double arrow

Основные процедуры контен-анализа

Контент-начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

(а) Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области экономики: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, оптимизация управления и др.; термины политического содержания; правящие круги и оппозиция, империализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество, консенсус, конфликт интересов; нравственные или правовые символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; научные: модель, система, космическое пространство и т. п. Очевидно, что анализ текста по содержанию понятий несет немало важной социальной информации. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере источник информации ориентирован на научно-техническую модернизацию.

(б) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.

По тематике можно еще более полно представить содержание документа.

(в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелен искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организации и учреждений.

Эти характеристики могут свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или представляемых ими социальных институтов, сообществ, групп на общественное мнение. По числу ссылок на отдельных авторов определяют значимость той или иной научной идеи: если число ссылок растет или падает, это свидетельствует о росте или падении авторитета данной концепции. По частоте упоминаний общественных движений или их лидеров легко заключить о влиятельности этих движений.

(г) Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения - свидетельство его важности для общества.

(д) Смысл апелляций к потенциальному адресату -- пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения. В коммерческой рекламе содержатся апелляции к возрастным когортам (например, "молодежь выбирает..."), социальному слою, активирующие разные потребности личности (здоровье, социальный статус...), нацеленные на мотивацию избежания опасности или достижение успеха и т. д. В политической рекламе, как правило, единицами анализа могут выступать апелляции к определенным ценностям (справедливости, разумности и, добру), к нравственным нормам и стремлениям обустроить жизнь лучшим образом и т.д.

Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.

Единицы счетамогут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа и несколько единиц счета.

Рассмотрим, как, например, фиксировалось содержание информации по проблемам международной жизни (центральные и местные газеты)

(а) Частота инфо определяется как частота упоминания данной страны или проблемы, указанных в разделе "в", частота положительных--отрицательных оценок (раздел "г") и частота описательно-оценочной информации (раздел "д").

(б) Объем информации фиксируетсядвумя единицами: по числу строк текста и по удельному весу информации о данной стране в общем объеме газетного текста.

(в) Содержание сообщений о данной стране группируется в таких, например, смысловых единицах, как сообщения, касающиеся промышленности, сельского хозяйства, политического и общественного устройства, природных условий... быта и нравов... освободительной борьбы... внутриполитических акций... отношении к СССР и т. д. (всего 28 категорий).

(г) Итак инфо определяется как "положительное" и "отрицательное", "сбалансированное" и "нейтральное" отношения, что соответственно кодируется как +, --, ±, 0.

(д) Тип и характер информации: 1. Фактографическая, содержащая сведения, полученные из неопределенного источника (источник не укалывается); 2. Комментаторская: оценка фактов, свидетелем которых' был автор сообщения; 3. Комментаторская: оценки фактов, свидетели которых не указываются;

Художественно-фактографическая: типа очерков, зарисовок "с натуры" (1) участием автора пли с указанием источника;

Художественно-фактографическая: типа безадресных очерков с упоминанием событий, реальность которых сомнительна;

6. Общетеоретическая информация иностранных авторов, не содержащая ссылок на конкретные факты; 7. Аналогия предыдущей -- советских авторов; 8. Абстрактно-художественная: безадресные стихи, рассказы и т. п. иностранных авторов; 9. Та же советских авторов.

Далее по каждому из этих пунктов разрабатывается подробная инструкция с указанием правил отнесения материалов в рубрику по индикаторам газетного текста. Например, при определении знака информации инструкция требует от кодировщика определять знак "не на основе собственных впечатлений от текста (тем более не на основе привычных традиционных для средств массовой коммуникации способов освещения того или иного вопроса), но исключительно на основе видимым образом (и лексике текста) выраженного отношения коммуникатора к проблеме". Дается инструкция по тематике и "знаку" информации, например, о позиции в вопросах войны и мира. Кодировать "+": "...выступает за сохранение мира на земле..."; кодировать "±": "...Занимает в вопросах войны и мира нейтральную позицию..."; кодировать "--"; "...Создает обстановку военного напряжения".

Закодированный по детальной инструкции текст заносится в шифрованный лист и далее подвергается статистической обработке.

 

25. Интервью явл одним из видов опроса. Отличит чертой этого метода сбора первичной социолог инфо явл:активная,ведущая роль соц-га-интервьюера, кот задает вопросы, предусмотр планом беседы или формализов вопросником; организует и направл беседу и фиксирует получ ответы согласно инструкции.

Особенности Интервьюирования связаны с налич непосредств вербального контакта интервьюера с респондентом: 1) этот метод сбора инфо требует больше времени, финансовых затрат на привлечение к опросам и обучение интервьюеров; 2) но он обеспеч, как правило, более надежную инфо, исключ неконтролир подмену намеч респондентов как это м б при анкетиров; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы; 3) вербальная инфо дополняется визуальной поскольку опрашив одноврем явл и наблюдателем; 4) интервьюер м устранить влияние третьих лиц на респондента.Прямой контакт и психол отношения, кот устанавл между интервьюером и респондентом имеют не только преимущества, но и создают дополнит помехи для получ качеств инфо:1) возможность влияния интервьюера, искаж мнение респондента: внешность, возраст, неосторожное слово. Опрашиваем нередко воспринимает беседу сквозь призму установок и стереотипов, активизированных личностью интервьюера. Считаясь с этим, необходимо вести себя как можно проще, свободнее, начинать разговор с максим нейтральных, общепонятных вещей; держаться спокойно и естественно: не подстраиваться под респондента.2) возможность нежелат влияния обстановки, условий проведения интервью: отсутствие отд помещения, отвлекающее воздействие работы, третьих лиц и т. п.3) «Возмущ» воздействие на респондента средств фиксации ответов: записи по ходу беседы, включ магнитофон или видеокамера. Поэтому рекомендуется проводить интервью вдвоем: один ведет беседу, а второй – протокол, не скрывая этого, но помещаясь не на первом месте.

Виды интервью в завис от степени формализации:1. Свободное (или Клиническое) интервью. Заранее определяется т тема беседы. применяется на подготовит этапе исследования, когда необходимо сориентироваться в проблемах, целях и гипотезах исследования, для разработки его программы, анкеты.2. Фокусирован (направленное) интервью организуется по поводу конкретного факта, события, его последствий и причин. Респонденты заранее знакомятся со статьей, статистич материалами, или отбираются из числа участников события, например, телезрители недавно состоявшейся телепередачи, популярного телесериала. Интервьюер д заранее спланировать ход обсуждения, круг вопросов, обязательных для собеседования. Такое интервью м быть групповым, но ведущий должен дать возможность всем участникам беседы выразить свое мнение.3. Интервью с откр Вопросами предполаг строго предопределен последовательность вопросов и их формулировки. Ответы на вопросы записыв дословно или кодир сразу по заранее предусмотр схеме (таблице). Этот вид интервью широко использ в пилотажных исследованиях для составления перечня вариантов ответов в закрытых вопросах анкеты.4. Формализов (стандартизир) интервью – самый распростран вид. Беседа при этом регламент-ся вопросником и инструкцией по его заполнению, предназнач для интервьюера. Вопросы, как правило, – закрытые. Если перечни ответов большие и плохо воспринимаются на слух, респонденту предъявляют карточку с вопросом и вариантами ответов на него, и просят назвать номер соответств варианта.

В инструкцию для интервьюера включаются следующие пункты:

1. Определение отношений интервьюера с организаторами опроса (где и какие документы – задание на опрос, списки респондентов, удостоверение следует получить);

2. правила поиска респондента и замены отсутствующих запасными кандидатурами;

3. содержание вводной беседы с респондентом по установлению предварительного контакта с ним (включая правила поведения интервьюера в случае отказа респондента от участия в опросе);

4. объяснение техники заполнения вопросника.

 

26. Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе кот респондентами явл эксперты — высококвалифиц специалисты в определ обл деят-ти.Метод подразум компетентное участие спец-тов в анализе и решении рассматрив проблемы. В практике социологич исследований использ: для прогноза развития того или иного явл,для оценки степени достоверности массового опроса,для сбора предварит инфо о проблеме исследования (зондаж).в ситуациях, когда масс опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.

Подбор экспертов Отбор экспертов, формир экспертных групп — достаточно сложная задача, результат кот в наиб степени определ эффективность метода и правильность получен решений. Предварит группа Подбор специалистов для участия в экспертном опросе, начин с определения научных, технич и администрат проблем, непосредственно связан в решением поставлен задачи.Составл список компетентных в необход областях лиц, кот служит основой для выбора экспертов.Формирование группы потенц экспертов начин методом «снежного кома». Оценив число возможных кандидатов в эксперты, решается вопрос о численности экспертн группы.Оптим количество вряд ли возможно определ точно, но в мал группе экспертов на итогов оценку оказыв излишнее влияние оценка кажд из экспертов. Слишком больш число экспертов затрудн формирование согласован мнения. Кроме того, при увелич числа уч-ков уменьш роль нестандартн мнений, отличающ от мнения больш-ва, но не всегда оказывающ неправильн.Принцип значение им возможность обеспечения «равноправия» учёных-спец-тов различн направлений, различн уровня компетентности с учётом специфики исследуем проблемы.Тем не менее, м установить некот общие требования, подразумев выяснение следующ параметров:

§ компетентность потенцэксперта в исследуемой области

§ эрудированность в смежных областях

§ учёная степень

§ звание

§ стаж научной или практической работы в определённой сфере

§ должностное положение

§ принципиальность

§ объективность

§ способность творчески мыслить

§ интуиция.

Реестр качеств, котдолжен обладать «идеальный» эксперт, с кот предпочтительно работать:

1. креативность, то есть способность творчески решать задачи, метод решения кот полностью или частично не известен

2. эвристичность, то есть способность видеть или создавать неочевидные проблемы.

3. интуиция — способн делать заключ об исследуемом объекте без осознания пути движения мысли к этому заключению

4. предикаторность, то есть способность предсказывать, предчувств будущее состояние исследуемого объекта

5. независимость, то есть способность противопоставлять предубеждениям и массов мнению свою точку зрения

6. всесторонность, то есть способность видеть проблему с различных точек зрения.

Рабочая группа

Для отбора специалистов в рабоч группу используют некот простые статистич способы и приемы, а также их комбинацию.

Так, подбор экспертов м.б.:

1. экспериментальным (с использованем тестирования, проверки эффективности их прежней экспертной деятельности)

2. документальным (на основе социально-демографических данных)

3. при помощи голосования (на основе аттестации потенциальных экспертов их коллегами)

4. при помощи самооценки (оценка степени компетентности изуч проблемы, кот дается самим потенциальным экспертом).

 

Кроме указ способов возм расчёт достоверности и точности экспертных оценок, представленных каким-либо из потенц экспертов в прошлом. В этом случае специалистов-экспертов м рассматривать как «прибор», дающ инфо о вероятности каких-либо предстоящих событий или гипотез, объясняющих происходящие события. Следует определить точность и достоверность этой инфо. Рассматривая эксперта именно в таком ключе, определяют достоверность и точность его оценок по результатам прошлой деятельности. Для этого рассчитывают степень надёжности эксперта, под кот понимается относит частота случаев, когда эксперт приписал наибольшую вероятность гипотезам, впоследствии подтвердившимся (то есть кол-во прогнозов, сделан экспертом вообще делится на количество сбывшихся прогнозов). Под степенью точности эксперта при вынесении им суждения о значении вероятности для некоторого события понимается степень соответствия его персональной оценки корректности того класса гипотез, которым он приписал эту вероятностную оценку. Понятие надёжности и точности эксперта базируется на предположении о том, что существует класс задач для решения которых эксперт либо подходит, либо не подходит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: