Это архитектурное направление, ориентировавшееся на образцы шведской, немецкой и голландской архитектуры. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности. В Петровскую эпоху существовали зачатки всех стилей – и барокко, и рококо, и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды. Иностранные мастера, помимо стилевого разнообразия, принесли разнообразие национальных манер, школ, различие в качестве исполнения. Решающими для формирования стиля были личные вкусы Петра, а также особенности ландшафта нового города.
К концу жизни Петра в в архитектуре Петербурга шло слияние европейских стилистических приемов: рационального северного барокко – через Трезини (симметрия и уравновешенность композиции, сдержанность декора), и изящного, придворно-аристократического – через Леблона (изысканность, приверженность к высоким, «мансардным» кровлям) – с традициями древнерусскими, сказавшимися, например, в многоцветной окраске зданий.
|
|
Смена вкусов заметна на примере творчества первого архитектора Петербурга Д.Трезини, создателя стиля «Петровское барокко»: от строгих и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.
За счет слияния различных стилистических приемов постепенно создается национальный стиль русского барокко. Истинное русское барокко, соответствующее и параллельное общеевропейскому, сумевшее сохранить свои национальные черты, относится к середине столетия и связано с именами Б.-Ф. Растрелли и С.И. Чевакинского.
Отличительные черты «Петровского барокко»
1.«Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением. простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
2.Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.
3.Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.
4. Плоскостная трактовка пластического убора зданий. Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.
5. Многоцветная архитектура. Оштукатуренные кирпичные стены требовали покраски. Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона: на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки.
|
|
6. Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам – «ушами».
7.Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов.
8.Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.
Основные памятники «петровского барокко»,
сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге.
— Летний дворец Петра I, построен по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 гг. Находится в Летнем саду
— Меншиковский дворец — построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова дворец в стиле Петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга[1]. Проект воплощён в жизнь стараниями приглашённых зодчих Джиованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя.
— Собор св. Петра и Павла 1712 – 1733). Д.Трезини.
— Кикины палаты 1714 – 1720)
— Петровские ворота Петропавловской крепости Д.Трезини, Н.Пино
— Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (1717 – 1725). Д.Трезини
— Здание Кунсткамеры 1718 – 1734). Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель, Г.-К.Киавери, М.Г.Земцов
— Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
Основные памятники «петровского барокко» в пригородах Санкт-Петербурга:
— Дворец Меншикова (Ораниенбаум) (1710 – 1713). Д.-М.Фонтана, И.-Ф.Браунштейн, Н.Пино, И.-Г.Шедель
— Большой дворец. Центральная часть. (Петергоф) (1714 – 1723). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино
— Монплезир (Петергоф) (1714 – 1723). А.Шлютер,И-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти
— Большой дворец (Стрельна) (1719 – 1726). Н.Микетти, М.Г.Земцов
-Эрмитаж (Петергоф) (1721 – 1725). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон
Скученную застройку вокруг Адмиралтейства прорезали две радиальные просеки, ориентированные на шпиль Адмиралтейства. Одна из просек впоследствии станет Гороховой улицей, вторая – Невским проспектом. Большая Невская “першпектива” прорубалась и мостилась с 1711 года и должна была стать кратчайшим путем к московской дороге, проходившей в то время по линии современного Лиговского проспекта.
Портик - галерея на столбах или колоннах, завершенная фронтоном или аттиком, перед входом в здание.
Фронтон - плоскость, заполняющая торец двухскатной крыши, обычно в форме треугольника. фронтон бывает также лучковый, ступенчатый, разорванный.
Аттик - стенка над карнизом, украшенная рельефом или надписью.
Пилястра - вертикальный плоский выступ в стене с базой и капителью.
Капитель - верхняя часть колонны, пилястры, на которую опирается горизонтальное покрытие.
Руст - отдельный каменный прямоугольник обработанный рустикой.