Е.А. Королькова, А.А. Королькова
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие
Для студентов заочной формы обучения
Гатчина
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Философия» рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин 15 апреля 2017 г., протокол № 1.
Авторы: Елена Антоновна Королькова,
Анна Александровна Королькова,
Рецензенты:
М.Л. Бурова, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии СПбГУАП,
Г.А. Норкин, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АОУ ВО ЛО ГИЭФПТ
Данное пособие содержит учебные и методические материалы, необходимые как для проведения аудиторных занятий по философии, так и для организации самостоятельной работы обучающихся.
Учебно-методическое пособие включает в себя содержание курса в таблице, фрагменты из работ Э. Кассирера, З. Фрейда, М. Хайдеггера, С.Л. Франка, И. Лакатоса, Ж. Бодрийяра, Н. Гартмана, требования к написанию контрольных работ, темы контрольных заданий, список экзаменационных вопросов, обширный практикум по всем историко-философским эпохам, варианты итоговых тестов и литературу. Особую ценность представляют вопросы, задающие вектор студенческому чтению, и биографии мыслителей, настраивающие на творческий диалог с текстом.
Работа над пособием способствует формированию следующих компетенций: способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; пособности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; способности к самоорганизации и самообразованию.
© ГИЭФПТ, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Предисловие ……………………………………………………….. | |
Содержание курса «Философия» в таблице ……………………... | |
Тема № 1. Философия, ее предмет и место в культуре …………. | |
Семинар № 1. «Философия человеческой культуры» …………... | |
Тема № 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии …………………………………. | |
Семинар № 2. Психоаналитическая парадигма культуры ……… | |
Тема № 3. Философская онтология ……………………………… | |
Семинар № 3. Онтологический поворот в ХХ веке …………….. | |
Тема № 4. Теория познания ………………………………………. | |
Семинар № 4. Гносеологические направления в философии …... | |
Тема № 5. Философия и методология науки ……………………. | |
Семинар № 5. Методология научно-исследовательских программ ……………………………………………………………….. | |
Тема № 6. Социальная философия и философия истории ……... | |
Семинар № 6. Анализ современного общества …………………. | |
Тема № 7. Философская антропология ………………………….. | |
Семинар № 7. Концепция личной любви ………………………... | |
Требования к написанию контрольных работ …………………… | |
Темы контрольных работ …………………………………………. | |
Образец оформления титульного листа …………………………. | |
Список экзаменационных вопросов ……………………………… | |
Практикум ………………………………………………………….. | |
Варианты итоговых тестов ………………………………………... | |
Заключение ………………………………………………………… | |
Литература …………………………………………………………. |
Предисловие
Данное пособие содержит не только программу курса по дисциплине «Философия» для студентов заочной формы обучения, но и учебно-методические материалы для проведения семинарских занятий. Содержащиеся в пособии философские тексты выдающихся мыслителей ХХ века сообщают данному труду научную ценность. Осмысленное чтение первоисточников развивает как интеллектуальные способности, так и нравственное сознание обучающихся. Философия, как никакая другая дисциплина, способствует созданию зрелой и гармоничной личности, ведь она захватывает человека целиком, в единстве всех его способностей.
Работа структурирована согласно следующему плану:
1) Содержание курса в таблице.
2) Семь тематических блоков и соответствующих им семинарских заданий.
3) Требования к написанию контрольных работ.
4) Список экзаменационных вопросов.
5) Практикум.
6) Варианты итоговых тестов.
7) Заключение.
8) Литература.
Авторы пособия намеренно включили в поле семинарских дискуссий лишь философию ХХ века. В условиях дефицита аудиторных часов, отведенных на всю историю философии, знакомство с современной философией, как правило, ограничивается обзорной характеристикой. Однако именно благодаря трудам современных классиков наследие прошлых эпох обретает свое настоящее уже в наши дни, подтверждая мысль Гадамера о том, что текст никогда не принадлежит только прошлому. Представленные в пособии «мэтры современности», такие как Бодрийяр, Гартман, Кассирер, Лакатос, Франк, Фрейд, Хайдеггер, словно раздвигают границы времени, сообщая новое звучание классическим текстам Платона, Аристотеля, Бэкона, Декарта и др. Все эти гении мысли созидают духовное пространство «нескучной классики»: нескучной потому, что она включена в нашу повседневность, ибо затрагивает фундаментальные вопросы человеческого бытия.
Вопросно-ответная форма, характеризующая метод диалога, наилучшим образом передает диалогическую сущность самой философии. По этой причине каждый философский фрагмент, содержащийся в пособии, снабжен вопросами, помогающими студентам найти в первоисточнике главные идеи. Пускай философский сонет поможет читателю настроиться на творческий диалог с текстом:
Какие идеи двадцатого века
Затронули сердце и мысль человека?
В пособии собраны семь главных тем,
Чтоб мы не забыли истоки проблем.
В различных культурных и нравственных срезах
Рассмотрим феномен «богов на протезах»,
Обманный характер рекламного дара
И сущность «прозрачного зла» Бодрийяра.
Вас Франк и Кассирер уже поджидают,
Лакатос и Хайдеггер в путь приглашают,
А Гартман и Фрейд посоветуют Вам
Внимательным быть к философским словам.
Каким бы прекрасным ни был их совет,
Лишь только в себе Вы найдете ответ.
Содержание курса «Философия» в таблице
№ | Название тематического блока | Содержание | |
1. | Философия, ее предмет и место в культуре | Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Философские вопросы в жизни современного человека. | |
2. | Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии | Возникновение философии. Античная философия. Средневековая философия. Философия Возрождения. Философия ХVII–ХIХ веков. Современная философия. Традиции отечественной философской мысли. | |
3. | Философская онтология | Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания. Язык и мышление. | |
4. | Теория познания | Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Познание и практика. | |
5. | Философия и методология науки | Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Рост научного знания и проблема научного метода. Научные революции и смена типов рациональности. | |
6. | Социальная философия и философия истории | Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Источники и субъекты исторического развития. Основные концепции философии истории. | |
7. | Философская антропология | Человек и мир в современной философии. Природное, биологическое и общественное, социальное в человеке. Антропосоциогенез. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. |