Тема 9 Товарное обеспечении товарооборота, товарные ресурсы

Товар имеет две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой ¾ принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу. Пока товар не продан, пока он находится в каналах сферы обращения и ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Следует отметить, что товарный запас не приносит своему владельцу ничего, кроме затрат и убытков; прибыль приносит только товарооборот. Таким образом, конечная цель товарного запаса ¾ быть проданным, т. е. обмененным на деньги. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, переходя из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товар как можно быстрее прошел путь по каналам рынка от момента его производства до момента продажи.

Товарные запасы выполняют определенные функции:

- обеспечивают непрерывность индивидуального воспроизводства торгового предприятия, в процессе которого происходят их систематическое формирование и расходование;

- удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

- характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Значение товарных запасов заключается в том, что они являются индикатором конъюнктуры рынка, четко реагирующим на любые изменения. Товарные запасы служат регулятором рынка, позволяя с помощью различных мероприятий, например распродаж, приводить в соответствие спрос и предложение. Предприятия торговли должны иметь постоянно определенный уровень товаров обязательного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

Товарные запасы должны создаваться и на случай непредвиденных колебаний спроса или ритма производства в чрезвычайных условиях, вероятность которых увеличивается в нестабильной экономической ситуации. Возможность возникновения чрезвычайных условий требует образования страховых запасов для предотвращения перебоев в реализации и, следовательно, в потреблении товаров.

Товарные запасы на предприятиях торговли должны постоянно возобновляться, их размер должен обеспечивать непрерывность процесса продажи. При этом переизбыток товаров, так же как и их дефицит, ведет к нежелательным экономическим последствиям. В интересах предприятия иметь минимальные товарные запасы, поскольку их формирование и хранение требуют затрат, которые увеличиваются по мере роста запасов.

Однако не всякие запасы товаров являются целесообразными (необходимыми) и способствующими непрерывности процесса реализации товаров. Если товары не соответствуют спросу потребителей, то это приводит к росту их запасов, замораживанию вложенных в них средств, что отражается на результатах деятельности в связи с потерями материальных и денежных ресурсов, затрачиваемых на их хранение.

Товарный запас может быть меньше необходимого размера, что является следствием превышения спроса над предложением, ошибок в управлении запасами.

Товарные запасы можно классифицировать по разным признакам (см. схему). Их классификация на конкретном предприятии должна быть подчинена задачам управления запасами.

Классификация товарных запасов

Товарные запасы можно изучать в рамках территорий, по формам торговой деятельности, по типам и видам предприятий, где они хранятся.

По натурально-вещественному составу запасы подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления. Последующая детализация по этому признаку предполагает, например, выделение запасов потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, и т. д.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на торговых предприятиях, подразделяют на несколько групп: текущие запасы, запасы сезонного хранения, досрочного завоза, страховые запасы.

Запасы текущего хранения (текущие запасы) составляют основную, постоянно меняющуюся часть товарных запасов. Они создаются для обеспечения непрерывности торгового процесса между очередными поставками товаров. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Торговые предприятия должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть оптимальными, т. е. незавышенными и незаниженными. Завышенные товарные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное ¾ к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле в интервале между поставками, снижению объема реализации товаров.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза создаются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки на определенных торговых фирмах исходя из особенностей ассортимента реализуемых ими товаров или особенностей географического расположения таких фирм. В первую очередь они формируются по таким группам товаров, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются на фирмах, размещенных в таких населенных пунктах, к которым не может быть обеспечена регулярная транспортная доступность (например, в высокогорных и таежных районах, районах Крайнего Севера).

Страховые запасы ¾ это резервная, постоянная часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств (например, отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором или возможных задержек товаров в пути).

Товарные запасы различаются в зависимости от их местонахождения. Готовая продукция изготовителей, предназначенная для реализации оптовым и розничным предприятиям, находится на их складах и является частью совокупного товарного запаса. Оптовые предприятия, закупающие товары для последующей их перепродажи, создают запасы товаров, для хранения которых используют специальные склады и хранилища. Товарное обращение связано с перевозками товаров, поэтому часть товарных запасов постоянно находится в пути. Розничные предприятия создают запасы товаров на специальных складах и непосредственно в розничной торговой сети. Таким образом, по месту нахождения выделяют товарные запасы в промышленности, в оптовой и розничной торговле и запасы в пути.

Для целей анализа и планирования товарные запасы можно условно классифицировать по срокам образования в определенный период времени и выделять начальные запасы, которые имеются или должны быть на начало периода, и, соответственно, конечные запасы. Условность классификации определяется тем, что всякие запасы являются одновременно и начальными, и конечными.

По признаку соответствия фактических товарных запасов нормативу можно выделить товарные запасы, соответствующие нормативу или находящиеся в его пределах и не соответствующие нормативу, т. е. ниже или выше его. Несоответствие запасов нормативу влечет за собой перебои в торговле. Превышение запасов от нормативного показателя способствует образованию сверхнормативных запасов, влечет за собой замораживание средств, затоваривание.

Не все товары, имеющиеся на предприятии, соответствуют спросу покупателей. Товарные запасы по степени соответствия спросу можно подразделить на соответствующие и не соответствующие спросу.

В зарубежной теории и на практике широко используется классификация товарных запасов с помощью метода АВС. В соответствии с этим методом все запасы предприятия объединяются в три группы.

Группа А включает в себя запасы тех товаров, для которых характерна высокая интенсивность реализации, по которым требуется бесперебойное наличие их в ассортименте. Эти товары имеют быструю оборачиваемость, и, как следствие, предприятие несет значительные затраты, связанные с их закупкой и реализацией. Товары в этой группе ¾ основные в товарообороте, на их долю приходится примерно 70-80% общего объема продаж, но они составляют лишь 10-20% общей суммы товарных запасов.

К группе В относятся товары более замедленной оборачиваемости, пользующиеся значительно меньшим спросом, чем товары группы А. Их удельный вес в общем объеме товарооборота составляет 10-15%, а доля в общей сумме запасов ¾ 30-40%.

Группа С состоит из товаров еще более редкого спроса и медленной оборачиваемости. В общем объеме продаж их суммарная стоимость составляет 5-10%, однако они занимают 40-50% объема товарных запасов.

Метод АВС позволяет предприятию систематизировать учет и контроль запасов, выбрать для планирования именно те из них, которыми необходимо управлять в первую очередь.

Для характеристики состояния товарных запасов и эффективности их использования применяется система абсолютных и относительных показателей.

Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных и стоимостных показателях. Однако абсолютные показатели товарных запасов не позволяют оценить уровень обеспеченности предприятия товарами.

Относительным показателем величины товарных запасов является их уровень. Этот показатель рассчитывается в днях товарооборота путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на среднедневной товарооборот соответствующего периода, в котором эти запасы будут реализовываться.

Расчет производится по формуле

где Уз ¾ уровень товарного запаса, дн.;

З ¾ товарный запас;

З i ¾ сумма товарного запаса на определенную дату, тыс. руб.;

О ¾ объем товарооборота соответствующего периода, тыс. руб.;

Д ¾ число дней в периоде.

Аналогично рассчитывается уровень товарных запасов по отдельным товарам и товарным группам.

Экономический смысл показателя товарного запаса, выраженного в днях товарооборота, заключается в том, что он позволяет оценить, за какой период могут быть проданы товары, составляющие этот запас.

Размер товарных запасов определяет длительность пребывания товаров в форме запаса, или время товарного обращения. Время товарного обращения включает в себя время на перемещение товаров по каналам товародвижения, их пребывание на складах оптовых предприятий, в пути, в розничной сети. Торговые предприятия затрачивают значительные ресурсы на доведение товаров от изготовителей до потребителей, именно поэтому они заинтересованы в сокращении времени пребывания товаров в форме запаса, в ускорении оборачиваемости денежных средств, вложенных в товарные запасы.

Время товарного обращения характеризуется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость ¾ это средний товарный запас за какой-либо период, выраженный в днях товарооборота за этот же период.

ТоварооборачиваемостьВ определяется делением суммы среднего товарного запаса текущего хранения на среднедневной товарооборот за этот период времени :

Средние товарные запасы в сумме рассчитываются по формуле средней хронологической моментного ряда:

где ¾ средние запасы текущего хранения в сумме за анализируемый период;

З1, З2, …, З n ¾ запасы текущего хранения на конкретные даты;

n ¾ количество периодов.

Для характеристики скорости обращения товаров также используют показатель количества оборотов за определенный период времени С. Для этого число дней в периоде Д делят на товарооборачиваемость в днях или делят товарооборот за период О на средние товарные запасы: Этот показатель отражает количество оборотов, совершенных товарным запасом за исследуемый период.

Товарооборачиваемость характеризует уровень среднего товарного запаса и отражает среднее время, в течение которого товары находятся на предприятии с момента их закупки до момента реализации. Время реализации товаров является качественным показателем деятельности торгового предприятия и позволяет судить об эффективности использования денежных средств, вложенных в товарные запасы.

Сокращение времени обращения товарных запасов способствует высвобождению средств, вложенных в товарные запасы. Однако это время товарного обращения зависит от действия многих факторов.

К внешним факторам относятся реально существующие условия, которые не зависят от деятельности предприятия: соотношение товарного предложения на рынке и платежеспособного спроса населения, уровень цен на товары, излишки или недостатки товарной массы на рынке сверх нормальной потребности, территориальное размещение производства, развитие оптовой торговли, соотношение запасов товаров в оптовой и розничной торговле, степень сезонных колебаний производства товаров и спроса на товары и т. п.

Внутренние факторы, влияющие на время обращения товарных запасов, отражают сложность ассортимента реализуемых товаров, физико-химические свойства товаров, организацию товародвижения, ритмичность, частоту и комплектность поставки товаров, состояние материально-технической базы, размер торгового предприятия, организацию продажи товаров, организацию рекламы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: