Вопрос 42: Особенности строительства города в пореформенную эпоху

С появлением железной дороги и развитием пароходства торговые связи Петербурга с Европой и другими регионами России значительно расширились. Значение Спб как крупнейшего порта и транспортного узла усилилось с постройкой в 1874-85 гг Морского канала по дну Невской губы Финского залива. Канал длиной 32 километра был прорыт от Кронштадта до устья Невы. Его глубина — 9 метров, ширина 85 — 120 метров. Наличие Морского канала позволило ликвидировать порт в центре города на Стрелке Васильевского острова. Сосредоточие в Спб морских, речных и железнодорожных путей повлекло за собой быстрое развитие в городе промышленности. В начале 19 века в Спб преобладала текстильная промышленность, во второй половине века стали развиваться другие отрасли и особенно металлообрабатывающая, которая в 1880 года стала главной отраслью петербургской промышленности. С экономическим ростом Спб увеличилось и его население. В 1858 году в городе проживало 495 тысяч человек, а к концу 80 955 тысяч. После Лондона, Парижа и Берлина Спб занял 4 место по численности населения среди европейских городов. Население Спб пополнялось в основном крестьянами, переселявшимися сюда из губерний Центральной России. Этот поток значительно усилился после реформы, отменившей крепостное право.

В 50-60 годах было завершено строительство монументальных сооружений в центре города, начатое в 30-40. В 52 году на Дворцовой площади было построено здание Нового Эрмитажа для художественного музея. Его портик, обращенный к Миллионной улице, украшен десятью гранитными фигурами атлантов Теребенева. В 58 году было завершено строительство Исаакиевского собора по проекту архитектора Монферрана. Создание Исаакиевской площади было завершено в 53 году постройкой здания Министерства государственных имуществ (сейчас в ем институт Академии с/х наук). В 59 году на площади был установлен памятник Николаю 1, а в 60 перед собором был разбит сквер. В 50 — Московский, Варшавский и Балтийский вокзалы. 70 — Финляндский.

Быстрый рост населения города стимулировал бурное жилищное строительство. Во всех районах города стали появляться доходные дома с квартирами, которые сдавались внаем. Строительство доходных домов шло такими темпами, что стало одной из характернейших особенностей Петербурга 19 века. И все таки темпы роста количества жилых домов отставали от темпов роста населения. Жилищный кризис охватывал мелких торговцев, служащих, беднейшую интеллигенцию. Строительный устав того времени разрешал плотную застройку. Процесс уплотнения застройки шел нарастающими темпами и во второй половине века просторные дворы стали вытесняться внутренними флигелями. Доходные дома строились на месте деревянных, строились в 5-6 этажей с замкнутыми дворами колодцами.

Но квартир все равно не хватало. На больших улицах Петербурга первые этажи домов занимали, как правило, магазины, лавки, трактиры, харчевни, рестораны и кафе. Всего в городе того времени было около 12 тысяч магазинов и лавок; на одной только Садовой было 1,5 тысячи таких заведений и 4 рынка. Оптовая торговля совершалась на буянах, где были склады.

В благоустройстве города тоже происходили значительные изменения. К концу 70 годов почти все улицы города были замощены булыжником, были устроены дощатые или плиточные тротуары. На всех улицах были газовые фонари. В 79 электрическими лампочками был освещен только что построенный Литейный мост, а в 82 электричество появилось на Невском проспекте, Большой Морской, на Дворцовой набережной и других центральных улицах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: