Вопрос 35: Александровский классицизм в архитектуре Петербурга

Высокий классицизм. Начало XIX века — 1830-е годы
Александровский классицизм начало XIX века — 1812 год

Художественная особенность стиля была связана с именем императора Александра I, который воспитывался французом Лагарпом, республиканцем и демократом в духе идеалов древних греков и римлян. В этот период увлечение античностью выросло еще больше. Идеалом становится Древняя Греция. Молодых архитекторов привлекают развалины храмов Великой Эллады. В Петербург приехал бывший ученик парижской Архитектурной школы Тома де Томон. Он увлек новыми широкими замыслами Александра, и благодаря поддержке императора русские архитекторы получили возможность применить в камне те идеи, которые французские архитекторы развивали только на бумаге. Александр был обуреваем страстью к строительству. Ни одно здание в Петербурге не могло быть построено без личного рассмотрения и утверждения чертежей сами императором.

Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственнейшее участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра I.

Александровский классицизм - историко-региональный стиль русского искусства начала XIX века. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812 г.

Характерные черты александровского классицизма:

1. Ориентация на архитектуру архаической Греции.

2. Стремление к простоте, ясности, тяжелым монументальным формам. В архитектуре используется выразительность простых геометрических форм: куба, параллелепипеда, цилиндра, гладкое пространство стены.

3. Главные сооружения (Казанский собор, Биржа, Адмиралтейство) возводились как своеобразные центры, вокруг которых складывались активные архитектурные образования, системы классических ансамблей.

4. Художественный синтез архитектуры и произведений монументально-декоративного искусства. «Городская скульптура» — основное поле деятельности крупнейших ваятелей эпохи С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского и др.

5. Умеренность в использовании скульптурного декора. Скульптуре отводятся строго определенные места в композиционной иерархии: рельефы — в тимпанах фронтонов, на аттиках, в четко очерченных нишах на фасаде, «круглая» скульптура в венчаниях зданий или в ансамбле парадных лестниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: