Вопрос 13: Развитие процесса огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна (1741 – 1761). После правления Анны Иоанновны время дочери Петра выглядит неизмеримо более благоприятным. Действительно, изменения были: отменена смертная казнь, смягчались нравы, росло самосознание русских людей, чему способствовали успехи России на международной арене. Это было время блистательного расцвета искусства и науки. Сферой приложения огромных средств, силы искусства и мысли был дворец, игравший роль и политического и культурного центра, и храма монархии, дворянского клуба, и театра, в котором разыгрывалось великолепное зрелище, смысл которого – показать мощь и величие монархии. Рост могущества российского государства и укрепление позиций дворянства меняют традиции петровского Петербурга. Трудовой стиль жизни двора был забыт, зато небывалый размах получила традиция «торжествований». По словам В.О. Ключевского «государство замкнулось во дворце». Здесь возобладал стиль барокко со своей способностью создавать зрелище, придавать помпезность и пышность зданиям и картинам. Елизавета была полновластной самодержицей и ревниво следила за тем, чтобы никто не смел повелевать ею. Когда церковники пытались убедить царицу восстановить ликвидированное ее отцом патриаршество, они получили решительный отпор: при всей приверженности к православию она оставалась самодержицей и не допускала мысли о возможном соперничестве ее верховной власти ни в одной сфере жизни общества. Процесс обмирщения религии продолжает углубляться. Храмы вписываются в окружающую застройку как элемент градостроительного ансамбля, а не как доминанта или самодовлеющее пластическое тело – так традиционно делалось в старинных русских городах, в частности в Москве. Это относится к великолепному собору. Светскость проявлялась в трактовке интерьеров церквей. Общее свойство интерьеров Растрелли, независимо от того, были ли это парадные залы дворца или внутренность церкви, – светский, увеселительный, праздничный облик. В храмах широко использовался античный ордер, что радикально отличало их от древнерусских церквей. В Петербурге середины XVIII века преобладали светские (политические, научно-познавательные, философские, нравственно-педагогические и художественно-эстетические) интересы, которым подчинялось религиозное сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: