Вопрос 19: Особенности петербургского Просвещения

Дух, смысл, историческая роль Просвещения – культ Разума, противопоставляемый религиозному культу. Просвещение – рационалистический тип культуры, признающий приоритет разума человека в познании.

Складывающееся в Петербурге Просвещение, также как и на Западе, имело своей доминантой рационализм. Рационалистическая доминанта обусловила важную роль философии, высокий удельный вес науки, в первую очередь естествознания, утверждение принципов классической эстетики в художественной теории и практике, рационалистические основы новой педагогики.

Развитие города проходило на базе строгой геометрической планировки. Все это создавало предпосылки для формирования особого духовного склада жителей этого города, который станет основой особого типа россиянина – петербуржца.

Просвещение выражает кризис феодализма. В недрах русского феодального строя стала интенсивно развиваться система капиталистических отношений. Это не могло не сказаться на социальном самочувствии правящего класса, хотя помещики решительно оттеснили купечество и предпринимателей от права владения землей и крепостными, от различных политических привилегий.

Петербургское Просвещение является национальным вариантом европейского Просвещения, приспособленным к российским социально-психологическим чертам. В России не было длительной, четырехвековой эпохи, которая в Западной Европе осуществила переход от средневековья к Просвещению.

Просвещение проникало в Россию через «окно», открытое Петербургом, противопоставив протекавшие в нем культурные процессы жизни всей остальной страны. Просвещение делало этот город «революционером», инициатором и руководителем ее мучительного поворота с традиционного пути на новый, чуждый основной массе народа и неприемлемый для консерваторов.

Просвещение вырастало в России на своеобразной духовной почве, выработанной веками господства православной культуры, осуществлялось не оппозиционными силами, а инициативой государей, становясь государственной политикой, и ограничивалось дворянскими кругами. Основной политической силой Просвещения стало новое сословие – купечество, предприниматели.

Эпоха Просвещения открыла в России внесословную ценность личности. В этом заключался ее гуманизм, но никто не отменял в России сословной иерархии. Впервые крепостной стал рассматриваться среди просвещенной части общества как равный дворянину по своей природе. Просвещение ставит себе задачу показать новый мир крестьянина. Появление положительного образа крестьянина в живописи и литературе – непосредственное отражение этих задач.

Другая задача Просвещения – стремление воспитать дворян в духе нового времени, внушить им мысль, что свои социальные привилегии они должны оправдать высокими этическими и человеческими качествами. Критика «пороков» в среде дворян чрезвычайно распространена в литературе того времени. Гуманный подход к крестьянину, который «тоже человек», требовал выяснения взаимоотношений между ним и помещиком. Просветители апеллируют к разуму и совести помещиков, рассматривают социальное насилие как неразумное. Екатерина II, впитывая либеральные идеи, призывала своих подданных к благоразумию.

Сословная ценность подразумевала в человеке просвещенный ум, добродетели, воспитанность. Требования просвещения и воспитания более всего относились к дворянам. Воспитание – та грань, которая отделяла дворян от народа.

Просветительство во многом определило духовный климат города второй половины XVIII века. Традиции его сохранялись долго. Только восстание декабристов 1825 года смогло развеять просветительские иллюзии, под влиянием которых формировались многие этические, философские и эстетические взгляды образованных людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: