Возникновение права в Риме (точка зрения, миф лектора)

У греков основание – справедливость, у римлян – польза Рима.

Появляются только рациональное основание, на котором начинает строиться римское право как особая система описания общественных отношений в строгих формальных языках (не в бытовых, и не в литературных). Но юридического мышления еще нет.

Римское право было прецедентным. Даже эпоха формулярного производства на это не повлияла, т.к. задача – уменьшение нагрузки на чиновников. Огромный объем информации. Конкретные гражданские чиновники и судьи не владеют всем объемом информации. Появляется юрист. Сначала это технический работник, роль секретаря, справочника. По мере развития правовой системы юристы становятся единственными держателями права как некоторого объема информации и правил решения некоторых ситуаций. Постепенно эта роль возрастает. Работы великих юристов становятся основанием для вынесения судебных решений и признаются одним из источников права. С этого момента возникает римское право, юриспруденция как профессия и профессиональное юридическое мышление.

с возрастанием значения римского права уменьшалась сила верховной власти» (выделено мной. — Н.Г.)

для Рима право было прежде всего инструментом и регулятивной практикой.

любой социальный процесс характеризуется не как естественный или искусственный, а как естественно-искусственный или искусственно-естественный.

Существует две точки зрения по юристам Рима:

1) Римские юристы создали совершенную правовую науку и предвосхитили черты современной науки. Римские юристы – первые выдающиеся правоведы как ученые, исследователи (Берн – «Западно-европейская традиция права»);

2) Сознание римских юристов носит абсолютно практический, инженерный характер. Они не создают и не могут создать науку в современном смысле, т.к. они не создают универсальных идеальных моделей (не создают понятия и универсальной теоретической модели договора, субъекта прав). Не существует никаких оснований для утверждения о том, что в Риме есть наука. (Спенсер «Закат Европы).

Точка зрения лектора: наука – деятельность, направленная на приобретение нового знания и его организации, осуществляемая особыми методами и обеспеченная особыми способами обоснования. Говорить о науке в рамках такого определения нельзя. Аристотелевская логика по принципу не могла привести к науке, т.к. она не занимается основаниями, посылками утверждениями. А так как у стоиков понятия истинны сами из себя – о науке речи идти не может. Римские юристы сумели выступить в качестве гениальных мыслителей, которые смогли обобщить и систематизировать социально-правовой опыт.

58. Глоссаторы и постглоссаторы: культурно-исторические условия становления догматической юриспруденции.

ГЛОССАТОРЫ - в средние века (11-13 вв.) итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов и законов. Школа глоссаторов основана итальянским юристом Ирнерием в Болонье.

ПОСТГЛОССАТОРЫ - в Средние века итальянские и французские юристы, занимавшиеся толкованием норм и отрывков из Свода Юстиниана, имевшихся в работах глоссаторов. П. называют также комментаторами, поскольку они изучали римское право не в источниках, а по глоссам (комментариям), и консилиаторами, т.к. одним из видов их деятельности была дача консультаций - consilia - по юридическим вопросам, где требовалось согласовать мнения и правовые источники. Деятельность П. сыграла огромную роль в процессе рецепции римского права.

Юридическая деятельность Болонской школы выражается прежде всего в преподавании своим многочисленным и разноплеменным слушателям. Преподавание это состояло в чтении и комментировании источников. Комментирование выливается в толкования, которые диктуются профессорами слушателям и записываются последними. Толкования эти называются глоссами, вследствие чего и самая школа называется школой глоссаторов. Как мы знаем уже, метод глоссирования отнюдь не является изобретением Болонской школы; он исторически тянется еще от классических юристов и широко применялся юриспруденцией доболонской, в особенности в школах Равенны и Павии. Значение Болонской школы заключается не в методе глоссирования, а в том материале, который глоссировался ("Corpus" Юстиниана, в особенности "Digesta", которые до Болоньи были слабо изучаемы), и в том глубоком знании, которое при этом обнаруживалось. Но систематические изложения всего гражданского права школе глоссаторов были чужды.

Во второй половине XIII столетия в юриспруденции замечается некоторый поворот, и на смену глоссаторам приходят так называемые комментаторы или постглоссаторы. Родоначальниками этого направления являются француз и испанец. Характерной чертой обоих, чертой, наложившей известный отпечаток и на все новое направление, было то, что оба были прежде всего философами и богословами и лишь на втором плане юристами. Оба эти философа перенесли в юриспруденцию современный им философский метод, то есть схоластический, которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов. Схоластические приемы их были причиной того, что долгое время эта эпоха казалась эпохой упадка по сравнению с эпохой глоссаторов, и лишь в последнее время устанавливается более правильное представление о ней.

Работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов; они, комментируют глоссы, вследствие чего их и называют комментаторами. Они действительно менее знают подлинный текст "Corpus", чем глоссаторы, ко времени возникновения этого направления без изменения приемов исследования едва ли можно было извлечь из текста юстиниановского Свода более того, что было извлечено глоссаторами.

комментаторы в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки. И в этом заключается большой шаг вперед, сделанный комментаторами по сравнению с их предшественниками.

комментаторы незаметно приспособляли римское право к потребностям и условиям современной им жизни и в этом отношении оказывали огромную практическую услугу своему времени. Нужно добавить, что они в гораздо большей степени, чем глоссаторы, участвовали в практической жизни как консультанты, и очень часто их диалектика имела своей целью сделать из положений римского права тот вывод, которого требовала новая жизнь.

Глоссаторы.

Исследователи кодекса Юстиниана

12в до 14 в. Глоссаторы преподают. Ситуация глоссаторов: есть некоторый текст перед ними. Непонятность (они его плохо понимают) многие места для них темны – им не понятно взаимосвязь частей кодекса – для них это набор фрагментов.

6 в. Кодекс- вещь ясная и понятная т.к. они его сами пишут, а глоссаторы этим уже не владеют. Между знаниями глоссаторов и юстиниановскими комментаторами существует дельта, – уступает юридическому сознанию Рима.

Массовое сознание не способно воспринимать текст кодекса = деградация юридической мысли. Сейчас начинают работать собственно механизмы права. Глоссаторы исследуют кодекс Юстиниана в процессе преподавания.

Кон 11 нач. 12 в. Первый ренессанс (возрождение). Раннее- 12-13в, среднее 14-15в, позднее – 16 в.

ü Раннее: формируется отношение к античности как к достижению мыли, как к веку предельных образцов человеческой культуры, знакомство с искусством, это просто эмоциональное отношение, содержание не критикуется. По образцу и подобию золотого века.

Рим приобретает статус величайшей империи. Предельное достижение человеческой мысли, к которому нельзя превзойти. В эту эпоху много универсалов. Специально занимались проблемами создания новых систем, средств понимания кодекса Юстиниана (в котором идеальный юридический порядок, задача – дорасти до этого порядка и воплотить его в жизнь).

Глоссаторы говорили то, что они не способны были понять.

Поскольку социальные основания не известны, то приходится работать в плане текста.. глоссаторы работают в области логических исследований, относятся к тексту кодекса Юстиниана как к идеальному.. по методу работы они занимались схоластикой. По содержанию – социальным нормированием. Юристы вынуждены работать с кодексом схоластическим образом при отношении юристов к КЮ и выработалась догма.

Догма выражалась:

ü В юридических конструкциях

ü Были обозначены четко и логически оформлены термины

ü Выявлены четко систематизирующие связи и отношения

Эти все догмы были объявлены глоссаторскими. Глоссаторские интерпретации были объявлены обязательными. Схоластический способ работы построен на аристотелевской логике. Аристотелевская схема транслируется в европейской традиции. Независимо от конкретных целей и задач пользование аристотелевской логикой имеет ограничения. Аристотелевская логика не знает пустых терминов. Она имеет дело с непустыми терминами, если в аристотелевской традиции есть термин, то мы его всегда можем соотнести с некоторой реальностью (ДЕПАТАТ) /часы термин – если они написаны. А сами часы физ. – депатат/. в аристотелевской традиции это свойство задает ограниченное мышление. Возникают политические установки и социальные потребности, создание конструкций в процессе рассуждений, социальная адекватность определяется не только социальным механизмом. Но и свойствами этого мышления. Аристотелевская логика не умеет работать с непустыми терминами.

ü Глоссаторы приводили термин в тот вид, с которым можно будет работать. Чтобы термин работал он должен быть пояснен. В 12-13 в. Глоссаторы решают основную проблему. разъяснить КЮ, т.о. создают миф о римское права, но этот результат не римское права, а то, что создают глоссаторы.. континентальную правовую традицию называют право университетов.. затем появляются постглоссаторы, которые начинают формировать понятия. Глоссаторы работали с термином, а не с понятием. Задача постглоссаторов – устранить терминологические противоречия.. результат формирование определенного стиля мышления в юриспруденции. (дедуктивное мышление), т.е.существует общее правило – задача подвести понятие под этот объект. Право университетов - основной тип мышления – дедукция. (англо-саксон. – индукция). Глоссаторы исследуют термины, а постглоссаторы выстраивают понятийную систему. (термин не требует юридического осмысления, а понятие требует)

XI век в Европе — это век науки в аристотелевском смысле, глоссаторы могут пользоваться исключительно аристотелевской диалектикой, поскольку ничего другого в этой области просто еще нет15.

11-12 века (глоссаторы) – история античного способа мышления, основная инструментальная система которого – аристотелевская диалектика в версии логики, разработанной стоиками. Эта версия активно разрабатывается в средневековье, прежде всего с потребностями биологии. Познание и постижение мира пока еще осуществляется этим средством. Эксперимент как таковой еще не известен. Математика рассматривается как схоластика. Естественные науки появятся через 500 лет. Особенностью логики является то, что логика пользуется не пустыми терминами: всегда есть предположение, что любой термин имеет соответствующий денотат (любому термину всегда соответствует некоторый денотат (понятие)). В области теологических рассуждений происходят некоторые натурализации (персонификация идеи Бога, некоторых символов веры и пр.).

Кодекс Юстиниана начинает изучаться в ряде европейских университетов в форме глоссирования – разъяснение, толкование. Появляются школы глоссаторов (болонская школа глоссаторов (Вернель и др.).

Римское право не прекратило свое действие в 6-7 веке, оно продолжает действовать как реальная регулятивная система, существовать как правопорядок непрерывно в историческом контексте. Оно теряет свою целостность и действует фрагментарно, действует с каноническим, архаическим правом. Как некоторая целостная система оно не существует.

С момента появления глоссаторов (толкователей) возникает собственно история европейского права. Появляются надежные письменные источники.

11-12 века – глоссаторы. Эпоха первого возрождения. Эпоха развития европейских городов, складывания единых европейских отношений, возникновения университетов как особого института трансляции культуры.

Начинается секуляризация общественной жизни (сначала в протестной форме, а потом и в осмысленном виде), попытка выхода из-под господства церкви. В институтах существует в основном три факультета: теологический, юридический, искусств (философия, науки и др.). Способы преподавания базируются на символах веры. Основной способ мышления (аристотелевская логика) получает церковную канонизацию. Процесс секуляризации возникает из-за активного обращения к античной культуре во всех сферах, которое начинает подмывать фундамент христианства.

В эту эпоху сознание абсолютно теологично, а способы работы освещены церковью. Именно это объясняет характер деятельности глоссаторов, их отношение к кодексу Юстиниана и способы преподавания римского права.

1)Отношение к кодексу как к священному писанию, не имеющему недостатков, предельному образцу юридической культуры, тексту, который содержит ответы на все вопросы, которые существуют сейчас и возникнут в будущем – такое отношение к римскому праву сохранится до 19 века.

2) Основной способ работы – аристотелевская логика, а именно ее часть аподиктика. Аподиктика не обращается к основаниям утверждений, а занимается правилами оперирования терминами. Она не ставит вопрос о том, насколько справедлив сам термин. Термины для нее – явления очевидные сами из себя. Эта система мышления усиливает не только общекультурное отношение к кодексу Юстиниана, но и усиливает общеинтеллектуальное отношение, либо эта система не имеет средств для того, чтобы проблематизировать сами положения Юстинианова свода. Она начинает работать только с оперированием этими положениями. Великие юристы являются великими логиками, там, где не хватает действующих средств логики они создают новые логические правила и приемы.

Глоссаторы стремятся разъяснить все термины Кодекса, соотношение этих терминов. Это делается в режиме академического преподавания. Это отношение оформляется в языках логики; право – система объективных, непреложных законов. Европейское право называют правом университетов (создается как учение). Юридизация континентального европейского сознания (35 тысяч студентов в Болонском университете).

Но юридической наукой глоссаторы не занимаются: не исследуют социальную основу права, историческое развитие и пр. Они занимаются совершенствованием системы. Глоссаторы не работают с понятиями, они работают с терминами. Мы тоже не работаем с понятиями.

Деятельность глоссаторов (2 века) приводит к тому, что Кодекс Юстиниана проходит интерпретации и делается понятным для своей эпохи. Но обнаруживается, что многие конструкции не срабатывают и не являются адекватными для социальных условий того общества. Возникает задача приспособить Кодекс к существенным условиям.

13-14 века постглоссаторы (комментаторы), которые делают ту же работу, но начинают создавать понятия. Для создания понятия необходимо выбрать понятие, которые могут быть применены ко всем явлениям. Создают логические обобщения, выходящие на уровень понятий. Формируется юридическая догма. Используемые термины получают точные объемы и становятся пригодными для строгих логических операций. С точки зрения логики одно понятие не может быть частью другого, нет узкого и широкого смысла, есть только родовидовые отношения. Юридическая норма – не норма поведения, а логический класс (понимание того времени). Владение логикой позволило уйти от схоластического способа мышления. Для юриста за конкретными терминами стоит явление, в схоластике за термином может ничего не стоять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: