В первой половине 19 века интеллигенция как социальное и культурное явление,безусловно играла огромную роль в истории нашей страны, но во второй половине столетия ее существование и деятельность стали едва ли не центральной проблемой общественного бытия и культуры.
Если представители дворянской интеллигенции последекабристского времени были обречены на положение «лишних людей», то интеллигента - разночинца его социальный понуждал к той или иной практической деятельности, ибо не было у него как у помещика Обломова «сотен Захаров».
Разночинная интеллигенция, в частности и прежде всего в Петербурге была, закономерно представала в разных поведенческих, идеологических и социально-психологических модификаций. Это были и революционные демократы, и люди, уверовавшие в научный и инженерный прогресс как реальный путь совершенствования жизни общества и отдававшие все свои силы такому пониманию народного блага.
Рационалистический склад сознания образованных людей, традиционный в петербургской культуре, у дворянской интеллигенции уравновешивался гуманитарно-художественными интересами, а у базаровых, лопуховых, раскольниковых становится психологической доминантой.
Это были люди, мучительно искавшие ответы на «проклятые» вопросы жизни и не находившие их. «Христос в пустыне» И. Крамского и Христос в картине Н.Ге «Что есть истина?» представляют этот вариант интеллигентского сознания петербуржцев на исходе 19 столетия.
(см. учебник стр. 203-208)