Олимпиадные задания по биологии 5 класс. Школьный этап
Вариант 1
Часть А.
Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А10 выбери только один правильный ответ.
А1. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:
1) растения
2) животные
3) бактерии
4) грибы
А2. Укажите объект живой природы:
1) камень
2) планета рисунок 1
3) человек
4) Луна
А3. Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя. Многие люди видели до этого таких червей, но у них не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин наблюдая за поведением червей обнаружил, что они разрыхляют почву, тем самым улучшая ее плодородие. Какой метод использовал ученый:
1) опыт
2) наблюдение
3) сравнение
4) описание
А4. К антропогенным факторам относят
1) опыление растений
2) извержение вулкана
3) дождь
4) строительство дорог
А5. Особенностью строения растительной клетки является наличие:
1)цитоплазмы
|
|
2)оболочки
3)ядра
4)пластид
А6. Вода необходима растениям для:
1) прорастания семян
2) передвижения минеральных и органических веществ
3) поддержания корневого давления
4) всех жизненно важных процессов, происходящих в растении
А7. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:
1) движению цитоплазмы
2) свободному перемещению
3) движению пластид
4) движению межклеточного вещества
А8.Растения играют важную роль в оздоровлении окружающей среды:
1) обогащают атмосферу кислородом
2)являются хорошими пылеуловителями
3)поглощают и перерабатывают вредные вещества
4)все утверждения верны
А9. Клеточное строение имеют:
1)все растения;
2)только листья элодеи;
3)некоторые растения;
4)только кожица лука и листья элодеи?
А10. Споры бактерий служат для:
1) Размножения
2) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях
3) Передвижения
4) Для размножения и передвижения
Часть В. За правильный ответ -2 балла
В1. Соотнесите оборудование с методами изучения природы
Оборудование | Методы изучения |
1. бинокль 2. лабораторные весы 3. микроскоп 4. линейка 5. спиртовка 6. пробирки | А) наблюдение Б) измерение В) эксперимент |
В2. Соотнесите понятия «Свойство живого» с его характеристикой:
Свойство живого | Характеристика свойства |
| А. Процесс обеспечивающий постоянство существования жизни на Земле. Б. Приобретение новых качеств в течение жизни. В. свойство живых организмов позволяющих им реагировать на факторы окружающей среды. Г. Процесс жизнедеятельности, который всегда связывает организм с окружающей средой и поддерживает его жизнь. |
|
|
В3. Вам известно, что ученые, исследуя многообразие организмов, разделяют их на царства. Различают царства: а) Бактерии, б) Грибы, в) Растения, г) Животные. Замените вопросительные знаки названиями соответствующих царств. Предложенные примеры организмов помогут вам определиться с правильными ответами.
В 4. Установите соответствие между организмом и средой обитания. Ответ занесите в таблицу.
ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
А) Заяц 1) Водная
Б) Синица 2) Почвенная
В) Карась 3) Наземно - воздушная
Г) Сосна 4) Тела живых организмов
Д) Крот
Е) Клещ
В5. Установите соответствие между тканью и клетками, из которых она образована (впишите цифры в таблицу):
1) механическая (древесные волокна) 2) покровная (пробка) 3) проводящая (сосуды) 4) основная (фотосинтезирующая) 5) образовательная (камбий)
Виды клеток | ткань |
А) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся | |
Б) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет | |
В) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов | |
Г) клетки с толстыми одревесневающими стенками | |
Д) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества |