Материальная культура казахов в XVIII-XIX ВВ

 

Состояние материальной культуры казахов в XVIII-XIX вв. определялось уровнем экономического развития общества. На весь ход его развития накладывало свой отпечаток кочевое скотоводство как главный фактор в развитии экономики казахов-кочевников. Немаловажное значение в этом отношении имело также развитие земледелия, торговли и прогрессивное влияние соседних народов.

Одним из важных элементов материальной культуры казахов являются орудия труда, связанные со скотоводством и земледелием, домашними про­мыслами и ремеслом. Кочевое скотоводство не требовало сложных орудий труда. Для ловли лошадей пользовались укрюками (курык), арканами; из кожи или конского волоса сами делали путы (тусау) и треножники (шщер), для привязи жеребят и верблюжат готовили толстые арканы (желО, недоуз-ки (нокта), привязь для ягнят (коген), различные сбруи для верховой езды; для водопоя скота изготавливали бадью (кауга), корыта (астау), ножницы для стрижки овец (кырыктык) и т. д. Все эти примитивные орудия труда, за исключением верховой сбруи, изготавливались самими скотоводами. В кон­це XVIII в. в Казанской степи постепенно распространялась русская коса-литовка для заготовки сена на зиму. В середине XIX в. кроме косы-литовки широкое распространение получили и покупные железные вилы.

На территории Казахстана издавна существовали древние очаги по­ливного и богарного земледелия. В связи с этим у казахов бытовали при­митивные виды орудий земледелия. Так, к пахотным орудиям относятся coxa (Ticarain), борона-жердь (мала); уборочным — серп (орак), дере­вянные вилы (аша), деревянные лопаты (курек), метелки из прутьев (шар сыпырткы); для полива пашни пользовались различными водоподъем­ными приспособлениями (атпа, шыгыр), кетменями и лопатами, кото­рые делали местные мастера.

Основные орудия труда у казахов, связанные со скотоводством и земле­делием, за исключением верховой сбруи, для всей территории Казахстана были идентичными.

Казахские седла как по внешней форме, так и по технике изготовления имели свои местные особенности, по которым можно определить их типы с соответствующей терминологией. Самым распространенным видом седла является т. н. «казахское седло» с широкой передней лопастью, выточенной из березы. Такие ленчики состояли из пяти составных частей - из передней и задней лук (алдынгы кас, арткы кас), из двух боковых планок (каптал) и из средней планки (орта ағаш). Деревянную основу ленчиков тщательно обрабатывали, а зажиточные слои населения богато украшали его сереб­ром, позолотой и цветными камнями. Особенно роскошно украшались жен­ские седла.

В Южном Казахстане был распространен вид седла - т.н. «куранды ер» (составное седло), которое состояло из 22 составных частей и каж­дый из этих элементов имел свое название. Все эти части соединялись при помощи клея, обтягивались сверху верблюжьей кожей (кен) или волокнами сухожилий(тарамыс) и берестой, украшались серебром и позолотой.

Изготовление верховой конской сбруи было делом особых мастеров (epші), которые работали как у себя дома, так и у заказчиков. Они дела­ли не только ленчики, но и весь комплекс (потник — токым, подхвост­ник — куйыскан, нагрудник - емілдірік, узду - жуген, подпруги - айыл, тартпа, стремена - узеңгі, таралғы, плети — камшы и т. д.) конской сбруи и богато их украшали.

Самым доступным видом оружия являлся трехметровый «сойыл» (жердь), затем «шоқпар» (в виде длинной булавы из крепкого дерева - ыргай). Наи­более состоятельные казахи имели боевую секиру (айбалта), лук (садак) со стрелами (ок) и колчаном (корамсак). Влиятельные предводители и батыры имели панцирь (сауыт), щит (калкан), саблю (кылыш, наркескен, селебе, сапы) и копье (найза, сунп) с металлическим наконечником. Очень редки­ми были среди казахской знати самодельные фитильные ружья. До середи­ны XIX в. во время охоты применялся лук (салак), но во второй половине XIX в. лук со стрелами почти исчез из быта казахов. Зато в это время не­сколько увеличивается число различных огнестрельных ружей, приобретае­мых в России и Центральной Азии.

Господство кочевого натурального хозяйства у казахов способствовало развитию различных видов домашнего ремесла: ткачества, кошмоваляния, обработки дерева, металла, кожи и рогов.

Ткачеством и кошмовалянием занимались преимущественно женщи­ны, которые изготовляли в основном мягкие предметы домашнего уб­ранства: ковры (кшем), паласы (алаша), армячины (шекпен), различные ленты для юрты (басқұр, бау), войлочные ковры (текемет, тускиіз, сыр-мак.), войлочные мешки (аякқап) и т. д.

С обработкой дерева, кости, рогов и кожи связана деятельность муж­чин-мастеров по изготовлению деревянного остова юрты (үйші), седел (ерші), кузнецов и ювелиров (уста, зергер), сапожников (етікші) ит. д. Имея довольно примитивные орудия труда, мастера-ремесленники создавали различные предметы быта и культуры, являющиеся шедеврами прикладно­го искусства у казахов.

Основным видом жилища у кочевых казаков была войлочная перенос­ная юрта (киіз үй). Это одно из древнейших жилищ кочевников Евразии. В условиях кочевой жизни юрта была очень удобной формой жилища. Она легко и быстро ставится и разбирается, удобна для вьючной перевозки, ле­том в ней прохладно, а зимой тепло.

Типы казахских юрт опреде­лялись главным образом их ве­личиной, т. е. количеством бо­ковых решеток (кepere), кото­рые в собраннойюрте именова­лись крыльями (канат). Количе­ство канатов доходило от 4-х до 12-ти и более.

По внешней форме казахские юрты были куполообразными и коническими. Первые были рас­пространены "в западном, север­ном, центральном и восточном, а последние - в южном и юго-восточном регионах Казахстана. Подобные формы казахской юрты зависели от величины верхнего круга (шанырак) и более или менее выгнутых нижних концов купольных реек (уык).

Деревянный остов юрты состоит из решетчатой стены (кереге), куполь­ных реек (уык), купольного круга (шанырак.) и навесной войлочной двери (есж) с дверными рамами (босага).

Войлочный покров юрты состоит из 3-4 прямоугольных кусков вой­лока (туырлык) для покрытия стен, из 2-3 трапециевидных кусков вой­лока (узік) для покрытия купольной части и из квадратного куска (түндік) для покрытия купольного круга и навесной войлочной двери (есік). Войлочный покров юрты изготавливается преимущественно из белой овечьей шерсти.

По долинам рек и горным ущельям, где находились зимние стоянки, строился постоянный тип казахских жилищ. Это были юртообразные на­земные строения из камня (шошала), из камыша (догара), прямоугольные землянки и полуземлянки (жер-кепе, жертөле), наземные прямоугольные жилища из дерна (шым үй) и глинобитные строения (соқпа там). В лесных районах Казахстана появились деревянные шестигранные шошала и одно­камерные избы русского типа.

Развитие оседлого жилища на зимовках, увеличение количества поме­щений и влияние русской культуры внесли значительные изменения в уб­ранство жилого помещения. Кроме традиционных деревянных ящиков -кебеже, подставок для мягких вещей - «жук-аяк» и старинных кроватей без спинок - «төс ағаш», появились в быту казахов застекленные посудные шкафчики, деревянные кровати со спинками, различной величины сунду­ки с внутренними замками.

Казахская национальная одежда сохранила свои самобытные этногра­фические черты. Основным материалом для одежды служила шерсть и кожа домашних животных Значительную часть одежды шили из хлопчатобумаж­ных, шелковых и др. тканей. Изменения коснулись покроя и форм нацио­нальной одежды. Мужчины носили длинные рубахи (көйлек) туникообразного покроя, с вертикальным разрезом на груди и довольно широким от­ложным воротником. Мужские нижние штаны (дамбал) шились из белой бумажной ткани, с широким шагом и совершенно глухим в поясе. Верхние шаровары (шалбар), сшитые из армячины, по своему покрою были анало­гичны нижним, но гораздо шире и свободнее. Кроме того, летом носили

шаровары из выделанной козлиной кожи, типа замши; нижние концы шта­нин были с небольшими разрезами с боков и украшались вышивкой. Наи­более распространенным видом верхней одежды мужчин являлся чапан, который в большинстве случаев изготовлялся из защитной фабричной тка­ни, а зажиточные казахи шили из разноцветного бухарского шелка, бархата с матерчатой подкладкой. Чапаны были летние и зимние.

Казахи изготовляли также красивые «мауыты шапан» и «мауыты шек-пен». Их шили из тонкой верблюжьей армячины с боковыми орнаментиро­ванными разрезами снизу.

Одним из универсальных видов верхней одежды, носимой преимуще­ственно осенью и зимой мужчинами всех возрастов, был «шекпен», кото­рый шили из домотканого верблюжьего или овечьего сукна. Летний шек­пен изготовлялся более легким икоротким.

Самым древним видом зимней верхней одежды казахов, широко быто­вавшим во всех областях Казахстана, являлся «куш», изготовлявшийся из верблюжьей или овечьей шерсти весенней стрижки (жабағы жүн), которую простегивали узкими полосами сверху вниз. Покрывали ее тканью разного качества, нередко и армячиной (шидем күпі).

К числу более дорогой верхней зимней одежды относится шуба (ішік) из различных мехов зверей и домашних животных. Основная масса казахско­го населения довольствовалась шубами из мерлушек (елтірі ішік) и из шкур 4-месячных ягнят (сеңсең ішік). Все эти виды шуб непременно покрыва­лись различной тканью в зависимости от состоятельности владельца.

Очень распространенным и всем доступным видом зимней одежды у казахов были выделанные из овчины полушубки (тон), сшитые шерстью вовнутрь.

Широко бытовали у казахов несколько разновидностей зимней кожа­ной одежды для мужчин - т. н. «жарғақ». Он был трех типов: «такыр жар-гак», «құлын жарғақ» и «тайжақы». Казахские баи носили т. н. «такыр жар-гак» из самодельной замши, выделанной из шкур взрослого козла (серке), который нередко расшивался сверху шелковыми вышивками. «Кулын жар­гак» - это тип дохи из жеребячьих шкур шерстью наружу. Для этого подби­рали шкуры только одной масти, преимущественно черной, нередко они шились на матерчатой подкладке. Для табунщиков изготовляли т. н. «тай­жакы» — большой тулуп из шкур годовалого стригуна, шерстью наружу и без подкладки. Все эти виды жарғаков отличались свободным покроем, что­бы можно было их одевать сверху теплой зимней одежды.

Основной обувью у казахов были кожаные сапоги, ичиги с калошами (кебіс). В XVIII в. бытовали у казахов летние сапоги с высоким каблуком и загнутым вверх острым носом, но во второй половине XIX века они встре­чались редко. Основной зимней обувью мужчин всех возрастов были высо­кие сапоги с войлочным чулком (саптама етік) на низком и широком каб­луке. Более зажиточные казахи зимой и летом носили мягкие кожаные ичиги (мәсі) с кожаными калошами (Kебіс). Все эти виды обуви шили на одну ко­лодку, без различия на левую или правую ногу. Все взрослые мужчины но­сили на бритой голове маленькую шапочку-тюбетейку (такия). Сверху тю­бетейки надевали шапку (берік) с плоским верхом и с меховым околышем. Соответственно с используемым мехом, подобные шапки так и называ­лись - из лисьих лапок (бұшпақ бөрік), из шкур куницы (сусар бөpiк), из мерлушки (елтірі бөpікі и т. д. Кроме того, в летнее время поверх тюбетей­ки надевали белые войлочные шляпы (калпак) с высокой макушкой,

Самым распространенным по всей территории Казахстана зимней шап­кой у казахов был «тымак». Состоял он из тульи (тебе) и четырех больших лопастей. Лопасти обшивали лисьим мехом или мерлушкой. Тымак был наи­более надежным зимним-головным убором мужчин.

Женский костюм щепмного общего с мужским, как по покрою отдель­ных видов одежды, так и по материалу, который шел на их изготовление.

Женские рубахи шили туникообразными, т. е. без шва на плече, с широ­ким отложным воротником и длинными широкими рукавами. Грудной раз­рез украшался вышитым узором «өнір». Платье девушки или молодой жен­щины отличалось от рубахи пожилой женщины, как по покрою, так и по материалу. Оно шилось с оборкой (кос етек), со стоячим воротником, с план­кой, застегиваемой на пуговицы. Рукава суживались к кистям. Женщины всех возрастов носили поверх рубахи безрукавки «жеңді камзол», сшитый из разной фабричной ткани, исходя из достатка и возраста женщины. Сверху безрукавки женщины также носили камзолы с рукавами (жеңді камзол), по покрою не отличавшиеся от мужских камзолов.

Верхней женской одеждой служили халаты наподобие мужских. Со­стоятельные женщины имели шелковые чапаны с ложными рукавами. Жен­ские шубы (ішік) отличались от мужских только тем, что у них оторачива­лись воротники.

Женский кожаный широкий пояс (кемер белбеу) богато украшался се­ребром, позолотой, драгоценными камнями и цветными стеклами. Застеги­вался он специальной металлической пряжкой тонкой ювелирной работы или перламутровыми пуговицами.

Обувью женщин всех возрастов в основном были ичиги (мәсі) и калоши (кебіс). Девушки и молодухи нередко носили легкие сапожки на высоких каблуках с острыми, слегка загнутыми к верху, носками.

Женские головные уборы, в зависимости от возраста женщины и ее по­ложения в семье, редко отличались один от другого. Летом девушки носили сшитую из цветного плиса, шелка и бархата тюбетейку (такия) круглой фор­мы с плоским верхом, которая богато украшалась орнаментальной вышив­кой. Зимняя девичья шапочка (бepiк) отделывалась широкой оторочкой из меха выдры, бобра, куницы и мерлушки. Самым дорогим женским голов­ным убором считался свадебный головной убор невесты - «саукеле», кото­рый богато украшался драгоценными металлами, камнями и мехом.

Основной головной убор замужней женщины - «кимешек» изготовлял­ся из белой бумажной ткани.

Казахские женщины из зажиточных семей носили множество украше­ний из серебра и золота, дорогих камней и перламутра. Это дорогостоящие кольца, перстни, браслеты, серьги, различные подвески к косам и одежде, ожерелья и бусы, нагрудные украшения и т. д.

Скотоводческий быт казахов отчетливо проявлялся в их пище и утвари. Основным питанием являлись мясо-молочные продукты. Только для бед­ных семейств, не имеющих достаточного поголовья скота, земледельческие продукты имели решающее значение. Зимой казахи питались преимуще­ственно мясом, мучными изделиями, сушеными сырами и т. д. В конце но­ября и начале декабря казахи заготавливали мясо на всю зиму, что называ-

лось «соғым». В виде колбас из конской реберной части готовили «пазы», «карта», из мелких кусков мяса и сала — «шужык,»- Излюбленный напиток казахов - кумыс изготовлялся из кобыльего молока путем заквашивания свежего молока в специальной кожаной посуде (саба).

Из верблюжьего молока готовили питательный заквашенный напиток — «шубате. В северных районах Казахстана его называли просто верблюжьим кумысом, а в южных - «кымран».

Из кипяченого молока готовили кислое молоко - «катык», «айран» для повседневного употребления. Излишки кислого молока сливали в деревян­ную кадушку (kyбi), что называлось «іркіт» Иркит кипятили в большом казане до загустения. Этот сгусток процеживали в мешке, получали тво­рожную массу и из нее сушили сырки на зиму - «кұрт», «сықпа» и «ежігей».

Из цельного молока казахи делали творог - «ipiмшiк». Для этого парное молоко кипятили с закваской до свертывания. Полученный белый творог (ак ipiмшiк) заправляли солью и сливочным маслом и подавали на стол.

Бытовали у казахов еще некоторые виды молочной пищи, приготовляе­мые из овечьего молока в полевых условиях пастухами отары - «койырт-пак» и «корыктык». Уходя утром с отарой, пастухи брали с собой немного кумыса, а в поле, подоив овец, сливали молоко в торсык с кумысом. К вече­ру из этой смеси получался очень питательный напиток - т. н. «кдйырт-пак», который употреблялся как в горячем, так и в холодном виде.

Развитие среди казахов земледельческого хозяйства привело к значи­тельному употреблению в пищу просяных круп и пшеницы.Из просяной крупы бедные жатаки варили кашу (ботка) на молоке и масле или же делали похлебку (тары коже), преимущественно на молоке, редко с мясом.

Из пшеничной муки жарили баурсаки, пекли хлеб, готовили тесто для мясных блюд и др. мучные изделия. Пшеницу употребляли в пищу в жаре­ном, толченом виде, а также готовили из нее и похлебку (бидай кеже). Для этого пшеницу, слегка смачивая водой, толкли в ступе, очищая ее от кожу­ры, а затем жарили ее в чугунном котле и толкли в ступе, превращая в по­рошок (талкан), который употребляли в пищу с горячим молоком или сли­вочным маслом. Очищенную от кожуры пшеницу также жарили в жире и подавали к чаю или из нее готовили молочную похлебку (бидай кеже). Упот­ребляли ее в горячем и холодном заквашенном виде.

Посуду и утварь казахи делали преимущественно из небьющихся мате­риалов: из дерева, кожи, шерсти, войлока и армячины. В специальных вой­лочных сумках (аяк, кап), орнаментированных с лицевой стороны цветной аппликацией, хранили посуду при кочевках. Для сыпучих продуктов изго­товляли мешки из армячины. Копченое мясо и сливочное масло хранили в деревянных ящиках (кебеже).

Для содержания и перевозки кумыса из копченой конской кожи делали различную по форме и величине посуду. Самый большой кожаный сосуд для хранения кумыса - «саба» представляет собой кожаный мешок кони­ческой формы с широким квадратным основанием и узкой, длинной горло­виной. Для верховой перевозки кумыса делали также сосуд из цельносня-той шкуры козла - т. и. «мес». Из кожи изготовляли также ведра-подойни-ки (кенек). В быту казахов широко применялись и деревянные виды посу­ды. Так, березовые большие миски (тегене), деревянные чаши (шара, аяк, тостаган). леревянные черпаки (ожау) для кумыса, огромные корыта (ас-

тау) для супов и мяса, объемистые деревянные блюда (табак) для подачи мяса и т. д. Из металлической посуды самым распространенным и необхо­димым в жизни казахов был покупной чугунный котел (казан) различной величины. Самые большие Котлы назывались «тай казан» (котел, вмещаю­щий мясо годовалого стригуна). Котел устанавливался над огнем на желез­ной треноге (ошак) или в земляном очаге (жер ошак). Таким образом, в конце XVIII — в первой половине XIX вв. в материальной культуре казахов сохранились традиционные особенности, обусловленные кочевым и полу­кочевым образом жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: