помещениях. Но, создавая архитектурные сооружения, человек тем са­мым создает как бы новую, отличную от естественной при­роды материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность. Поэтому понятно стремление людей сделать эту среду соответствующей не только их материальным, но и духовным, эстетическим потребностям, сделать ее худо­жественно выразительной.

Почти две тысячи лет назад римский архитектор Ви-трувий уже говорил о том, что произведения архитектуры должны быть не только прочны и удобны, но и красивы. М.В. Ломоносов так определял особенности зодчества: «Архитектурное искусство, напрягая сильныя плечи и об­ращая великие дерева и тяжкие камни, воздвигает здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя, для долго-временности твердыя».

Художественную выразительность архитектурного соо­ружения определяют его формы, размеры, характер строи-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

тельного материала, ритм линий и объемных соотношений, характер естественного (природного), сельского или урба­нистического (городского) пейзажа, в который «вписывает­ся» данное сооружение. Художественную выразительность его могут усиливать прикладное и декоративное искусство, монументальная живопись и скульптура.

Глядя на любое архитектурное произведение, мы воспри­нимаем его прежде всего эмоционально. Дом может быть строгим, мрачным, печальным, веселым, пышным, скром­ным, торжественным, величественным и т.д. Известно, как угнетают, какое чувство досады, апатии вызывают однооб­разные, безликие архитектурные формы и как может при­ятно поразить воображение, вызвать радость и восхищение оригинальное, выполненное на высоком художественном уровне архитектурное сооружение. Уже такое, казалось бы, простое произведение, как решетка садовой ограды, отно­сящаяся к малым архитектурным формам, может радовать человека искусством и изяществом своего исполнения. Вспомните решетку Летнего сада работы Ю.М. Фельтена в Санкт-Петербурге. Проста и логична композиция ее ор­намента, четок мерный ритм ее звеньев, вся она поражает своей легкостью, стройностью, изящной декоративностью, единством художественного замысла.

Ф

Создавая архитектурные сооружения, человек тем са­мым создает как бы новую, отличную от естественной природы материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность.

И. Гёте называл архитектуру застывшей музыкой, так как, подобно музыке, она способна вызывать эмоции, обычно зависящие от того, какая идея была вложена в сооружение его создателями. При постройке египетских пирамид, храмов, соборов, церквей, мечетей, костелов, па­год и тому подобных культовых сооружений архитекторы обычно стремились к тому, чтобы их творения восхищади людей и при этом подавляли их своим величием, внушали бы каждому человеку безграничное почтение, смирение,


---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*

беспрекословную покорность перед теми, кому посвящены эти каменные громады. В то же время такие грандиозные современные архитектурные сооружения, как здание Мо­сковского государственного университета имени Ломоно­сова поражают простотой и стройностью форм, светлой цветовой гаммой, блеском и отраженным светом огромных площадей стекла. Они величественны и одновременно при­ветливы, в них хочется войти, они радуют, настраивают че­ловека на мажорный лад.

Огромную роль в удовлетворении эстетических потреб­ностей человека играет изобразительное искусство — скуль­птура, живопись, графика. Эмоциональное воздействие их на людей исключительно велико, так как они представляют собой как бы застывшие сгустки мыслей и чувств ваятеля или художника.

В произведениях изобразительного искусства отражается действительность, но она не копируется, а представляется в обобщенной форме. Скульптор, художник активно вторга­ются в жизнь, отбирая при этом из массы жизненных фак­тов и событий то, что кажется им наиболее интересным, главным, волнующим, раскрывая ее перед нами по-новому, со своих оригинальных позиций. В процессе творчества они как бы пропускают образы действительности через призму собственного сознания, по-своему одухотворяют их, под­черкивая в них то, что их самих особенно волнует. Поэтому произведения изобразительного искусства (конечно, если это действительно высокохудожественные произведения) не позволяют нам — зрителям оставаться равнодушными, будят в нас те или иные эмоции и при этом, как правило, радуют, восхищая своим замыслом, содержанием и мастер­ством исполнения.

 

Глядя на любое архитектурное произведение, мы вос­принимаем его прежде всего эмоционально.

Скульптор или художник может отразить в своем про­изведении лишь один момент действия, и, тем не менее, скульптура или картина, как правило, динамичны и позво-


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

ляют судить об изображенной модели не только в этот за­стывший миг, но представлять ее себе в движении. Это де­лает особенно ответственным выбор композиции скульпту­ры или картины, обусловливает поиск кульминационного момента изображаемого действия и тем самым повышает до предела эмоциональную насыщенность произведений изобразительного искусства.

«Искусство — радость для народа!» (В. Гюго). И разве можно без восхищения смотреть на прекрасный бюст Не­фертити или великолепные скульптуры времен Древней Эллады! А сколько мыслей и чувств будят творения Мике-ланджело и Жана Гудона, Этьена Фальконе и М.М. Анто­кольского и О. Родена и С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной и В.И. Мухиной и других ваятелей прошлого и современ­ности! Каждое произведение изобразительного искусства, если в него вложена мысль, если на нем лежит печать та­ланта его исполнителя, чему-то учит и в то же время не оставляет места равнодушию. Да и о каком равнодушии мо­жет идти речь, если вам представится возможность увидеть до предела напряженное в мучительной борьбе со змеями могучее тело Лаокоона или идущих на смерть во имя своих убеждений, во имя сохранения родного города и счастья его жителей граждан Кале?

Искусствовед А.С. Варшавский о скульптурной группе «Граждане Кале», созданной О. Роденом, пишет следую­щее: «...Они прекрасны. Они движутся, несмотря на ник­чемный пьедестал. Они, словно ожившее видение прошло­го, чем-то неуловимо напоминают — осанкой, выражением лица, манерами — статуи в нишах старинных готических соборов. Но те тяжелы и отрезаны от жизни, а эти — жи­вые. Глядишь на них, на их угловатые жесты, на тяжелую поступь, на их лица, на которых по-разному отпечатались обуревающие их чувства и мысли, гнев, волнение, горькая тревога, скрытый и явный протест, самоотречение, на их фигуры — их облик перед тобой. Ты видишь, как спаянные единой волей, во имя долга, во имя человечности, тяжко ступая, идут они на казнь — ибо не могут иначе, не могут прятаться и молчать, когда свершается несправедливость.


--------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ----------------------------------- *—ЗЭ*

Они — борцы. Борцы за правое дело. И моральный подвиг их переживет века».

О каком равнодушии может быть речь, когда видишь отражающие беспримерный героизм и самоотверженность скульптуры Е.В. Вучетича на Мамаевом кургане Волгогра­да. Их монументальность, величие и глубочайшая эмоцио­нальная выразительность буквально потрясают зрителя, пробуждая великую скорбь о погибших защитниках волж­ской твердыни и великую гордость за свой народ, свою Ро­дину.

 

Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным де­лам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше.

«Самым задушевным из пластических искусств» назы­вал живопись В.М. Гаршин. Многие столетия радуют и потрясают зрителей творения Леонардо да Винчи, С. Ра­фаэля, П. Рубенса, X. Рембрандта, В. Тициана, Ф. Гойи и Д. Веласкеса. Вспомним хотя бы картину Рембрандта «Воз­вращение блудного сына». Сколько размышлений, какие эмоции может вызвать это полотно великого мастера! Как выразительны лица изображенных на картине людей, и даже в фигуре стоящего спиной к зрителям возвратившего­ся сына можно ощутить боль и стыд, радость и раскаяние. И эта старинная картина на библейский сюжет дает толчок для размышлений о сложности взаимоотношений между людьми как в те давно минувшие времена, так и в нашу бытность.

«Человечество, — писал И.Н. Крамской, — всегда до­рожило теми художественными произведениями, где с воз­можной полнотой выражена драма человеческого сердца, или, просто, внутренний характер человека». Глубокое по­нимание психологии людей, гуманность, чуткость к бедам и радостям человека свойственны таким выдающимся ху­дожникам, как И.Н. Крамской и И.Е. Репин, И.И. Левитан и В.Д. Поленов, Э. Делакруа и К. Коро, К. Моне и О. Рену­ар, А.П. Сезанн и П. Пикассо, В.А. Серов и НА. Ярошен-


sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------

ко, М.В. Нестеров и И.Е. Репин, А.А. Пластов и А.А. Дей-нека, Ю.И. Пименов и А.И. Лактионов, и многим-многим другим.

Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным делам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше, приближать ее к тем идеалам, которые у них сложились под воздей­ствием всего жизненного опыта и в какой-то степени под облагораживающим воздействием искусства.

Большой художник способен видеть и выделять глав­ное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тонким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным. Прост, казалось бы, будничен и в то же время необычайно трогателен сюжет картины А.К. Саврасова «Грачи прилете­ли». «Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка... — и только, — писал И.И. Левитан. — Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко и который сумел отыскать в обыденном те интимные, глубокие, тро­гательные, часто печальные черты, которые так сильно чув­ствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо дей­ствуют на душу». И картины самого Левитана такие, как «Вечерний звон», «Свежий ветер», «После дождя», «Над вечным покоем» и многие другие, поражают своей эмо­циональной насыщенностью при, казалось бы, простом обыденном сюжете. «Никто из художников до Левитана, — сказал как-то К.Г. Паустовский, — не передавал с такой силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спо­койно и торжественно, что ощущается как величие». Живо­пись Левитана не просто знакомит нас с картинами родной природы, она представляет нам эту природу в естественном и в то же время подчас неожиданном ракурсе. Пейзажи Ле­витана будят в нас то щемящую грусть, то светлую улыбку, навевают мысли о печальном безмолвии величавой при­роды, «в которой потонули поколения и потонут еще», и о радостях бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: