Вопрос 39: Влияние научно-технического прогресса и социальных противоречий на динамику столичной культуры второй половины 19 века

Освобождение крестьян в 1861 году стало решающим шагом на пути к созданию условий для широкого развития капиталистического производства – оно обеспечивало промышленности необходимую рабочую силу. Это не могло не иметь грандиозных последствий для развития культуры в России, и прежде всего в её столице. Город рос, менялся его облик: строились фабрики, заводы, жилые районы, появлялись новые типы архитектурных сооружений – промышленных, финансовых, торговых, развивалась строительная техника, на ее основе сформировался новый стиль в архитектуре.

С 1861 по 1902 г. Здесь было основано 505 фабрично-заводских предприятий, то есть почти 4/5 всех существовавших в городе к началу XX века. Развитие промышленности зависело не только от рынка рабочей силы, которой обеспечивала освободившаяся от уз крепостничества деревня, но и от овладения современной культурой производства.

Вторая половина XIX в. – время второго рождения Петербурга, ставшего не только художественно-эстетическим, но и научно-техническим центром страны. Во второй половине столетия достижения наук, техники и технологии умножаются и одно за другим приобретают мировое признание. В 1866 г. И.Сеченов опубликовал свой труд «Рефлексы головного мозга», в 1869 г. Д. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, в 1873 г. здесь зажглась первая электрическая лампочка накаливания Ладыгина. В последних десятилетиях развернулась деятельность И. Павлова, принесшая ему в 1904 г. Нобелевскую премию.

образовании Петербурга происходит всё большая ориентация на изучение технических наук. Лекции издаются в виде брошюрок, широко распространяются. В 1869-1874 гг. в Петербурге был издан трехтомный «Настольный энциклопедический словарь по всем отраслям знания», дополненный затем приложением. В 1889 г. известный петербургский издатель П. Сойкин основал еженедельник «Природа и люди» и в виде приложения стал выпускать «целую библиотеку популярной естественнонаучной литературы». Это направление научно-популяризационной деятельности отвечало существенно выросшей по сравнению с прошлым потребностью в знаниях, причём преимущественно естественнонаучного и технического характера.

В 60-х годах в империи насчитывалось 8 университетов, Практический технологический институт, Институт гражданских инженеров, Институт инженеров путей сообщения, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские школы. В университеты же с каждым десятилетием все больше проникали разночинцы. В университетах страны сосредоточились лучшие научные кадры (Бутлеров, Менделеев, Тимирязев, Сеченов и др.). Казанский университет и Казанская духовная академия входили в число крупнейших высших учебных заведений страны. Выдающиеся успехи были в науке и технике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: