Начинается деятельность первых крупных писателей – В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и в особенности выдающегося деятеля культуры и науки М.В.Ломоносова. Благодаря их усилиям литература выходит на передовые позиции духовной жизни. С этого времени произведения художественной литературы систематически появляются в печати, привлекая к себе внимание все более широких читательских кругов. Усилиями вышеназванных писателей складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII века – классицизм. Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно было полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название все направление) образцами прекрасного они считали замечательные создания античного искусства, которое в мифологических образах богов и героев прославляло силу и доблесть человека.
|
|
Одним из первых писателей-классицистов был В.К. Тредиаковский, получивший образование в Славяно-Греко-Латинской академии и Сорбонском университете. По приезде из-за границы в 1730 году он переводит с французского и издает со вставками из своих собственных стихов повесть француза Поля Тальмана «Езда на остров Любви». Новизна книги заключалась в галантно-эротической тональности, вовсе не характерной для русской литературы с ее тогдашним целомудрием. Культуру любовных переживаний по западному образцу еще предстояло разрабатывать. Тредиаковский был здесь первым. Стиль повести кажется неуклюжим, но этого не замечали – никаких эталонов изящества слога тогда не было. Основная роль поэта в истории литературы состоит в том, что он поставил вопрос о необходимости реформы русского языка. Тредиаковскому выпала честь начать дело, которое оказалось самым значительным в истории отечественной литературы XVIII века, – начать великую реформу русского стихосложения в соответствии с установками классицизма. В трактате «Новый и краткий способ сложения российских стихов» (1735) он первым указал на тонический стих как наиболее соответствующий природе русской речи. Тредиаковский предложил ввести систему стихосложения, основанную не на равных слогах (силлабическое стихосложение), а на правильном чередовании ударных и безударных слогов, издавна существующем в русской народной поэзии. При этом сам поэт не смог окончательно расстаться со старой системой. Был придворным поэтом, положение которого при Анне было унизительным.
|
|
Основоположником русской классической драматургии был Александр Петрович Сумароков, сыгравший исключительно важную роль в истории петербургского и вообще русского театра. Пьесы, написанные Сумароковым в конце 1740 – 1750-е годы, создавались в разных условиях и с разными целями. В 1747 году Сумароков сочиняет свою первую трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из истории Древней Руси, выдержанную в театральных правилах французской классической трагедии. Следует отметить национальную особенность творчества Сумарокова, смело отошедшего от традиции использовать в классических трагедиях только античных сюжетов. Конфликт в трагедиях Сумарокова вытекает из положений эстетики классицизма: столкновение личных интересов и общественного долга. Оставил Сумароков свой след и в журналистике – с 1759 года он издает первый в России литературный журнал «Трудолюбивая пчела», на страницах которого публиковались, в частности, переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация, Лукиана.