Виды и роль анализа хозяйственной деятельности

Следует отметить, что центр экономического анализа и экспертизы предлагает следующие виды услуг:

  • социально-экономический;
  • экономико-экологический;
  • экономико-статистический;
  • инвестиционный;
  • маркетинговый;
  • функционально-стоимостной.

Центр экономического анализа и экспертизы проводит качественное исследование в зависимости от выбранной разновидности исследования. Так, социально-экономический анализ предусматривает взаимное исследование социальных и экономических явлений.

Экономико-статистический анализ предполагает исследование общественно-экономических явлений. Так, данная разновидность предполагает выявление взаимосвязи между экономическими и экологическими явлениями. Маркетинговый анализ позволяет исследовать рынок сырья и материалов, выявить уровень спроса и предложения.

В ходе инвестиционного анализа эксперты выберут наиболее эффективные варианты инвестиционной сферы. Под функционально-стоимостным анализом подразумевается метод системного рассмотрения функций различных изделий. В рамках данного метода специалисты проводят финансово-экономический и технико-экономический анализ.

А вот в рамках технико-экономического исследования можно выявить те технические особенности и технологии, которые влияют на экономические показатели.[4]

«Анализ внутренней среды организации — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. По сути, анализ внутренней среды организации является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации».

Оценка финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон является целью внутреннего анализа.

Что бы обеспечить полноту и достоверность внутреннего стратегического анализа, необходимо провести качественный анализ, не смотря на ситуацию в которой находится организация, тогда конечная эффективность анализа будет более ощутимой.

Принципы внутреннего анализа. В основе анализа внутренней среды организации должны лежать следующие принципы:

- системность — означает рассмотрение организации как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений);

- комплексность — предполагает анализ всех составляющих частей организации;

- сопоставимость — требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;

- уникальность, или специфические цели организации.

Роль экономического анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются принципы и методы управления, механизм хозяйствования. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства и увеличение прибыли.

Теперь рассмотрим особенности видов анализа хозяйственной деятельности.

Анализ экономики включает в себя теоретический и конкрет­но-экономический анализ и подразделяется на макро- и микроэконо­мический.

Для правильного понимания содержания и задач анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта важное значение имеет его классификация, которая осуществляется по различным признакам

В основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления, поскольку экономический анализ является не­обходимым элементом выполнения каждой функции управления. При этом любой вид анализа должен соответствовать ряду требований (принципов), а именно:

■ базироваться на государственном подходе при оценке эко­номических явлений, процессов, результатов хозяйствования;

■ носить научный характер;

■ быть комплексным;

■ обеспечивать системный подход к изучаемому объекту;

■ быть объективным, конкретным, точным;

■ быть действенным, т.е. активно воздействовать на ход производства и его результаты;

■ проводиться по плану и обеспечивать требования оперативности.

■ быть эффективным и демократичным.

Развитая рыночная экономика рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний (управленческий) и внешний (финансовый).

По содержанию процесса управления выделяют:

1) перспективный (предварительный) анализ (функция планирования);

2) оперативный анализ (функция организации управления);

3) ретроспективный (последующий) анализ (функция контроля).

Все эти виды анализа присутствуют в процессах управления экономическим субъектом. Кроме того, классификация осуществляется по субъектам анализа, периодичности проведения анализа, содержанию и полноте изучаемых процессов, методам изучения объектов

Теперь проанализируем сущность функционально-стоимостного анализа

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) — это анализ стои­мости функций, или анализ на основе потребительных качеств. ФСА базируется на утверждении, что каждый продукт, объект и т.д. выра­батывается, существует для того, чтобы удовлетворять определенные потребности (выполнять свои функции).

Для создания этих функций в продукте необходимо затратить определенное количество живого и овеществленного труда. Таким образом, возникает необходимость в анализе затрат во взаимосвязи с определенными функциями продукта.

ФСА представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, основанный на поиске более дешевых способов выполнения главных функций (путем организационных, тех­нических, технологических и других изменений производства) и исключении лишних функций.

Целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зре­ния потребителя и производителя вариантов того или иного практи­ческого решения. Для достижения цели решаются следующие задачи:

- определение общей характеристики объекта исследования;

- детализация объекта на функции;

- группировка выделенных функций на главные, дополнитель­ные и ненужные;

- определение и группировка затрат соответственно выделен­ным функциям;

- исчисление суммы затрат на изготовление при исключении лишних функций и использовании других технических и технологи­ческих решений;

- разработка предложений по технологическому и организа­ционному усовершенствованию производства.

Объектами ФСА могут быть как отдельные виды изделий, так и технологические процессы. При проведении ФСА необходимо руководствоваться следующими принципами:

■ ранней диагностики. Наибольший эффект от проведения анализа может быть получен на этапе проектирования;

■ приоритета. В первую очередь анализируются изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и планируются к массовому производству;

■ оптимальности детализации;

■ последовательности. Используется логическая схема детализации от общего к частному (объект — узел — функция);

■ выделения ведущего звена (ликвидация узких мест).

Функционально-стоимостный анализ включает в себя следующие этапы:

1) подготовительный — популяризация метода ФСА, разработка календарного плана анализа и другие организационные моменты.

2) информационный — сбор, изучение и обобщение данных об исследуемом объекте;

3) аналитический — детализация объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой их них;

4) творческий — разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия или технологии;

5) рекомендательный — окончательный выбор вариантов;

6) внедрения — окончательное внедрение предложенного варианта анализируемого изделия или технологии.

Далеко не все экономические явления находятся в функциональной зависимости и могут быть представлены в виде какой-либо детерминированной факторной модели.

В экономических исследованиях встречаются стохастические зависимости. В этом случае взаимосвязь между исследуемыми факторами и результативным показателем выявляется путем исследования большого количества наблюдений и сравнения их значений. Массовость значений изучаемых показателей позволяет выявить тенденцию, закономерность развития.[5]

Основным методом изучения стохастических связей является корреляционно-регрессионный анализ. Он направлен на решение двух задач:

- установление тесноты связи;

количественную оценку влияния факторов на результатив­ный показатель.

Современная экономическая ситуация требует изучения новых методов управления и предполагает постоянный контроль за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по элементам и статьям расходов, анализа непроизводительных расходов и потерь, что повышает экономическую эффективность производства, увеличивает величину чистой прибыли и возможности материального стимулирования.

Для того, что бы на уровне организации, все принимаемые управленческие решения были оптимальными, мотивированными и обоснованными, необходимо проводить оперативный, текущий и перспективный анализ, каждый из которых связан с определенной функцией планирования и управления.

Принятие решений требует разработки нескольких вариантов решения хозяйственных ситуаций, их обоснование путем проведения экономического анализа, выбора наилучшего варианта управленческого решения.

Экономический анализ помогает оптимизировать ценовую политику организации. Цена является одним из определяющих конкурентных преимуществ в условиях выживаемости, поэтому проблема минимизации затрат живого и овеществленного труда является главным моментом в ценообразовании.

Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время, современнаяорганизация ставит перед собой цель получения наибольшей прибыли в совокупности с уменьшением затрат, в чем ему помогает экономический анализ, общая цель которого заключается в оценке достигнутых результатов и выявлении резервов для повышения эффективности производства хозяйствующего субъекта.[6]

Мы попытались обосновать необходимость проведения экономического анализа на каждой организации, т.к. в современных условиях не каждаяорганизация может себе позволить содержать соответствующий штат сотрудников.

 

Особенно это касается организаций малого бизнеса. В этой связи предлагается в рамках поддержки организаций малого бизнеса подготовить упрощенный программный продукт, позволяющий производить экономический анализ всеми видами малых организаций и включающий в себя подробные комментарии к полученным результатам анализа и варианты управленческих решений. Это позволит улучшить экономические показатели организаций малого бизнеса и, в результате увеличить ВВП, что позволит выполнить задачи, поставленные Президентом России.[7]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: