Содержание курса «Философия» в таблице

Е.А. Королькова, А.А. Королькова

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие

Для студентов заочной формы обучения

 

 

 
 

 

Гатчина

Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Философия» рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин 15 апреля 2017 г., протокол № 1.

 

 

Авторы: Елена Антоновна Королькова,

Анна Александровна Королькова,

 

Рецензенты:

М.Л. Бурова, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии СПбГУАП,

Г.А. Норкин, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АОУ ВО ЛО ГИЭФПТ

Данное пособие содержит учебные и методические материалы, необходимые как для проведения аудиторных занятий по философии, так и для организации самостоятельной работы обучающихся.

Учебно-методическое пособие включает в себя содержание курса в таблице, фрагменты из работ Э. Кассирера, З. Фрейда, М. Хайдеггера, С.Л. Франка, И. Лакатоса, Ж. Бодрийяра, Н. Гартмана, требования к написанию контрольных работ, темы контрольных заданий, список экзаменационных вопросов, обширный практикум по всем историко-философским эпохам, варианты итоговых тестов и литературу. Особую ценность представляют вопросы, задающие вектор студенческому чтению, и биографии мыслителей, настраивающие на творческий диалог с текстом.

Работа над пособием способствует формированию следующих компетенций: способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; пособности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; способности к самоорганизации и самообразованию.

 

 

© ГИЭФПТ, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Предисловие ………………………………………………………..  
Содержание курса «Философия» в таблице ……………………...  
Тема № 1. Философия, ее предмет и место в культуре ………….  
Семинар № 1. «Философия человеческой культуры» …………...  
Тема № 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии ………………………………….  
Семинар № 2. Психоаналитическая парадигма культуры ………  
Тема № 3. Философская онтология ………………………………  
Семинар № 3. Онтологический поворот в ХХ веке ……………..  
Тема № 4. Теория познания ……………………………………….  
Семинар № 4. Гносеологические направления в философии …...  
Тема № 5. Философия и методология науки …………………….  
Семинар № 5. Методология научно-исследовательских программ ………………………………………………………………..  
Тема № 6. Социальная философия и философия истории ……...  
Семинар № 6. Анализ современного общества ………………….  
Тема № 7. Философская антропология …………………………..  
Семинар № 7. Концепция личной любви ………………………...  
Требования к написанию контрольных работ ……………………  
Темы контрольных работ ………………………………………….  
Образец оформления титульного листа ………………………….  
Список экзаменационных вопросов ………………………………  
Практикум …………………………………………………………..  
Варианты итоговых тестов ………………………………………...  
Заключение …………………………………………………………  
Литература ………………………………………………………….  

 


Предисловие

 

Данное пособие содержит не только программу курса по дисциплине «Философия» для студентов заочной формы обучения, но и учебно-методические материалы для проведения семинарских занятий. Содержащиеся в пособии философские тексты выдающихся мыслителей ХХ века сообщают данному труду научную ценность. Осмысленное чтение первоисточников развивает как интеллектуальные способности, так и нравственное сознание обучающихся. Философия, как никакая другая дисциплина, способствует созданию зрелой и гармоничной личности, ведь она захватывает человека целиком, в единстве всех его способностей.

Работа структурирована согласно следующему плану:

1) Содержание курса в таблице.

2) Семь тематических блоков и соответствующих им семинарских заданий.

3) Требования к написанию контрольных работ.

4) Список экзаменационных вопросов.

5) Практикум.

6) Варианты итоговых тестов.

7) Заключение.

8) Литература.

Авторы пособия намеренно включили в поле семинарских дискуссий лишь философию ХХ века. В условиях дефицита аудиторных часов, отведенных на всю историю философии, знакомство с современной философией, как правило, ограничивается обзорной характеристикой. Однако именно благодаря трудам современных классиков наследие прошлых эпох обретает свое настоящее уже в наши дни, подтверждая мысль Гадамера о том, что текст никогда не принадлежит только прошлому. Представленные в пособии «мэтры современности», такие как Бодрийяр, Гартман, Кассирер, Лакатос, Франк, Фрейд, Хайдеггер, словно раздвигают границы времени, сообщая новое звучание классическим текстам Платона, Аристотеля, Бэкона, Декарта и др. Все эти гении мысли созидают духовное пространство «нескучной классики»: нескучной потому, что она включена в нашу повседневность, ибо затрагивает фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Вопросно-ответная форма, характеризующая метод диалога, наилучшим образом передает диалогическую сущность самой философии. По этой причине каждый философский фрагмент, содержащийся в пособии, снабжен вопросами, помогающими студентам найти в первоисточнике главные идеи. Пускай философский сонет поможет читателю настроиться на творческий диалог с текстом:

 

Какие идеи двадцатого века

Затронули сердце и мысль человека?

В пособии собраны семь главных тем,

Чтоб мы не забыли истоки проблем.

В различных культурных и нравственных срезах

Рассмотрим феномен «богов на протезах»,

Обманный характер рекламного дара

И сущность «прозрачного зла» Бодрийяра.

Вас Франк и Кассирер уже поджидают,

Лакатос и Хайдеггер в путь приглашают,

А Гартман и Фрейд посоветуют Вам

Внимательным быть к философским словам.

Каким бы прекрасным ни был их совет,

Лишь только в себе Вы найдете ответ.


Содержание курса «Философия» в таблице

 

Название тематического блока Содержание  
 
1. Философия, ее предмет и место в культуре Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Философские вопросы в жизни современного человека.  
2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии Возникновение философии. Античная философия. Средневековая философия. Философия Возрождения. Философия ХVII–ХIХ веков. Современная философия. Традиции отечественной философской мысли.  
3. Философская онтология Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания. Язык и мышление.  
4. Теория познания Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Познание и практика.  
5. Философия и методология науки Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Рост научного знания и проблема научного метода. Научные революции и смена типов рациональности.  
6. Социальная философия и философия истории Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Источники и субъекты исторического развития. Основные концепции философии истории.  
7. Философская антропология Человек и мир в современной философии. Природное, биологическое и общественное, социальное в человеке. Антропосоциогенез. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество.  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: