Вопрос 4: Первые обитатели будущего города

В документах Петровской эпохи обитатели новой столицы именовались “жителями Петербурга”. Процесса складывания новой городской общности с ее необходимым компонентом – самоидентификацией. Значительной частью населения Петербурга в 1703 – 1720-х годах являлись временные строители. Другой частью населения были мастеровые люди. Петербург являлся своеобразным котлом, переплавлявшим все это в свой особый петербургский стиль труда, частной жизни и общения. Помимо временных рабочих и работных людей, с первых лет существования города значительную по численности категорию населения составляли военные. Крайне малое число церковнослужителей. В допетровские времена достаточно большой социальной группой в русских городах были нищенствующие. В 1717 году был поставлен вопрос о массовом переселении в новый город элитного дворянства, служилых государственных учреждений и дворца, зажиточного купечества и ремесленников. Малообжитое, дорогое для повседневного существования место давало достаточно оснований для нежелания переселиться в новую столицу.

Вопрос 5: Отражение в культуре Петербурга радикального поворота в отношениях государства и церкви при Петре 1

Поскольку религиозная культура теснейшим образом связана с ритуалом, то изменения ритуала оказываются важнейшей составляющей культурных преобразований, несущей все основные идеи культурной реформы и предвосхищающей основные меры в этой области. Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного порядка, который ограничивал власть монарха. Лишил митрополитов права носить белый клобук. Специальным средством дискредитации традиционных представлений и порядка были ритуалы пародийно-кощунственного характера. Институт патриаршества изображался как форма папства, и в силу этого подлежал уничтожению. Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1704 году Монастырскому приказу. Все имущество и финансы церкви находились в ведении этого приказа. В 1721 году церковь получила свой высший орган – Святейший Синод. Петр I полностью подчиняет церковь своей власти. В 1721 году Петр принимает от сенаторов титул императора и тем самым утверждает новый тип легитимности. Наименование «Отец отечества» означало подчинение духовной сферы императору. Подчиняя себе духовную сферу, Петр I позаботился о создании и культового центра в Петербурге. Им стал Александро-Невский монастырь. Одним из признаков обмирщения религии стал принцип веротерпимости (иностранцы имели свои церкви в СПб).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: