Тема 2. Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов

- Инструкция №ДЧ-1835 от 19.10.2001, глава 1 «Габариты погрузки. Негабаритные грузы. Классификация негабаритных грузов».

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПЕРЕВОЗКЕ НЕГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ, ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,

ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДЧ-1835 от 19.10.2001

Глава 1

Габариты погрузки. Негабаритные грузы.Классификация негабаритных грузов

1.1. Грузы, подлежащие перевозке на открытом подвижном составе общих условиях в пределах сети железных дорог колеи 1520 мм государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики не должны превышать очертания габарита погрузки (рис. 1.).

1.2. Грузы, размещающиеся в пределах длины пола универсальных платформ (база не более 9,72 м) и 4-осных полувагонов, допускается грузить льготному габариту погрузки (рис. 2).

Порядок, условия и область применения льготного габарита погрузки устанавливаются Техническими условиями погрузки и крепления грузов (ТУ).

1.3. Погруженный на открытый подвижной состав с высотой пола уровня головок рельсов (УГР) 1300 мм, груз является габаритным, если он учетом упаковки и крепления не выходит за пределы габарита погрузки и а длина не превышает значений, указанных в табл. 1.1 ТУ, при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном пути и совпадения в одной вертикально плоскости продольных осей вагона и пути.

1.4. Наименьшее допускаемое расстояние от уровня головок рельсов нижних частей грузов (клиренс) должно быть не менее 150 мм. Для грузов, перевозимых на подвижном составе с базой более 17 м и пропускаемых через сортировочные горки, размер 150 мм должен быть проверен дополнительно и условия прохождения вагоном горба горки с вертикальной кривой 250 м в соответствии с Инструкцией по применению габаритов подвижного состава ГОСТ 9238-83 или другими, действующими на дорогах нормативными документами.

Для грузов, перевозимых на транспортерах сочлененного типа, указанные на рис. 1 размер очертания габарита погрузки по высоте 380 мм допускается уменьшить до 340 мм (показано штриховой линией) по аналогии с минимально допускаемой габаритом 1-Т высотой для нижних частей подвижного состава.

1.5. Груз является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути превышает очертание габарита погрузки, или его геометрические выносы в кривых за пределы габарита погрузки превышают геометрические выносы в соответствующих кривых расчетного вагона*).

*) Расчетный вагон - вагон с длиной рамы 24 м и длиной базы 17 м.

Базой вагона называется расстояние между направляющими сечениями, за которые принимаются, у 2-осных вагонов - сечения по осям колесных пар, у 4-, 6- и 8-осных вагонов - сечения по оси пятников грузов.

Геометрическим выносом груза или подвижного состава называется отклонение его от продольной оси пути в кривой без возвышения наружного рельса при установке подвижного состава в кривой по хорде.

1.6. В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности (рис.3):

- зона нижней негабаритности - на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1399мм - при расстоянии 1626 2240 мм;

- зона боковой негабаритности - на высоте от 1400 до 4000 мм (включительно);

- зона верхней негабаритности - на высоте от 4001 до 5300 мм.

Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от уровня головок рельсов от 4001 до 4625 мм на расстоянии от оси пути от 1625 мм до границы "зоны" негабаритности (рис.3).

1.7. В зависимости от величины выхода негабаритных грузов за габарит погрузки (рис.1) в указанных в п.1.6 основных зонах установлены следующие степени негабаритности грузов:

в нижней зоне негабаритности - шесть степеней;

в боковой зоне негабаритности - шесть степеней;

в верхней зоне негабаритности - три степени.

Очертания степеней негабаритности показаны заштрихованными площадями (рис. 4-10).

Координаты переломных точек (горизонтальные расстояния х от оси пути и вертикальные расстояния у от уровня головок рельсов) предельных очертаний указанных выше степеней негабаритности приведены в табл.П.1.1 приложения 1 к настоящей Инструкции.

Порядок отнесения конкретного негабаритного груза в погруженном состоянии к определенной степени негабаритности изложен в приложении 1 к настоящей Инструкции.

1.8. Степень негабаритности груза должна устанавливаться не только с учетом нахождения его на прямом пути, но также с учетом прохода вагоном кривых участков пути. Если геометрические выносы груза в кривых превышают геометрические выносы в этих кривых расчетного вагона, то по условию прохода кривых данный груз может иметь расчетную негабаритность.

Расчетная негабаритность должна определяться грузоотправителем для грузов:

- длинномерных, когда величина отношения их длины к базе подвижного состава составляет более 1,41;

- перевозимых на сцепах платформ;

- перевозимых на транспортерах с базой 17 м и более.

Методика определения расчетной негабаритности приведена в приложении 2 к настоящей Инструкции.

1.9. Груз, превышающий предельные очертания зон негабаритности, а также габарит погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм от УГР), называется сверхнегабаритным.

В соответствии с зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.

Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени осуществляется с контрольной рамой. Порядок пропуска грузов с контрольной рамой изложен в главе 3 настоящей Инструкции, а требования к ее изготовлению и установке - в приложении 3.

1.10. Для указания в перевозочных документах, а также поездных, выдаваемых из ЭВМ, данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов вводится понятие индекс негабаритности груза, который состоит из 5-ти знаков.

Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности груза в соответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.

Обозначения в индексе негабаритности:

1-й знак - всегда буква Н (негабаритность);

2-й знак - степень нижней негабаритности, может принимать значение от 1 до 6.

3-й знак - степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6.

4-й знак - степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3.

5-й знак - вертикальная сверхнегабаритность, имеет значение 8.

Отсутствие негабаритности в любой зоне, в т.ч. и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечается цифрой "О" в соответствующем знаке индекса негабаритности.

Например: Индекс негабаритности Н8480 означает, что негабаритный груз имеет нижнюю и верхнюю сверхнегабаритность, боковую негабаритность 4-й степени, а вертикальная сверхнегабаритность отсутствует.

В натурном листе и телеграмме-натурном листе рядом с номером поезда проставляется индекс негабаритности поезда, т.е. буква Н и коды наибольших степеней нижней, боковой и верхней негабаритности (с учетом расчетной), а также код вертикальной сверхнегабаритности (0 или 8) грузов, имеющихся в составе поезда.

 

Контрольные вопросы:

1. В каком случае груз является негабаритным?

2. Какой груз называется сверхнегабаритным?

3. Какие установлены зоны негабаритности?

4. Сколько степеней негабаритности в каждой зоне??

5. Что обозначают знаки индекса негабаритности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: