double arrow

Тема № 1. Философия, ее предмет и место в культуре

 

Семинар № 1. «Философия человеческой культуры»

 

Задачи семинара:

1) обсудить предмет философии, структуру философского знания, а также цели философского исследования;

2) раскрыть, в чем заключается диалогическая природа истины и почему «два голоса – минимум жизни, минимум бытия»;

3) осуществить экскурс в историю философии, руководствуясь текстом Кассирера «Опыт о человеке»;

4) проанализировать значение символического универсума в жизни человека.

Биография Кассирера

Эрнст Кассирер (1874–1945) – немецкий философ, историк, представитель марбургской школы неокантианства. Родился в Бреслау (ныне Вроцлав) в семье известного еврейского купца, однако семейное дело по производству шнапса и по продаже тканей не могло увлечь склонного к научным размышлениям юношу. В 1892 году Кассирер поступил в Берлинский университет, где одинаково увлеченно изучал как предметы гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. Первый период творчества немецкий мыслитель посвятил поиску философских обоснований математики, продолжая традицию своих марбургских учителей Когена и Наторпа. С 1930 по 1933 годы Кассирер занимал должность ректора Гамбургского университета. Успешная академическая карьера ученого на родине завершилась с приходом Гитлера к власти: Кассирер был вынужден эмигрировать сначала в Англию, потом в Швецию, а в 1941 году – в США. По словам отечественного исследователя неокантианства А.Н. Малинкина, Кассирер обладал редчайшей способностью «вслушиваться в современность». Так, проницательный философский взор помог ученому увидеть, насколько опасны политические мифы, создаваемые властью для управления народными массами. Чтобы не стать жертвой политических манипуляций, нужно преодолеть предрассудок, будто бы мифы управляли жизнью только древних людей. Сила мифа в его символической глубине, которая, подобно религии, искусству и языку, питает всю человеческую культуру. Идеи Кассирера о смыслообразующей роли символа в культуре легли в основу фундаментальной трилогии «Философия символических форм» (1923–1929), адаптированный вариант которой был издан автором позднее под заглавием «Опыт о человеке».

 

Вопросы к фрагменту из работы Кассирера «Опыт о человеке»:

1. Что является точкой опоры и высшей целью философского исследования?

2. Найдите в тексте максиму религиозной и философской жизни.

3. Каких мыслителей относят к досократикам?

4. Какой новый интеллектуальный центр открыл Сократ?

5. В чем состоит новизна мышления Сократа?

6. В чем заключается различие истин о природе от истины о человеке?

7. Раскройте тезис автора: человек есть «…… диалектической мысли».

8. Опишите основной принцип стоической концепции человека.

9. В чем, согласно Августину, заключена ошибка дохристианской антропологии?

10. Найдите ответ в тексте на следующий вопрос: «Под руководством какой силы разум человека может обрести ясный ответ на фундаментальные вопросы бытия человека?».

11. Как изменился взгляд на мир и место человека в нем в связи с открытием Коперника?

12. Раскройте, как Д. Бруно использовал понятие бесконечности к человеческим возможностям.

13. Какое новое измерение реальности предложил Э. Кассирер?

14. Из каких элементов состоит символический универсум?

15. Определите, какую роль играют символы в жизни человека.

16. Проиллюстрируйте с помощью конкретного символа связь рационального элемента мышления с эмоциональным переживанием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: