эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
что в хорошем костюме больше шансов произвести оптимальное впечатление на окружающих. Это придает человеку уверенность и соответствующим образом сказывается на его эмоциональном состоянии, а, следовательно, на походке, поступках, поведении. Но если хорошо одетый и в связи с этим «уверенный в себе» человек обнаружит пятно на платье или оторванную пуговицу на пиджаке, то уверенность в непогрешимости туалета исчезает, и на его лице могут появиться признаки растерянности; движения при этом становятся скованными, хорошего настроения подчас — как не бывало.
Радующими или удручающими, восхищающими или вызывающими отвращение, волнующими или возбуждающими чувство досады могут быть различные объекты, предметы и люди, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни. Глядя на собор Василия Блаженного, на картину В.А. Серова «Девочка с персиками», наблюдая с горы Ай-Петри восход солнца, следя за скользящим по водной глади теплоходом на подводных крыльях, мы испытываем различной степени чувство удовольствия, радости, обусловленное удовлетворением эстетических потребностей.
|
|
Ф |
Если хорошо одетый и «уверенный в себе» человек обнаружит пятно на платье или оторванную пуговицу на пиджаке, то уверенность в непогрешимости туалета исчезает, и на его лице могут появиться признаки растерянности; хорошего настроения подчас — как не бывало.
В процессе развития человеческой мысли выдвигались самые различные, порой противоречивые взгляды на сущность эстетического. Так, Сократ отождествлял эстетическое с полезным. И. Кант утверждал обратное: он считал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему должно быть обязательно бескорыстно, а удовлетворение, доставляемое нам при общении с этим предметом, должно быть «без понятия представления цели». Сейчас общепризнано, что эстетические чувства способны пробуждать как предметы, созданные для украшения, так и
----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*
вещи, утилитарная значимость которых несомненна. И мы не можем в связи с этим следовать за одним из литературных героев Алексея Толстого, художником-декадентом Сапожковым, отвергавшим эстетическое значение Венеры Милосской в связи с тем, что из нее нельзя извлечь прямой выгоды. Но мы не будем отрицать и великолепия форм современного воздушного лайнера лишь потому, что он стал необходим нам в жизни, как средство удобного и быстрого передвижения.
Таким образом, эстетическое удовольствие может доставлять любой предмет, имеющий эстетическую ценность. При этом следует подчеркнуть существующее у людей стремление наделить эстетической ценностью все, что нас окружает, все, что создается руками человека, стремление к тому, чтобы каждый используемый с практической целью предмет (авторучка, часы, обувь, мобильный телефон и пр.) был удобен в обращении и к тому же по-своему красив. С давних пор люди стремились украшать свое жилище, делать по возможности красивыми предметы домашнего обихода, орудия труда, большое внимание уделяли изготовлению ярких, красочных, веселых игрушек. А.В. Луначарский писал, что полезный предмет должен быть «не только полезен и целесообразен, но и радостен... Радостным должно быть платье, радостна должна быть мебель, радостна должна быть посуда, радостно должно быть жилище... Гигантская художественно-промышленная задача... будет заключаться именно в том, чтобы найти простые, здоровые, убедительные принципы радостности и применить их к еще более грандиозной, чем теперь, машинной индустрии, к строительству жизни и быта...». Этой художественно-промышленной задаче в наше время повсеместно придается большое значение.
|
|
Современная промышленность обязательно учитывает не только практически полезные (утилитарные) качества продукции, но и эстетические ее свойства. Вещи теперь создаются не только целесообразными, но и «по законам красоты», которые разрабатываются получившей всеобщее признание новой отраслью прикладной науки — технической эстетикой. Техническая эстетика призвана обеспечить
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
эстетичность промышленной продукции, соответствие ее форм содержанию, прежде всего красоту этих форм, положительное их воздействие на эмоциональное состояние людей. Техническая эстетика стремится, чтобы вырабатываемые промышленностью вещи радовали человека, чтобы общение с ними было для него приятно и положительно отражалось на состоянии его эмоциональной сферы. Влияние технической эстетики проявляется в форме, цвете, материалах, характере покрытий. Ее дыханием овеяны современные силуэты легкового автомобиля и электровоза, сверлильного станка и телевизора, кофеварки и электробритвы...
Ф |
С давних пор люди стремились украшать свое жилище, делать по возможности красивыми предметы домашнего обихода, орудия труда, большое внимание уделяли изготовлению ярких, красочных, веселых игрушек.
Техническая эстетика формирует требования не только к промышленным изделиям (эстетика продуктов труда), но и к среде, в которой эти изделия вырабатываются. Она разрабатывает рекомендации по улучшению условий труда, учитывает, например, что на эмоциональный фон человека, на его настроение могут влиять такие факторы, как планировка производственного помещения, организация рабочего места, наиболее благоприятная окраска цехов, а также расположенных в них станков, машин, инструментов. Одной из ее задач является создание в этой среде (в цехе, лаборатории, кабинете и т.п.) наиболее благоприятных для обеспечения активной производственной деятельности обстановки, которая могла бы, по возможности, оптимально влиять на психофизиологическое состояние рабочего или служащего, прежде всего на его эмоциональную сферу, обеспечивая ему хорошее тонизирующее, располагающее к труду настроение.
В связи с этим можно сказать, что техническая эстетика, наряду с промышленной гигиеной, призванной следить за чистотой помещений, достаточностью их объемов, за их
----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*
освещенностью, влажностью, температурой и пр., стоит на страже здоровья рабочих, служащих и вместе с тем способствует повышению производительности труда.
|
|
Столетия производственные помещения, по меткому выражению французского колориста Ф. Леже, «чтобы грязь не была видна, красили в цвет грязи». На красках пытались экономить, однако экономический эффект, как показали более поздние исследования, был отрицательным. Известен случай, когда один английский фабрикант окрасил свои цеха «немарким» черным цветом, и это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На другом английском предприятии стены с экспериментальной целью были выкрашены светло-зеленой краской и покрыты черными полосами. Рабочие после этого стали жаловаться на головную боль, вялость, повышенную утомляемость. Экономист В.И. Терещенко рассказывает, как на одном американском заводе, где изготовлялись мелкие детали электронных приборов, стены и станки были поначалу окрашены в красно-оранжевые тона. В производстве был большой процент брака, особенно увеличивающийся через час после начала работы. Причину брака вскрыть не могли и пригласили специалистов-консультантов, которые дали странную на первый взгляд рекомендацию — перекрасить стены цеха и оборудование в голубовато-зеленые цвета. Совет был выполнен, и процент бракованной продукции сразу же резко снизился. Дело оказалось в том, что красно-оранжевые тона раздражают рабочих, нервируют их, и они быстро теряют остроту глазомера. В то же время светлые тона зеленого, синего цвета, голубой, желтый цвета, сочетания их с белым цветом делают настроение ровным, бодрят, способствуют формированию у рабочих стойкого положительного эмоционального фона, в результате труд становится более производительным в течение всего рабочего дня.
Еще И. Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Он замечал, что различные цвета вызывают разные «душевные настроения». Французский ученый М. Дереньер разработал
|
|
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
специальную классификацию действия цвета на настроение человека: оранжевый — бодрит, стимулирует к активной деятельности; синий — освежает, уменьшает физическое напряжение, может регулировать ритм дыхания, успокаивает работу сердца; красный — возбуждает; желтый — располагает к хорошему настроению; зеленый — цвет покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему; фиолетовый — цвет утомленности и беспокойной взволнованности; серый — вызывает апатию и скуку. Влияние цвета и цветовых сочетаний на человека находится в зависимости от площади окрашенных поверхностей, расстояния до них, относительного расположения рассматриваемых предметов, их конфигурации, фактуры, количества и т.д. Цвет ныне, наряду с объемом помещения, освещенностью, формой, звуковыми раздражителями, рассматривается как важнейший компонент психофизиологического климата.
В настоящее время выяснены не только психофизиологические реакции человека на определенные цвета, но и эмоциональное воздействие цветовых контрастов, цветовой гаммы. Рациональная цветовая гамма производственных помещений находится в прямой зависимости от характера производства. Помещения и оборудование горячих цехов желательно окрашивать в «холодные» тона (голубой, зеленый и т.п.). Такие «теплые» тона, как оранжевый и т.п., в них вообще недопустимы, так как обусловливают повышенную нервную возбудимость работающих, раздражительность, невротические реакции, что отрицательно сказывается на состоянии их эмоциональной сферы, физическом состоянии и трудоспособности.
Ф |
«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют».
И. ГЁТЕ
Не везде и не всегда подходят для окраски помещений и светлые тона. Так, выяснено, что «радостный», солнечный желтый цвет способствует повышению возбудимости
----------------------------------------------------------------- И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ ---------------------------------------------- *—ЗЭ*
вестибулярного аппарата, и это приходится учитывать при оформлении кабин пассажирских лайнеров. Много лет считавшийся идеальным для больниц белый цвет, как показали психофизиологические исследования, оказался не самым выгодным для больных и сотрудников лечебных учреждений: монотонная белизна стен, мебели, белья и инструментов утомляет, раздражает, требует чрезмерного напряжения внимания. И сейчас в новых больницах стремятся к созданию более или менее разнообразной цветовой гаммы, а в операционных все большее место занимают зеленый, синий и голубой цвета. Кстати, вопреки имеющей большую давность традиции, сейчас во многих хирургических клиниках врачи в операционной работают не в белых, а в зеленых или голубых халатах.
Значение освещенности и цветовой гаммы производственных помещений для психофизиологического и прежде всего эмоционального состояния людей, которые в них трудятся, и результативности их труда настолько велико, что в ряде стран созданы национальные комитеты по цветовому оформлению производственных помещений. В состав комитетов входят различные специалисты: архитекторы, физики, светотехники, психологи, врачи.
Промышленная эстетика призвана улучшать настроение работающих на производстве и тех, кто имеет дело с его продукцией. Чем выше материальный уровень людей, чем выше их обеспеченность и культура, тем более высокими будут требования у них к эстетике труда и к красоте, изяществу промышленных товаров. Это позволяет предположить, что со временем роль в производстве специалистов по промышленной эстетике будет расти, а сама эта еще молодая прикладная наука, призванная украшать жизнь человека, радовать его, улучшать его настроение, а вместе с тем и повышать продуктивность его труда будет прогрессировать и станет необходимой на любом производстве.
С целью изучения зависимости трудоспособности людей от психологического, в частности эмоционального, состояния рабочих и служащих на некоторых крупных предприятиях стран с развитой экономикой созданы лаборатории физиологии труда. Работающие в них психологи совместно
r^ |
ЭМОЦИИ НА 100%
с конструкторами и технологами, врачами и экономистами, художниками и специалистами по технике безопасности намечают мероприятия, осуществление которых снижает заболеваемость и травматизм, улучшает производственные показатели.
Стремление к тому, чтобы все вокруг делалось «по законам красоты», чтобы красивыми были все создаваемые человеком предметы, чтобы красивой была одежда, которую мы носим, и вся обстановка, в которой мы живем и работаем, — это не снобизм, не прихоть, не роскошь. Стремление к красоте, к удовлетворению свойственных нам эстетических потребностей призвано обеспечивать оптимальное настроение, доставлять удовольствие, приносить больше радостей, больше счастья. А радости и счастье нужны каждому из нас, и каждый должен делать все возможное, чтобы поводов для них было как можно больше. Так пусть же таким поводом, способным содействовать улучшению настроения, настраивать на оптимистический лад, повышающим нашу жизненную энергию, радующим нас, будет все, что мы создаем как для себя, так и для тех, кто нас окружает, для всех потребителей промышленной продукции.
Глава 16 ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — ОСНОВА ИСКУССТВА
Произведение искусства вызывает эмоции.
Если оно эмоций не вызывает, то это либо не искусство, либо адресовано оно не тому, кто в данный момент его воспринимает.
С.В. ОБРАЗЦОВ
Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством удовлетворения их эстетических потребностей и нравственного воспитания.
---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*
Искусство украшает нашу жизнь, делает ее более содержательной и интересной. Оно обогащает нас информацией, которую мы воспринимаем без напряжения, с удовольствием, воспитывает в нас чувство гуманности. При этом, как писал искусствовед Е.С. Громов, «эмоциональность — одна из специфических особенностей искусства... его коренное качество, обусловленное самой природой художественного образа, который может существовать, лишь сохраняя аромат жизни, непосредственность ощущения явления, будучи согрет внутренним огнем авторского пристрастия, любви, гнева, восхищения... Чувство составляет внутренний нерв художественного образа, необходимую часть его содержания». Искусство волнует и восхищает, будит чувство гордости, демонстрируя необъятные возможности человеческого таланта.
Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать страсти, целительное средство, с помощью которого придается благородное направление любви и ненависти, страху и вожделению, сдерживается наклонность к изнеженности или распущенности чувств. Они настолько верили в спасительную миссию искусства, что искали «целебные составы» мелодий и танцевальных движений, ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла... Уже в древности считали искусство необходимым человеку и видели в нем источник радости и наслаждений.
...Все, что способно доставить усладу: Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй — Все это людям нужда указала, и разум пытливый Этому их научил в движенье вперед постепенном.
Лукреций
Но искусство не только «способно доставить усладу», оно может вселять бодрость, помогать переносить трудности, добиваться успехов в решении жизненных задач, в труде, в научном поиске. Искусство может расцвечивать жизнь человека минутами и часами радости, может вызывать у него восторг, доводя его эмоциональное состояние
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
до кульминационной точки, когда можно говорить о том, что испытываешь высшее счастье, и жизнь представляется особенно прекрасной и желанной.
Ф |
«Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области».
А. ЭЙНШТЕЙН
Художественное, эстетическое образование дает знание и развивает «вкус». Простейшая формула художественного вкуса обычно определяется словами «мне нравится» — «мне не нравится». Эта формула есть результат взаимодействия чувственного и рационального познания. Еще в XVIII в. Г. Р. Державин писал, что «вкус» есть сосредоточенный свет и жар, т.е. ум и чувство между холодною геометрией и пылкой музыкой». Одной из задач эстетического воспитания и самовоспитания является умение, давая оценку произведению искусства, синтезировать чувственную и рациональную стороны нашего восприятия.
Получать удовольствие, сталкиваясь с произведениями искусства, в какой-то степени могут все, так же как все, на удивление мольеровскому Журдену, способны говорить прозой. Но правильно понять и оценить произведение искусства удается не всем и не всегда. Помогает этому широта знаний, общая эрудиция и эстетическое воспитание, которое оказывается особенно плодотворным, если осуществляется с детства.
Развивать и совершенствовать художественное сознание не просто, для этого требуются определенные условия и, главное, желание. Последнее обстоятельство приводит к тому, что люди, живущие в приблизительно равных условиях и, формально говоря, получившие идентичное образование («вместе учились»), имеют не только разный запас знаний, но, возможно, и различный уровень художественного вкуса. К сожалению, еще встречаются люди, убежденные в ненужности эстетического воспитания, считающие, что искусство — не хлеб и без него прожить можно. Они
--------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ----------------------------------- *—ЗЭ*
прежде всего обкрадывают самих себя, сознательно ограничивая круг факторов окружающей нас действительности, способных радовать, доставлять удовольствие и счастье.
Искусство многопрофильно и многогранно — это архитектура и ваяние, живопись и графика, музыка и хореография, театр и кино. Каждый вид искусства имеет свою историю, свои традиции, свои методы. Но все они преследуют единые цели, все они служат человеку, обогащая его эмоциональный мир, расширяя его кругозор и культурный уровень.
Древние пифагорейцы видели в искусстве добрую силу, призванную побуждать и облагораживать страсти, целительное средство, с помощью которого придается благородное направление любви и ненависти, страху и вожделению, сдерживается наклонность к изнеженности или распущенности чувств.
Из всех видов искусства, пожалуй, наибольшее утилитарное значение имеет архитектура, ибо она призвана прежде всего обеспечить потребности человека в жилье и общественных производственных и офисных помещениях. Но, создавая архитектурные сооружения, человек тем самым создает как бы новую, отличную от естественной природы материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность. Поэтому понятно стремление людей сделать эту среду соответствующей не только их материальным, но и духовным, эстетическим потребностям, сделать ее художественно выразительной.
Почти две тысячи лет назад римский архитектор Ви-трувий уже говорил о том, что произведения архитектуры должны быть не только прочны и удобны, но и красивы. М.В. Ломоносов так определял особенности зодчества: «Архитектурное искусство, напрягая сильныя плечи и обращая великие дерева и тяжкие камни, воздвигает здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя, для долго-временности твердыя».
Художественную выразительность архитектурного сооружения определяют его формы, размеры, характер строи-
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
тельного материала, ритм линий и объемных соотношений, характер естественного (природного), сельского или урбанистического (городского) пейзажа, в который «вписывается» данное сооружение. Художественную выразительность его могут усиливать прикладное и декоративное искусство, монументальная живопись и скульптура.
Глядя на любое архитектурное произведение, мы воспринимаем его прежде всего эмоционально. Дом может быть строгим, мрачным, печальным, веселым, пышным, скромным, торжественным, величественным и т.д. Известно, как угнетают, какое чувство досады, апатии вызывают однообразные, безликие архитектурные формы и как может приятно поразить воображение, вызвать радость и восхищение оригинальное, выполненное на высоком художественном уровне архитектурное сооружение. Уже такое, казалось бы, простое произведение, как решетка садовой ограды, относящаяся к малым архитектурным формам, может радовать человека искусством и изяществом своего исполнения. Вспомните решетку Летнего сада работы Ю.М. Фельтена в Санкт-Петербурге. Проста и логична композиция ее орнамента, четок мерный ритм ее звеньев, вся она поражает своей легкостью, стройностью, изящной декоративностью, единством художественного замысла.
Ф |
Создавая архитектурные сооружения, человек тем самым создает как бы новую, отличную от естественной природы материальную среду, в которой протекает его жизнь и деятельность.
И. Гёте называл архитектуру застывшей музыкой, так как, подобно музыке, она способна вызывать эмоции, обычно зависящие от того, какая идея была вложена в сооружение его создателями. При постройке египетских пирамид, храмов, соборов, церквей, мечетей, костелов, пагод и тому подобных культовых сооружений архитекторы обычно стремились к тому, чтобы их творения восхищади людей и при этом подавляли их своим величием, внушали бы каждому человеку безграничное почтение, смирение,
---------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ---------------------------------- *—ЗЭ*
беспрекословную покорность перед теми, кому посвящены эти каменные громады. В то же время такие грандиозные современные архитектурные сооружения, как здание Московского государственного университета имени Ломоносова поражают простотой и стройностью форм, светлой цветовой гаммой, блеском и отраженным светом огромных площадей стекла. Они величественны и одновременно приветливы, в них хочется войти, они радуют, настраивают человека на мажорный лад.
Огромную роль в удовлетворении эстетических потребностей человека играет изобразительное искусство — скульптура, живопись, графика. Эмоциональное воздействие их на людей исключительно велико, так как они представляют собой как бы застывшие сгустки мыслей и чувств ваятеля или художника.
В произведениях изобразительного искусства отражается действительность, но она не копируется, а представляется в обобщенной форме. Скульптор, художник активно вторгаются в жизнь, отбирая при этом из массы жизненных фактов и событий то, что кажется им наиболее интересным, главным, волнующим, раскрывая ее перед нами по-новому, со своих оригинальных позиций. В процессе творчества они как бы пропускают образы действительности через призму собственного сознания, по-своему одухотворяют их, подчеркивая в них то, что их самих особенно волнует. Поэтому произведения изобразительного искусства (конечно, если это действительно высокохудожественные произведения) не позволяют нам — зрителям оставаться равнодушными, будят в нас те или иные эмоции и при этом, как правило, радуют, восхищая своим замыслом, содержанием и мастерством исполнения.
Глядя на любое архитектурное произведение, мы воспринимаем его прежде всего эмоционально.
Скульптор или художник может отразить в своем произведении лишь один момент действия, и, тем не менее, скульптура или картина, как правило, динамичны и позво-
r^ |
ЭМОЦИИ НА 100%
ляют судить об изображенной модели не только в этот застывший миг, но представлять ее себе в движении. Это делает особенно ответственным выбор композиции скульптуры или картины, обусловливает поиск кульминационного момента изображаемого действия и тем самым повышает до предела эмоциональную насыщенность произведений изобразительного искусства.
«Искусство — радость для народа!» (В. Гюго). И разве можно без восхищения смотреть на прекрасный бюст Нефертити или великолепные скульптуры времен Древней Эллады! А сколько мыслей и чувств будят творения Мике-ланджело и Жана Гудона, Этьена Фальконе и М.М. Антокольского и О. Родена и С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной и В.И. Мухиной и других ваятелей прошлого и современности! Каждое произведение изобразительного искусства, если в него вложена мысль, если на нем лежит печать таланта его исполнителя, чему-то учит и в то же время не оставляет места равнодушию. Да и о каком равнодушии может идти речь, если вам представится возможность увидеть до предела напряженное в мучительной борьбе со змеями могучее тело Лаокоона или идущих на смерть во имя своих убеждений, во имя сохранения родного города и счастья его жителей граждан Кале?
Искусствовед А.С. Варшавский о скульптурной группе «Граждане Кале», созданной О. Роденом, пишет следующее: «...Они прекрасны. Они движутся, несмотря на никчемный пьедестал. Они, словно ожившее видение прошлого, чем-то неуловимо напоминают — осанкой, выражением лица, манерами — статуи в нишах старинных готических соборов. Но те тяжелы и отрезаны от жизни, а эти — живые. Глядишь на них, на их угловатые жесты, на тяжелую поступь, на их лица, на которых по-разному отпечатались обуревающие их чувства и мысли, гнев, волнение, горькая тревога, скрытый и явный протест, самоотречение, на их фигуры — их облик перед тобой. Ты видишь, как спаянные единой волей, во имя долга, во имя человечности, тяжко ступая, идут они на казнь — ибо не могут иначе, не могут прятаться и молчать, когда свершается несправедливость.
--------------------------------------------------- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ИСКУССТВА ----------------------------------- *—ЗЭ*
Они — борцы. Борцы за правое дело. И моральный подвиг их переживет века».
О каком равнодушии может быть речь, когда видишь отражающие беспримерный героизм и самоотверженность скульптуры Е.В. Вучетича на Мамаевом кургане Волгограда. Их монументальность, величие и глубочайшая эмоциональная выразительность буквально потрясают зрителя, пробуждая великую скорбь о погибших защитниках волжской твердыни и великую гордость за свой народ, свою Родину.
Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным делам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше.
«Самым задушевным из пластических искусств» называл живопись В.М. Гаршин. Многие столетия радуют и потрясают зрителей творения Леонардо да Винчи, С. Рафаэля, П. Рубенса, X. Рембрандта, В. Тициана, Ф. Гойи и Д. Веласкеса. Вспомним хотя бы картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Сколько размышлений, какие эмоции может вызвать это полотно великого мастера! Как выразительны лица изображенных на картине людей, и даже в фигуре стоящего спиной к зрителям возвратившегося сына можно ощутить боль и стыд, радость и раскаяние. И эта старинная картина на библейский сюжет дает толчок для размышлений о сложности взаимоотношений между людьми как в те давно минувшие времена, так и в нашу бытность.
«Человечество, — писал И.Н. Крамской, — всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца, или, просто, внутренний характер человека». Глубокое понимание психологии людей, гуманность, чуткость к бедам и радостям человека свойственны таким выдающимся художникам, как И.Н. Крамской и И.Е. Репин, И.И. Левитан и В.Д. Поленов, Э. Делакруа и К. Коро, К. Моне и О. Ренуар, А.П. Сезанн и П. Пикассо, В.А. Серов и НА. Ярошен-
sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------
ко, М.В. Нестеров и И.Е. Репин, А.А. Пластов и А.А. Дей-нека, Ю.И. Пименов и А.И. Лактионов, и многим-многим другим.
Изобразительное искусство призвано будить эмоции, мысли, вызывать у людей стремление к полезным делам, возбуждать в них желание делать жизнь лучше, приближать ее к тем идеалам, которые у них сложились под воздействием всего жизненного опыта и в какой-то степени под облагораживающим воздействием искусства.
Большой художник способен видеть и выделять главное, доносить до зрителя то, что он, наделенный тонким и самобытным чутьем, считает значительным и прекрасным. Прост, казалось бы, будничен и в то же время необычайно трогателен сюжет картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». «Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка... — и только, — писал И.И. Левитан. — Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко и который сумел отыскать в обыденном те интимные, глубокие, трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу». И картины самого Левитана такие, как «Вечерний звон», «Свежий ветер», «После дождя», «Над вечным покоем» и многие другие, поражают своей эмоциональной насыщенностью при, казалось бы, простом обыденном сюжете. «Никто из художников до Левитана, — сказал как-то К.Г. Паустовский, — не передавал с такой силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие». Живопись Левитана не просто знакомит нас с картинами родной природы, она представляет нам эту природу в естественном и в то же время подчас неожиданном ракурсе. Пейзажи Левитана будят в нас то щемящую грусть, то светлую улыбку, навевают мысли о печальном безмолвии величавой природы, «в которой потонули поколения и потонут еще», и о радостях бытия.