Министерство науки и образования РФ
Псковский государственный университет
Д. А. Антипин, Н. И. Волокитина, А. Е. Лукин, Т. Н. Михайлусова,
В. В. Однобоков,
ФИЗИКА
Методические указания и контрольные задания для студентов всех форм обучения технических направлений
Издание второе исправленное
Рекомендовано к изданию кафедрой общей физики Псковского государственного университета
Псков
Псковский государственный университет
УДК 53
ББК 22.3
О-43
Рекомендовано к изданию кафедрой общей физики
Псковского государственного университета
Рецензенты:
- Ю. М. Смирнов, доктор технических наук, профессор Санкт-
Петербургского государственного политехнического
университета;
- А. Н. Верхозин, доктор физико-математических наук, профессор
Псковского государственного университета.
Антипин, Д. А., Волокитина, Н. И., Лукин, А. Е.,
Михайлусова, Т. Н., Однобоков, В. В.
О-43 Физика: Методические указания и контрольные задания для
|
|
студентов всех технических направлений. Издание второе исправленное.
Под общей редакцией кандидата технических наук, доцента В. В.
Однобокова.- Псков: Псковский государственный университет,
2015.- 138 с.
Методические указания предназначены для студентов всех
техническихнаправлений, изучающих общий курс физики.
УДК 53
ББК 22.3
© Коллектив авторов. 2015
© Псковский государственный университет, 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
Физика — наука о природе: о строении, свойствах и взаимодействии составляющих ее материальных тел и полей. Главная цель этой науки — выявить и объяснить законы природы, которые определяют все физические явления. Физика основывается на экспериментально установленных фактах. Занимая центральное место среди других наук в объяснении законов природы, она имеет первостепенное значение в формировании научного мировоззрения.
Основными задачами курса физики являются:
1. Создание основ теоретической подготовки в области физики, позволяющей будущим специалистам ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей возможность использования новых физических принципов в тех областях техники, в которых они специализируются.
2. Формирование научного мышления, в частности, правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умения оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования.
3. Усвоение основных физических явлений и законов классической и современной физики, методов физического исследования.
|
|
4. Выработка приемов и навыков решения конкретных задач из разных областей физики, помогающих в дальнейшем решать различного рода задачи.
Цель настоящего учебно-методического пособия — оказать помощь студентам-заочникам в изучении курса физики.
В пособии даны общие методические указания, контрольные вопросы, образцы решения задач и некоторые справочные материалы.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы кафедры физики вузов организуют чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы. Поэтому процесс изучения физики состоит из следующих этапов:
1)проработка установочных и обзорных лекций;
2)самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями;
3) выполнение контрольных работ;
4) прохождение лабораторного практикума;
5) сдача зачетов и экзаменов.
При самостоятельной работе над учебным материалом необходимо:
1) составлять конспект, в котором записывать законы и формулы, выражающие эти законы, определения основных физических понятий и сущность физических явлений и методов исследования;
2) изучать курс физики систематически, так как в противном случае материал будет усвоен поверхностно;
3) пользоваться каким-то одним учебником или учебным пособием (или ограниченным числом пособий), чтобы не утрачивалась логическая связь между отдельными вопросами, по крайней мере внутри какого-то определенного раздела курса.
Контрольные работы позволяют закрепить теоретический материал курса. В процессе изучения физики студент должен выполнить четыре контрольные работы. Решение задач контрольных работ является проверкой степени усвоения студентом теоретического курса, а рецензии на работу помогают ему доработать и правильно освоить различные разделы курса физики. Перед выполнением контрольной работы необходимо внимательно ознакомиться с примерами решения задач по данной контрольной работе, уравнениями и формулами, а также со справочными материалами, приведенными в конце методических указаний. Прежде чем приступить к решению той или иной задачи, необходимо хорошо понять ее содержание и поставленные вопросы.
Контрольные работы включают следующие разделы физики:
Контрольная работа № 1 — физические основы механики;
Контрольная работа № 2 — электромагнетизм;
Контрольная работа № 3 — оптика и строение атома;
Контрольная работа № 4 — молекулярная физика и термодинамика.
Каждая контрольная работа содержит десять вариантов, в каждом варианте – восемь задач. Выбор своего варианта производится студентом по последней цифре номера его зачётной книжки. Например, если последняя цифра 5, то он должен выполнить вариант № 5, т.е. решить задачи 5,15,25,35,45,55,65,75. В таблице приводятся варианты с номерами задач, входящих в них.
Таблица вариантов
Контрольная работа №1,2,3,4 | |
Вариант | Номер задач |
1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80 |
При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила:
1) указывать на титульном листе номер контрольной работы, наименование дисциплины, фамилию и инициалы студента, факультет, номер группы, номер варианта и ФИО преподавателя;
2) контрольную работу следует выполнять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента;
3) задачу своего варианта переписывать полностью, а заданные физические величины выписать отдельно, при этом все числовые величины должны быть переведены в одну систему единиц;
|
|
4) для пояснения решения задачи там, где это нужно, аккуратно сделать чертеж;
5) решение задачи и используемые формулы должны сопровождаться пояснениями;
6) в пояснениях к задаче необходимо указывать те основные законы и формулы, на которых базируется решение данной задачи;
7) при получении расчетной формулы для решения конкретной задачи приводить ее вывод;
8) задачу рекомендуется решить сначала в общем виде, т. е. только в буквенных обозначениях, поясняя применяемые при написании формул буквенные обозначения;
9) вычисления следует проводить с помощью подстановки заданных числовых величин в расчетную формулу. Все необходимые числовые значения величин должны быть выражены в СИ (см. справочные материалы);
10) проверить единицы полученных величин по расчетной формуле и тем самым подтвердить ее правильность;
11) константы физических величин и другие справочные данные выбирать из таблиц;
12) при вычислениях по возможности использовать микрокалькулятор, в ответе оставлять три значащие цифры.
13) в контрольной работе следует указывать учебники и учебные пособия, которые использовались при решении задач.
Контрольные работы, оформленные без соблюдения указанных правил, а также работы, выполненные не по своему варианту, не засчитываются.
При отсылке работы на повторное рецензирование обязательно представлять работу с первой рецензией.
На экзаменах и зачетах в первую очередь выясняется усвоение основных теоретических положений программы и умение творчески применять полученные знания к решению практических задач. Физическая сущность явлений, законов, процессов должна излагаться четко и достаточно подробно.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ