Утверждение абсолютизма требовало установления системы прямой зависимости развития культуры от правительства, «огосударствления культуры». Это относится, прежде всего, к системе образования. В Петербурге школа возникает как государственное учреждение. Она создавалась в первую очередь как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в таких областях, которые нужны были государству на данном этапе – мореходов, инженеров, офицеров. Задачи общего образования и воспитания в качестве первостепенных не значились. Общеобразовательное знание давалось лишь в той мере, в какой оно было необходимо для технической профессиональной выучки. Первый университет в нашей стране был создан не в Москве, а на тридцать лет раньше в Петербурге, в составе Академии наук. Помимо государственной профессиональной школы в начале XVIII века зарождается частная общеобразовательная школа. Таким образом, образование складывается в определенную систему. Наука становится частью новой светской культуры.
Главные принципы, на основе которых строилось образование юношества. Они были заложены Петром I и сохранялись на протяжении века:
· принцип государственности школы;
· принцип светскости образования;
· принцип связи общего образования с реальным;
· принцип профессионального обучения на основе общего образования;
· принцип практической направленности образования;
· принцип сословности.