Вопрос 33: Рождение в Петербурге нового типа россиянина – русского интеллигента. Дворянские интеллигенты

Вековая история Петербурга привела к рождению нового типа россиянина — петербуржца, русского интеллигента. В социологическом аспекте интеллигент — это представитель умственного труда; в таком понимании интеллигенты есть в каждой стране и на всем протяжении истории цивилизации. Однако в культурологическом контексте понятие это имеет другой смысл.Понятие «интеллигенция» по своему происхождению является категорией русской культуры.

Слово "интеллигенция" впервые употребил почти в современном его значении В.А.Жуковский в 1836 году. Понятие «интеллигенция» ассоциируется у Жуковского с принадлежностью к определенной социокультурной среде, с европейской образованностью, с нравственным образом мыслей и поведением, т.е. "интеллигентностью" в позднейшем смысле этого слова.

Реформы Петра привели к появлению в Петербурге нового типа человека — «русского европейца», становившегося интеллигентом, то есть личностью, испытывавшей потребность связывать познание мира с нравственной оценкой жизненных явлений. Большинство русских интеллигентов остро переживали пропасть, отделяющую их от народной массы, главным образом крестьянской, и воспринимали этот разрыв как свою вину, а не только беду народа. Поэтому суть интеллигентности — в единстве высокого уровня образования и преодолевающих эгоизм личности нравственно-политических установок, убеждений, идеалов. Особый стиль мышления — отнесение каждого конкретного факта, входившего в его поле зрения, к общим проблемам бытия, к основополагающим вопросам. Российская история показала, что спектр идеологических позиций, нравственных убеждений и форм поведения интеллигенции весьма широк — они могли быть религиозными и атеистическими, революционными и консервативными, критически реалистическими и отвлеченно - символистскими.

Интеллигентность определялась не содержанием идей, а способом их выражения и страстной приверженностью им, доходившей до готовности самопожертвования. Интеллигентность не была свойственна лишь петербуржцам, русские интеллигенты жили и в других городах, да и за пределами России, однако качество это сформировалось в Петербурге и получило здесь идеальное выражение. Российская интеллигенция первого поколения была дворянской по происхождению и социальному положению. Именно в дворянской среде появились подлинные аристократы духа, которые болезненно переживали чуждость этого сословия собственному народу. Из этого глубокого внутреннего противоречия родилась потребность искупления дворянством своей вины: то ли отречением от собственной образованности и возвращением к корням народного бытия; то ли, напротив, просвещением народа, приближением его к своему уровню знаний и способу существования; то ли обращением к средствам политической борьбы во имя освобождения крестьянства от крепостничества.

Особенности жизни дворянской интеллигенции в Петербурге обусловили преобладание западнической идеологии и психологии, а сила традиций в Москве — сильные позиции славянофильства. Наиболее последовательными представителями петербургской дворянской интеллигенции стали декабристы.

Пройдя всю Европу, освобождая ее от владычества Наполеона, многие русские офицеры невольно сравнивали положение собственного народа — освободителя и победителя — с тем, как живут в этих странах люди. Они страстно желали принять участие в переустройстве русской жизни. Речь шла о спасении России от тягот самовластья и крепостного права. Члены «Союза спасения» всерьез обсуждали возможность цареубийства. «Союз спасения», просуществовав немногим более года, был распущен. Однако ему на смену пришло другое тайное общество, которое возглавили те же молодые офицеры. И цели общества остались прежними, изменилось только представление о том, как их достигнуть.

Новую организацию назвали «Союзом благоденствия» (1818). В «Законоположении» организации говорилось, что «господствующему злу противоборствовать можно не иначе, как отстранением от личных выгод и совокуплением общих сил добродетели против порока». «Союз благоденствия» пытался прежде всего возбудить и направить общественное мнение, поддержать и объединить всех здравомыслящих и честных людей, призвать их к действию. Предполагалось, что таких людей в среде русского дворянства большинство. С их помощью «Союз благоденствия» рассчитывал поставить членов тайного общества на важнейшие посты в армии и государстве, чтобы затем уже, быстро и без кровопролития, произвести смену верховной власти. Немало сделали члены «Союза благоденствия» и по отрасли «образование». Летом 1818 года в Петербурге был создан комитет Вольного общества учреждения училищ по методу взаимного обучения (ланкастерскому методу). Ключевые позиции в обществе занимали декабристы. Было открыто несколько училищ для мальчиков. В типографии Н.И.Греча печатались специальные «таблицы складов» для обучения чтению и письму. Члены общества вносили довольно значительные суммы, которые шли на содержание училищ.

Особое значение придавалось моральному облику члена Союза. Если добавить к этому, что большинство декабристов были высокообразованными людьми, то мы получим целостное представление о дворянском интеллигенте декабристского типа. В начале 1821 года «Союз благоденствия» был формально распущен, в Петербурге и на Украине возникло два новых тайных общества — Северное и Южное. Оба они не отказывались от легальной пропагандистской работы и делали ставку на военный переворот.

Поражение декабристского восстания и установленный Николаем I режим не остановил развития петербургской интеллигенции и отчасти породил золотой век русской литературы. На смену аристократам-патриотам шло поколение так называемых «лишних людей» — другая разновидность дворянских интеллигентов, и опять преимущественно петербургских.

Появление фигуры "лишнего человека" стало знаком того, что процесс "огосударствления культуры", то есть установления системы прямой зависимости культуры от государства, начатый реформами Петра I, сменился процессом размеживания между самодержавным государством и культурой. В той или иной степени в николаевской России "лишним человеком" становился хотя бы от части любой деятель культуры. "Лишний" он не в культуре, отвергает его государство.

Причем в условиях, когда государственная служба считалась естественной и необходимой для образованного человека. Остаться вне службы и в XVIII веке, и в первой половине XIX века означало лишение всякого веса и уважения в обществе. Для поколения людей чести и индивидуального достоинства служба была внутренне не приемлема, заставляла отказываться от себя. Когда их представители отказывались или воспринимали ее как абсурд, они и попадали в положение "лишних людей". Позиция "лишнего человека", несомненно, давала определенные преимущества. Самое важное из них — не подчинять себя самодержавной власти. Это создавало условие для наибольшей творческой продуктивности. П.Я.Чаадаев был одним из самых знаменитых и блистательных молодых людей Петербурга того времени. Богатый и знатный, он получил университетское образование, знал четыре языка, выделялся своеобразием ума и гордой самостоятельностью.

Чаадаев вынужден был оставить блестящую карьеру гвардейского офицера. Несколько лет он прожил за границей, затем поселился в Москве и стал вести затворнический образ жизни. При внешней бездеятельности Чаадаев много думал, читал и писал. Из своего уединения он вынес учение, основные постулаты которого гласили: спасение человечества только в религии; истинное христианство — католичество. Опубликовали в журнале «Телескоп» одно из «Философических писем» Чаадаева. В письме содержались страстные нападки на Россию, на ее отсталость, некультурность, ничтожность истории и убожество настоящего. Это письмо потрясло всю мыслящую Россию. И ответная реакция властей не замедлила: журнал, где было напечатано письмо Чаадаева, закрыли, редактора сослали, цензора уволили со службы. Чаадаева же официально объявили сумасшедшим и отдали под врачебный надзор.

Одним из проявлений этого времени стал дендизм, который получил распространение в дворянской среде. Это стиль поведения, введенный в моду в высшем свете Англии и вызвавший волну подражаний во всем мире, в том числе и в Петербурге. Дендизм явился своеобразным вольнодумством в области светских приличий. Зародился в столкновении твердых, кажущихся незыблемыми правил и своеволия, общепринятых норм и яркого индивидуализма. Истинный денди стремился выделиться своей элегантностью и утонченной оригинальностью. Для денди был важен не столько фрак, сколько умение его носить, не столько черты, сколько их выражение, не столько стройность стана, сколько осанка.

Неотъемлемая черта денди — откровенный имморализм: он настолько разочарован в людях, что не считает нужным с ними считаться. Характерная черта денди — демонстративная пресыщенность радостями жизни и разочарованность во всем и во всех. Основой поведения денди являлась особого рода наглость — прикрытая формально безукоризненной вежливостью. Денди — индивидуалист, постоянно подчеркивающий свою независимость от обычаев и моральных устоев общества. И вместе с тем он не отделим от общества и зависим от него: денди просто не существует без публики, без восхищенных или негодующих наблюдений о нем. Таким образом, денди — дерзкий нарушитель законов большого света — остается светским человеком до мозга костей. Для петербургской дворянской интеллигенции характерен высокий удельный вес эстетических критериев поведения, деятельности, мировосприятия. Характерным качеством петербургской интеллигенции пушкинской эпохи было особое отношение к женщине. О высоком статусе и авторитете женщин в дворянских кругах достаточно выразительно говорят, с одной стороны, поступки жен декабристов и его общественный резонанс, а с другой — та роль нравственного суда поведения мужчин. Еще одна существенная черта петербургского интеллигента — национальная и религиозная толерантность. Петербург создавался и рос как город межнационального общения и соседства различных вероисповеданий. В среде петербургских интеллигентов становился невозможным и великорусский шовинизм, и православный фанатизм, которые нередко встречались в других российских городах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: