Вопрос 38: Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского

Хронологически Петербург Достоевского соотносится со второй половиной века, как пушкинский — с его первой половиной. 1840-е гг., разделяющие и связывающие эти два периода, по праву считают временем переходным в истории русской культуры, временем смены поколений, принципов, идей, художественных героев.

Россия вступила на путь капиталистического развития, оставаясь феодальным государством, и ее столица была узлом возникновения противоречий. Влияние на культуру самодержавной власти оставалось прежним, капитал же существенно ее модифицировал, формировал новый строй общественного сознания. Изменял образ города, в котором главным элементом становился не княжеский дворец, а «спекулятивный дом» - многоэтажный и многоквартирный, сдававшийся внаем незнатному люду.

Петербург Достое́вского — образ города Санкт-Петербурга, созданный в книгах знаменитого писателя. Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев.

Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией разыгрываемого действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее. Фантастический в восприятии писателя город, город-призрак, город-фантом, стал лучшей иллюстрацией к его романам.

Достоевский подчеркивает бесхарактерность внешнего облика города. «В архитектурном смысле он — отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод, все постепенно заимствовано и все по-своему перековеркано».

Отсутствие чутья к красоте Петербурга, как монументального города, отнюдь не свидетельствует о равнодушии Достоевского к архитектуре. Но дома для него приобретают особое значение как обиталище его героев. Дом обрисовывается, как обособленный мирок, живущий своей таинственной жизнью, влияющей так или иначе на судьбу своего обитателя. За их архитектурными очертаниями прозревает он своеобразную душу полную таинственной жизни.

Роман "Преступление и наказание" занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя "маленького человека". Протест против социальной несправедливости, против унижения человека и вера в его высокое призвание отличают знаменитый роман Достоевского. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — это город, в котором невозможно жить человеку. С одной стороны Петербург выступает как город мрака, ветра, мокроты. Герой его — Свидригайлов совершает свое преступление «в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда был ветер», ветер, поющий страшные песни о хаосе, пробуждающий силы бездны в смятенной душе. Место действия — Мокруши (Часть Петербургской стороны, примыкающая к Петровскому острову.) С другой стороны Петербург — жары, смрада, духоты и пыли. Его герой — Раскольников свое преступление совершает в этой одуряющей атмосфере. Сенная площадь имела какую-то особенную притягательную силу для Раскольникова. Его постоянно тянуло туда. Запахом Сенной площади и ее окрестностей полна повесть о преступлении и наказании. Образ ее вместе с Екатерининским каналом и Юсуповым садом дает нам прекрасную иллюстрацию гениальному роману. Это три вполне конкретных образа, в которых легко узнаем черты, присущие эпохе Достоевского.

Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Петербург выступает как фон, на котором резко выделяется, похожая на тень, фигура Раскольникова, одержимого одной мыслью. Мысль чуждая его духу, какое-то дьявольское наваждение, рожденное «умышленным городом», проникшая в душу его из зараженного воздуха Петербурга.

Образ Петербурга в романе Достоевского “Преступление и наказание” символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой, сам является действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также свидетелем его раскаяния и возвращения в мир людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: