Вопрос 7: Появление в Петербурге светских форм литературы

Литература петровского периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития – обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно повлиявших на становление новой литературы. В 1710 году вводится русский гражданский алфавит, который отделил светскую книгу от церковной. Если раньше книги издавались в основном по «благословлению церкви», то теперь – по повелению государя.

Преосвященный Феофан (Прокопович) первый вице-призидент Святейшего Синода. Литература служила пропагандистским целям: в произведениях публицистического жанра разъяснялись необходимость и польза преобразований. Самым крупным публицистом и писателем Петровской эпохи был Ф. Прокопович – пламенный проповедник преобразования России в европейское государство. По существу, он заложил основы русской литературы нового времени (трактат «О поэтическом искусстве»). С 1716 года Прокопович работает в Петербурге, пишет многочисленные научные труды, проповеди, стихотворения. Его произведения стали мощным оружием в руках сторонников реформ Петра I. Литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять и функции развлекательные. Изменился и сам тип писателя: если раньше это был преимущественно монах, пишущий по обету, то теперь – грамотей, пишущий по заказу. Характерная черта литературы этого времени – появление нового героя. В этом сказалось влияние западноевропейских идей. В центре внимания литературы – человек – деятель, патриот, слуга отечества. Это человек, верящий в свои силы и преодолевающий трудности и невзгоды силой своих знаний. Он говорит на ином языке, где сочетаются светские, галантные изречения с тяжеловесными церковными оборотами. Особой популярностью в это время пользуются различные «Гистории». Большинство из них анонимны, т.е. дошли до нас без имени авторов. В них читателям внушаются истины о том, что только личные достоинства, ум и образованность являются залогом успеха. Динамично развивается в Петровскую эпоху поэзия. Сохранившиеся сборники свидетельствуют о разнообразии тем и жанров. В поэзии преобладают «сильвии», стихи «на случай» – на победу, на знаменательные даты (рождение, брак) и т.п.

Получают распространение «канты-виваты» (торжественная лирика), возникает любовная лирика, что опять-таки свидетельствует о проявлении интереса к человеческой личности. Таким образом, литература петровского времени была тесно связана с деятельность царя, с его трудами и новшествами. Словесность отразила процесс изменения мировосприятия общества от аскетичных древнерусских установок к светским взглядам.

Вместе с тем, в литературе еще не были созданы художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла с собой развивающаяся жизнь. В литературе продолжает преобладать барочный стиль в традициях придворного поэта XVII века Симеона Полоцкого. Одновременно в литературе складываются предпосылки классицизма. Не имея социальных корней на русской почве, какими оно обладало на Западе, барокко в русской культуре смогло стать только одним из явлений переходного периода от средневековой культуры к системе и структуре жанров светского искусства. И все-таки о барокко в культуре Петербурга можно говорить и с точки зрения стиля в некоторых его искусствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: