Вопрос 12: Рождение в Петербурге первого большого литературного направления – классицизма

Начинается деятельность первых крупных писателей – В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и в особенности выдающегося деятеля культуры и науки М.В.Ломоносова. Благодаря их усилиям литература выходит на передовые позиции духовной жизни. С этого времени произведения художественной литературы систематически появляются в печати, привлекая к себе внимание все более широких читательских кругов. Усилиями вышеназванных писателей складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII века – классицизм. Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно было полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название все направление) образцами прекрасного они считали замечательные создания античного искусства, которое в мифологических образах богов и героев прославляло силу и доблесть человека.

Одним из первых писателей-классицистов был В.К. Тредиаковский, получивший образование в Славяно-Греко-Латинской академии и Сорбонском университете. По приезде из-за границы в 1730 году он переводит с французского и издает со вставками из своих собственных стихов повесть француза Поля Тальмана «Езда на остров Любви». Новизна книги заключалась в галантно-эротической тональности, вовсе не характерной для русской литературы с ее тогдашним целомудрием. Культуру любовных переживаний по западному образцу еще предстояло разрабатывать. Тредиаковский был здесь первым. Стиль повести кажется неуклюжим, но этого не замечали – никаких эталонов изящества слога тогда не было. Основная роль поэта в истории литературы состоит в том, что он поставил вопрос о необходимости реформы русского языка. Тредиаковскому выпала честь начать дело, которое оказалось самым значительным в истории отечественной литературы XVIII века, – начать великую реформу русского стихосложения в соответствии с установками классицизма. В трактате «Новый и краткий способ сложения российских стихов» (1735) он первым указал на тонический стих как наиболее соответствующий природе русской речи. Тредиаковский предложил ввести систему стихосложения, основанную не на равных слогах (силлабическое стихосложение), а на правильном чередовании ударных и безударных слогов, издавна существующем в русской народной поэзии. При этом сам поэт не смог окончательно расстаться со старой системой. Был придворным поэтом, положение которого при Анне было унизительным.

Основоположником русской классической драматургии был Александр Петрович Сумароков, сыгравший исключительно важную роль в истории петербургского и вообще русского театра. Пьесы, написанные Сумароковым в конце 1740 – 1750-е годы, создавались в разных условиях и с разными целями. В 1747 году Сумароков сочиняет свою первую трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из истории Древней Руси, выдержанную в театральных правилах французской классической трагедии. Следует отметить национальную особенность творчества Сумарокова, смело отошедшего от традиции использовать в классических трагедиях только античных сюжетов. Конфликт в трагедиях Сумарокова вытекает из положений эстетики классицизма: столкновение личных интересов и общественного долга. Оставил Сумароков свой след и в журналистике – с 1759 года он издает первый в России литературный журнал «Трудолюбивая пчела», на страницах которого публиковались, в частности, переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация, Лукиана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: