Финансы предприятия – это совкупность денежных отношений связанная с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Анализ финансовых результатов – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Для того, что бы реально оценить финансовое состояние, существует анализ прибыли и рентабельности.
Прибыль – конечный результат деятельности предприятии от реализации товаров или услуг.
Валовая прибыль – прибыль от всех видов деятельности предприятия (реализация и прочие доходы) за вычетом расходов.
ВП=ПРТ+ППР+ВД-ВР
ПРТ – прибыль от реализации товара
ППР – прочая прибыль
ВД – внереализационные доходы
ВР – внереализационные расходы.
Прибыль от реализации товаров – объем реализации за вычетом себестоимости.
Прибыль от прочей реализации – получается в результате реализации ОФ и материалов.
Внереализационные финансовые результаты рассчитываются как разность между внереализационными доходами и расходами.
|
|
К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от долевого участия в других предприятиях, в результате инвестиций или в результате положительной разницы в валютных счетах.
К внереализационным расходам относятся убытки от списания дебиторской задолженности, судебные издержки, отрицательная курсовая разница в валютных счетах.
Налогооблагаемая прибыль – это разница между балансовой прибылью предприятия и доходами по видам деятельности, облагаемым в особом порядке или по ставке.
Чистая прибыль – остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей. Это и есть конечный финансовый результат.
Анализ прибыли предполагает изучение состава и структуры балансовой прибыли в отчетном и прошлых годах, изучения динамики прибыли и ее элементов за последние года. Наибольшую долю в структуре прибыли должна составлять прибыль от реализации товаров. Поэтому если в структуре прибыли удельный вес этой составляющей сокращается можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности фирмы.
На изменение прибыли влияют факторы:
1. Цена реализации продукции
2. Себестоимость производства продукции
3. Объем реализации товара
4. Структура реализации.
Прибыль может увеличиваться, если в структуре большую долю занимают товары с высокой рентабельностью и наоборот.
Объем реализации также может воздействовать двояко: увеличение объема реализации рентабельной продукции приведет к росту прибыли, а убыточных к снижению.
Снижение себестоимости продукции также может привести как к росту, так и к снижению прибыли.
Рост цены реализации продукции приводит к быстрому увеличению прибыли, но в определенный момент резко ее снизит.
|
|
Рентабельность – это относительный показатель эффективности работы предприятия, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы. Ее величина характеризуется соотношением полученного эффекта к затратам.
В анализе финансовой деятельности предприятия рассчитываются показатели рентабельности:
1. Рентабельность деятельности предприятия – характеризует степень выгодности производства продукции и показывает окупаемость издержек
2. Рентабельность реализации продукции показывает сколько предприятие получает прибыли с каждого затраченного на производство рубля. Это обеспечивается за счет снижения себестоимости продукции.
3. Рентабельность капитала и его частей характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля вложенного в ОФ или оборотные средства. Этот показатель зависит от многих факторов, в т.ч. и от политики ценообразования.
4. Рентабельность производственных ресурсов устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя финансовыми показателями предприятия: прибыльность продаж, оборачиваемость активов и финансовым рычагом.
ОР – объем реализации
А – активы
СК – собственный капитал.
Доходность деятельности также характеризует степень выгодности производства или другого вида деятельности.