Вопрос 34: Реализация принципа «ансамблевости» в застройке Петербурга

Благодаря таланту выдающихся зодчих, трудолюбию и мастерству строителей, Петербург к концу XVIII века становится одним из красивейших городов мира. В тоже время дома, улицы, проспекты, набережные и площади города еще не были объединены в единое гармоничное целое. Ткань города к началу XIX века была разрежена.

Принцип целостно-регулярной застройки, положенный в основу петербургского градостроения во второй половине XVIII века, к началу XIX века был обогащен новыми идеями. Главная из них — необходимость осуществления целостного подхода к формированию городских ансамблей, подчинявших отдельные архитектурные объекты композиции улицы, площади, набережной.

Переход к ансамблевости – документ от 3 мая 1816 года об учреждении Комитета строений и гидравлических работ, который должен был взять во внимание правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу и выгодное расположение, прочность и безопасность. Слово «ансамбль», французское по происхождению и буквально означающее «вместе», приобрело конкретный смысл «взаимная согласованность, гармоническое единство компонентов». Принцип ансамблевости обязывал связывать архитектурные объекты в целостную композицию. Усиления централизации проектных работ по реконструкции и застройке Петербурга.

В 1816 году был учрежден Комитет гидравлических работ в Санкт-Петербурге, фактически ставший центральной градостроительной организацией, ведавшей планировкой и архитектурно-художественной стороной всей застройки столицы. В состав комитета входили архитекторы К.И.Росси, В.П.Стасов, А.А.Михайлов — второй, А.Модюи и инженеры А.А.Бетанкур (председатель Комитета), П.П.Базен и А.Д.Готман.

Комитет развернул широкую градостроительную деятельность и функционировал до 1842 года. Комитет занимался широким кругом градостроительных проблем: разработкой предложений по планировке и застройке центра Петербурга и его районов; выработкой «правил» планировки и застройки новых кварталов и улиц; рассмотрением и утверждением проектов всех новых жилых и общественных зданий; составлением «образцовых» проектов зданий; руководством гидротехническими работами; регулированием частной жилой застройкой; заведованием вопросами благоустройства.

Необычайный взлет градостроительного искусства был следствием мощного подъема самосознания, достигшего о. Идеи величия и торжества русского народа должны были найти отражение в новых архитектурных замыслах, которые неразрывно связывались с целостным проектированием города, его законченных архитектурных ансамблей. Создание в Петербурге системы классических ансамблей связано со строительством трех зданий — Казанского собора, Адмиралтейства и Биржи. Каждое из этих зданий, представлявшие собой еще отдельное сооружение, как бы изолированное от соседних построек, возводилось, однако, с таким расчетом, чтобы создать для прилегающих территорий города своеобразные центры, вокруг которых могли бы складываться более обширные архитектурные образования.

(см. тетрадь)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: