double arrow

Организационно-экономическая характеристика ПАО «МТС»


ПАО «МТС» основано в октябре 1993 года ПАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), «DeutsсheTeleкom» (DeTeMobil), «Siemens» и еще несколькими акционерами как Закрытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы». Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям – 47%. В конце 1996 года ОАО АФК «Система» приобрело пакет у российских держателей акций, а компания «DeTeMobil» выкупила акции компании «Siemens».

ЗАО «Мобильные ТелеСистемы», к моменту слияния, имело разветвленную сеть сотовой связи и предоставляло услуги связи более 1 млн. абонентов в 15 регионах Российской Федерации. Активный рост Компании, от 5 млн. абонентов на начало 1996 года, является как получением лицензий и строительством собственных сетей, так и приобретением/поглощением региональных операторов.

В 2000 году в результате слияния Закрытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» и Закрытого акционерного общества «Русская Телефонная Компания» было основано ПАО «Мобильные ТелеСистемы». В том же году Компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня 2000 года акции ПАО «МТС» котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под индексом MBT.

К началу 2004 года услуги сотовой связи предоставлялись в 58 регионах, абонентская база составляла 13,5 млн. человек или 37% рынка сотовой связи. Стремительному росту числа абонентов Компании способствовал запуск в конце 2002 года первых тарифных планов без абонентской платы под суббрендом «Джинс». В те же годы «МТС» начала международную экспансию, запустив в 2002 году сеть в Белоруссии, в 2003 году, выйдя на рынок сотовой связи Украины, в 2004 году – Узбекистана, а в 2005 году – Туркменистана.

В 2006 году был проведен ребрендинг компании «МТС» в России, введено единое графическое оформление всех телеком-бизнесов, входящих в группу АФК Система. Новый логотип с небольшими изменениями сохранился и по настоящее время. Ребрендинг в других странах присутствия «МТС», был проведен позднее, в 2006–2008 годы. По данным независимых исследований, за год, прошедший после проведения ребрендинга, узнаваемость торговой марки компании выросла с 84% до 91%.

2008 год отметился для нашей компании получением федеральной 3G-лицензии в России, и в мае этого же года сеть третьего поколения была запущена в четырех городах России: Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и Екатеринбурге.




Осенью 2008 года «МТС» заключила соглашение об эксклюзивном стратегическом неакционерном партнерстве с компанией «Vodafone», с целью расширения маркетинговых и технологических возможностей обеих компаний. Четырехлетнее соглашение о партнерстве распространялось на территорию России, Украины, Узбекистана, Туркменистана и Армении.

В 2009 году ПАО «МТС» реализовало приобретение контрольного пакета акций одного из ведущих операторов фиксированной связи ПАО «КОМСТАР-ОТС» и магистрального провайдера ПАО «Евротел», получив, таким образом, возможность предоставлять услуги передачи данных с использованием проводных и беспроводных технологий.

В марте 2013 года ПАО «МТС» получило 25%+1 акций ПАО «МТС-Банк». Наша Компания заключила пятилетнее соглашение с «МТС-Банком» о совместном развитии кредитного продукта «МТС Деньги». Ожидается, что к 2017 году доля финансовых услуг в чистой прибыли Компании будет не менее 5%, а «МТС» планирует стать для своих клиентов единой точкой входа для принятия телекоммуникационных и финансовых услуг.

В 2013 году Компания запустила в коммерческую эксплуатацию сети LTE-FDD в Москве, Московской области и других 15 регионах России. В 2014 году число регионов с сетью LTE достигло 76.

На сегодняшний день, ПАО «МТС» считается крупнейшим оператором сотовой связи России, Восточной и Центральной Европы по количеству абонентов.



Услуги ПАО «МТС» доступны во всех регионах России. По состоянию на 31 декабря 2014 года МТС организует услуги более 104 млн. абонентов в разных регионах и странах.

ПАО «МТС» считается основным Обществом Группы компаний «МТС», которое включает также дочерние и зависимые общества ПАО «МТС». Группа компаний «МТС» оказывает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, кабельного и спутникового телевидения, передачи данных на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа и мобильные сети третьего и четвертого поколений, а также финансовые услуги. Текущее положение МТС – лидерство в области развития сетей и предоставления услуг цифрового доступа, собственная розница, широкий спектр дополнительных услуг, опытная и стабильная управленческая команда.

ПАО «МТС» активно развивает собственную сеть центров продаж и обслуживания, которые позволяют реализовывать собственные уникальные продукты и услуги, предоставлять качественный сервис клиентам и положительно влияет на степень узнаваемости бренда «МТС». Основное значение, для развития мобильного Интернета имеет уровень проникновения смартфонов, в связи, с чем «МТС» активно развивает направление брендированных смартфонов и планшетов по привлекательной цене.

Однако, помимо перечисленного, Компания отслеживает возможности неорганического роста, как на рынках присутствия, так и за его пределами. ПАО «МТС» обладает достаточным опытом интеграции приобретенных компаний, что полагает эффективно включать их в структуру бизнеса и максимально быстро получать положительный экономический эффект.

Для сохранения лидирующих позиций на рынке Компания продолжает работу, направленную на оказание абонентам не только высококачественных услуг, но и максимально выгодных тарифов, а также на увеличение роста качества связи, охвата сети и уровня обслуживания абонентов.

В конце 2014 года по оценкам Компании проникновение на российском телекоммуникационном рынке (в SIM-картах) составило порядка 167%. При этом наиболее высокий уровень проникновения наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге – более 200%.

Организационная структура управления компанией представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Организационная структура управления ПАО «МТС»

 

Высшим органом управления Компании считается Общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью и определение стратегии развития Компании осуществляет Совет директоров. Исполнительные органы – Правление (коллегиальный исполнительный орган Общества) и Президент (единоличный исполнительный орган Общества) - осуществляют оперативное управление текущей деятельностью Компании. В соответствии с требованиями российского законодательства независимый аудитор и Ревизионная комиссия оказывают контроль финансово-хозяйственной деятельности Компании.

В соответствии с уставом ПАО «МТС» Президент Общества наделен всей полнотой необходимых полномочий, для реализации оперативного руководства текущей деятельностью Компании и решения соответствующих вопросов, не отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров и Правления Общества. Президент Общества осуществляет руководство деятельностью Общества в соответствии с положениями Устава Общества, Положением о Президенте ПАО «МТС»и требованиями законодательства Российской Федерации.

Формирование выбранной стратегии и конкретных решений Совета директоров делегируются Президенту (единоличный исполнительный орган) и Правлению (коллегиальный исполнительный орган), в обязанности, которых входит осуществление решений Совета директоров в пределах существующих компетенций. Основные показатели деятельности ПАО «МТС», расчет которых выполнен на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. - Динамика основных финансово-экономических показателей ПАО «МТС» за 2013-2015 годы

Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год Изменения(+/-)   Темпы роста, %
2014 к 2013 2015 к 2014 2014 к 2013 2015 к 2014
               

 

1 Выручка, млн. руб. 107,8 105,9
2 Себестоимость продаж, млн. руб. 108,8 107,5
3 Прибыль от продаж, млн. руб. 104,7 101,2
4. Прибыль до налогообложения, млн. руб. -32949 121,1 51,7
5 Чистая прибыль, млн. руб. -27626 130,4 50,7
6 Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. 108,8 109,1
7 Среднегодовая стоимость активов, млн. руб. -22688 95,1 105,6
8 Среднегодовая стоимость собственного капитала, млн. руб. -18718 105,5 84,2
9 Фондоотдача, руб./руб. 2,01 2,00 1,94 -0,02 -0,06 99,06 97,13
10 Рентабельность продаж, % 25,9 25,2 24,1 -0,7 -1,1 х х
11 Рентабельность активов, % 12,3 15,6 7,6 3,4 -8,0 х х
12 Рентабельность собственного капитала, % 38,2 47,3 28,5 9,0 -18,8 х х
13 Капиталоотдача, руб. /руб. 0,59 0,67 0,67 0,08 0,00 113,35 100,29

 

 

Итак, по данным таблицы 2. - динамика основных финансово-экономических показателей ПАО «МТС» имеет в основном положительную тенденцию. Темп роста основных финансово-экономических показателей ПАО «МТС», представлен на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 - Темп роста основных финансово-экономических показателей ПАО «МТС» за 2014-2015 годы

 

Следуя из рисунка 2.2, наблюдается снижение выручки в 2015 году, а превышение темпов роста себестоимости продаж над темпами роста выручки в 2015 году составило 1,6%, тогда как в 2014 году темпы роста себестоимости продаж превышали темпы роста выручки только на 1%. Соответственно, при росте выручки на 5,9% прибыль от продаж в 2015 году выросла только на 1,2%, тогда как в 2014 году - на 4,7%.

Однако, в связи с более значительным темпом роста выручки по сравнению с темпами роста прибыли от продаж наблюдается снижение рентабельности продаж с 25,9% до 24,1%, что также оценивается отрицательно. [8]

Финансовый результат от финансовой и инвестиционной деятельности по итогам 2014 года позволил увеличить прибыль до налогообложения на 21,1%, а чистую прибыль - на 30,4%. Тогда, как в 2015 году финансовый результат от финансовой и инвестиционной деятельности предоставил отрицательное влияние на прибыль до налогообложения и чистую прибыль, которая снизилась в половину.

В связи с более значительным ростом среднегодовой стоимости основных фондов (109,1%) наблюдается снижение эффективности их использования, что проявлено в снижение фондоотдачи, как в 2014 году, так и в 2015 году. Если в 2013 году на каждый рубль основных фондов получено 2,01 руб., то в 2014 году только 2,0 руб., а в 2015 году только 1,94 руб. Изменения основных финансово-экономических показателей ПАО «МТС», представлены на рисунке 3.

По итогам 2014 года, среднегодовая стоимость активов снизилась на 4,9%. Наблюдается рост рентабельности активов на 3,4%, так как прибыль до налогообложения увеличилась на 21,1%.

 

Рисунок 3 - Изменения основных финансово-экономических показателей ПАО «МТС» за 2014-2015 годы

 

Вместе с тем, по итогам 2015 года, в связи со снижением прибыли до налогообложения в половину, рентабельность активов снизилась на 8,0%. Так как рентабельность активов характеризует экономическую рентабельность деятельности компании, в связи со снижением экономической рентабельности можно сделать вывод о снижении экономического развития ПАО «МТС» с 2015 года.

Также выражается снижение эффективности использования собственного капитала в 2015 году с 47,3% до 28,5% или на 18,8%. Эффективность использования активов определяется и таким показателем как капиталоотдача. По итогам 2014 года выражается рост капиталоотдачи, при этом главной причиной роста капиталоотдачи является снижение среднегодовой стоимости активов. В 2015 году уровень капиталоотдачи практически не изменился.

В прочем, таким образом можно сделать вывод, что анализ финансово-экономических показателей деятельности ПАО «МТС» показал, что при росте выручки наблюдается снижение эффективности деятельности и эффективности использования, как в целом активов, так и эффективности использования собственного капитала. Важной причиной снижения эффективности деятельности является превышение темпов роста себестоимости продаж по сравнению с темпами роста выручки, что отрицательно отразилось на полученной прибыли от продаж. Негативным фактором является снижение эффективности вложений в финансовую и инвестиционную деятельность, что отрицательно повлияло на чистую прибыль компании.[9]


 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: