В связи с этим юридическая догма может быть представлена в виде специально-юридического метода познания права

 

Способ работы – гипотеза – юридическая мысль и юридическое сознание устроено следующим образом. ФОРМЫ:

1. юридическая догма. Задача оптимальной организации правосудия. Основой инструмент – термины. Это установление взаимоотношений юридической конструкции, это организация материалов позитивного права или систематизация.

2. доктрина. Нельзя путать доктрину и науку. Они различаются по форме представленных в них знаний и по функциям. Задача доктрины – нормировать понимание, организацию и деятельность юристов. Доктрина не проверяется на истинность и справедливость. Основывается или традицией или целью. Специализированные нормы с т.з. доктрины не имеют результатов действия, юридически ничего не нормируют, но с т.з. догмы – мы не можем так утверждать. Догма нормирует профессиональное сознание юриста, создает правила понимания.

3. наука права. Не создает в отличие от доктрины эпистимологических императивов. Задача науки понять, установить тенденции, предложить модели, которые позволяют объяснить поведение того или иного объекта и предсказать поведение объекта в некотором будущем. Наука объясняет и предсказывает.

4. философия права. Основная задача – найти идеал юридический или идеальны образ права. Философия не имеет инструментария обоснования идеала, работает в форме рассуждений и убеждений.

 

Римское право – практики. Глоссаторы и постглоссаторы – догма, право университетов. в 19 в завершилось строение юридической догматики – она оформилась, приняла структуру и с тех пор практически не изменилась. На то она и догма.

Если понятия нет, то термин начинают изобретать. То, что мы находим в законодательстве – юридическая догма, основания. Базис, изложенные условия в норме – доктрина. современный кодекс много вобрал в себя из доктрины. жестко разделить юридически догму и доктрину нельзя. Догма может перерасти в доктрину, а юридические конструкции в догму. вывод – заканчивается постглоссаторская эпоха.

16-18 в. В Европе происходит:

Политэкономический процесс. Такое состояние Европы когда диактолизирует доктринальные и догматические проблемы и на первое место выходят политико – правовые проблемы. Это легко отследить и по философской мысли: Вольтер, Локк, кант. Гегель.

Начинается обоснование форм и моделей государства. Начинает формироваться сообщество государства. Гуго Гроций – основная работа О праве войны и мира.. задача: дать некоторые основные политические модели, которые были бы понятны. Г. Гроций пытается найти идеальный порядок. Но он не найден. Причина неудач в порядке у юристов Гроций обосновывает тем, что юриспруденция не наука, и не может решить тот класс проблем, которые перед ней.. 16-18 в - это время когда религия сдвигается к науке. Появляется идея построить юридическую науку по образу и модели ньютоновской механики. Идею не приняли. Но попытки были предприняты.. в результате этой работы появилась оппозиция. Высшая юрисдикция – Г. Гроций свои разработки научного типа. Низшая – догма.

(11в- догма, 16в- философия, 19в –наука)

Юриспруденция.

Юридическая догма + доктрина права = юридический позитивизм.

Юридический позитивизм – возникает из оппозиции. Традиционной оппозиции у школы естественного права, где традиционная оппозиция утверждается. Что юриспруденция должна заниматься.

Приведение в нормальное состояние для юридической практики. Юридический позитивизм не создает. Он является постоянным в сознании. Юридический позитивизм – знание в форме законов. Юридический позитивизм – в большей степени техническая работа.

Юридический позитивизм – величайшее завоевание юриспруденции.

Великобритания - когда королевская власть получает достаточно возможности распространить конкретную ситуацию под общее право – так появляется прецедент..

Различные познавательные традиции. Позитивизм, герменевтика.

Юриспруденция при отождествлении с наукой.

Могут быть получены знания об объекте взаимо искажающие. Тогда появилась традиция различать объект и предмет. Объект не равен предмету.

При этом надо понимать что объект и предмет – разные отношения, но ни различение на уровне равно существующих феноменов (одно и то же, но интерпретируемое разными способами). Объект – познаваемый фрагмент реальности и предмет, как независимо его изображение (фрагмент реальности предмета)

Объект всегда описан в языках философии. Любая наука развивается в рамках независимой философской системы. Объект описывается во всем многообразии своих естественных связей и законов и это может быть только в естественном языке (господство описано Платоном)

Предмет науки – описание определенной среды или аспекта, проекции объекта на языке данной науки.

При различении объекта и субъекта должно быть:

ü Эмпирические образования

ü Язык объекта не равен языку предмета

ü Конструкции языка не равны конструкциям предмета

Различать предмет и объект не всегда нужно. Различение объекта и предмета обязательно при научном исследовании, так как здесь начинают появляться понятия. Понятие – это то чего в природе не существует. В объекте этого нет.

 

Понятие основная единица философии структурирует предмет науки. Задача научного предмета смоделировать свойства и качества объекта. Понятия необходимо перевести в область практики.

Юридическая догматизация – догматизация некоторых форм мышления. Догматизация форм мышления определила основную черту юридической догмы.

Право: идея – норма – отношения. Догматизируется часть нормы – отношения.

Догматизация норм приводит к стабилизации общественных отношений; рационализация ведет к возникновению истории. Греческая цивилизация не является историчной. Европейская цивилизация исторична. Именно поэтому у европейской цивилизации появляется огромный потенциал развития (возникновение права).

Всегда должен быть баланс между развитием и стабильностью. Европейская цивилизация нашла этот баланс в праве. Стабильность на основе норм позволяет развиваться. Но науки пока еще нет.

16-17 века – первая научная революция, которая меняет европейское мировоззрение. Происходят изменения, связанные с появлением новых философских рефлексий (Декарт) и появлением науки (Галилей, Ньютон). Это эпоха фундаментальных социальных преобразований в Европе. Эпоха преобразований была обусловлена именно появлением научного типа сознания – классического научного сознания (развитие физики). Основные постулаты:

· Создание идеальной модели;

· Экспериментальная проверка.

Начинает работать научное сознание.

Появляется желание у определенных кругов юристов походить на ученых, т.к. наука приобретает социальный авторитет, прорыв в инженерной области. Наука – альтернатива религии. Возникают течения, которые стремятся сделать наукой юриспруденцию. Представитель Гуго Гроций. Право - система, которая обладала всеми достоинствами ньютоновской механики. Механика позволяла рассчитать поведение физических тел с достаточной вероятностью.

Гроций хотел сделать право эффективным инструментом социального развития. Но наука начинается с элементарной единицы мышления. В механике это движение, скорость, ускорение и т.д. – основные начала механики.

Гроций: «Глоссаторы и постглоссаторы, находясь в подчинении церкви и логики, исказили римское право, необходимо обращаться к нему и изучать сначала».

Когда начинает искать элементарную единицу выходит на субъекта и атрибутирует его неотъемлемыми правами. С этого момента юридическое сознание раскалывается на два лагеря:

техническая юриспруденция;

юридическая наука, догматическая юриспруденция.

 

Как устроена наука в современности?

Наука права и юридическая догма.

ФП

НП

ЮД

Наука как область юридической мысли – все три сферы.

Первый вопрос научного исследования, который встает перед исследователем – как начать по этому поводу думать? В реальной исследовательской практике об этом не задумываются, а в силу нахождения в некоторой исследовательской традиции, принадлежности к какой-то научной школе, воспроизводят те образцы, парадигму, в которой мы находимся. К основанию своих исследований мы не обращаемся. Насколько это правильно не обсуждается. В процессе исследования юристы, как правило, с трудностями исследовательского порядка не сталкиваются.

Юристы смотрят на феноменальность незамутненным бытовым взглядом. Юристы пишут исследования, которые никакого отношения к действительности не имеют. Это особенность многих социальных наук. Если в естественных науках следование некоторым традициям, школам, парадигмам достаточно корректно и не требует каждый раз обращения к предельным основаниям своего мышления, поскольку там парадоксы очевидны и представлены как некоторая феноменология, то у юристов этого нет

Культурное значение юриспруденции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: