Школа и педагогическая мысль 2 половины 18 в. (И.И. Бецкой, Н.И Новиков. А.И. Радищев и др.)

После смерти Петра I во времена царствования его преемников – Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, отчасти Елизаветы Петровны – учебные заведения, открытые в петровскую эпоху пришли в упадок. Главный акцент сделался на развитии сословных учебных заведений. Общедоступных начальных школ для детей всех сословий от 10 до 15 лет открыто не было. Цифирные школы с 1744 г. окончательно сошли на «нет» и слились с гарнизонными, архиерейскими школами. Вновь открывающиеся учебные заведения стали привилегированными, сословными, закрытыми, только для детей дворян.

В дворянской среде было популярным домашнее воспитание. Гувернеры и воспитательницы были, как правило, иностранцами. Они учили детей светским манерам и основам наук. Если мальчики из дворянских семей в дальнейшем могли продолжить свое обучение в закрытых сословных учебных заведениях, то для девочек домашнее воспитанием было единственно доступным. Лишь позднее стали открываться пансионы для девочек по западноевропейским образцам.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. стало царствование Екатерины II (1729 – 1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Вступление России, вслед за Европой, в эпоху Просвещенного абсолютизма, приобрело своеобразные черты, привнесенные как особенностями русской истории, так и незаурядной и противоречивой личностью императрицы. Императрица Екатерина II поощряла развитие образования и состояла в переписке с европейскими мыслителями – Дидро, Вольтером, Гельвецием. Изучала «Мысли о воспитании» Джона Локка.

Екатерина II была хорошо знакома с педагогическими идеями своего времени не только теоретически. Она была педагогом-практиком, занимаясь воспитанием своих внуков – Александра (будущего императора) и Константина, фактически отнятых у родителей Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. В основу подготовки наследников российского престола Екатериной II были положены идеи англичанина Дж. Локка и отчасти швейцарца Ж.Ж. Руссо, идеи воспитания джентльмена и свободного воспитания. Коллектив лучших педагогов во главе с ловким царедворцем графом Н.И. Салтыковым воспитывали мальчиков по приказу императрицы достаточно жестко. Температура в их комнатах не превышала 14 градусов по Цельсию, промоченные ноги не были поводом для переодевания, а желание перекусить детей между обычными приемами пищи удовлетворялось куском черного хлеба. Для мальчиков был создан огромный выбор занятий – от рыбной ловли и гребли до ремесел, игр и учебы.

Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в. стал так называемый «Наказ Екатерины II». Согласно этому документу, каждый гражданин страны в зависимости от того сословия, в котором он родился, должен был осознавать и исполнять перед государством и обществом свои обязанности. Задача формирования такого законопослушного гражданина возлагалась на правильное воспитание, которое начиналось с раннего возраста, прежде всего на основе развития глубокого религиозного чувства. Страх Божий, внушаемый с детства, должен был служить основой приучения ребенка к выполнению функций, соответствующих его сословию, а также формировать чувство патриотизма, уважения к законам и правительству. Одним из главных качеств личности считалось трудолюбие, направленное на благо государства и общества.

Принцип сословности воспитания и образования мог быть реализован в учебно-воспитательных учреждениях, предназначенных для разных категорий учащихся. В них должны были воспитываться просвещенные, трудолюбивые, преданные монарху граждане, получавшие знания, необходимые для исполнения своих обязанностей представителем каждого сословия. В 1732 году в Петербурге открывается Сухопутный Шляхетский корпус, в 1752 году – Морской кадетский корпус, в 1759 – Пажеский корпус. Постепенно эти учебные заведения стали элитарными, а закончив их, выпускники пополняли армейских офицеров.

Одним из тех, кто участвовал в реализации идей Екатерины Великой в области просвещения, был Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795) – военный, педагог, получивший образование за границей. Именно ему императрица поручила подготовить проект создания в России государственной системы воспитательно-образовательных учреждений для детей различных сословий. В 1764 г. И.И. Бецкой представил Екатерине II документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей французских просветителей. И.И. Бецкой надеялся, что через воспитание (специальные учебно-воспитательные заведения закрытого типа) он создаст в России новую «породу людей», которые будут просвещенными, законопослушными и преданными своему монарху. С этой целью в Москве и Петербурге создаются закрытые учебно-воспитательные учреждения сословного характера для детей от 5–6 до 17–20 лет – Московский Воспитательный дом для детей-сирот (1764), Петербургский воспитательный дом (1770), Смольный институт благородных девиц (1764), воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764), коммерческое училище (1773). Создание единичных учебных заведений в целом не изменило ситуацию в российском просвещении второй половины XVIII в. Проект И.И. Бецкого натолкнулся на отсутствие подготовленных учителей нехватку учебников, недостаточное финансирование.

Особое внимание Екатерина II отводила развитию в России женскому образованию. Смольный институт благородных деви ц стал первым в Европе женским средним учебным заведением. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное и физическое. После его окончания выпускницы наделялись определенными привилегиями, им выдавались средства на первоначальное самостоятельное существование. Следует отметить, что при Екатерине II президентом Академии наук на протяжении 13 лет была княгиня Екатерина Дашкова (1744 – 1810), которая внесла значительный вклад в развитие не только отечественной науки, но и образования. Ей принадлежит педагогический труд «О смысле слова «Воспитание».

Видным представителем российского просвещения второй половины XVIII в. был Николай Иванович Новиков (1744 – 1818). Он сыграл большую роль в деятельности «Типографского общества» при Московском университете. Общество собирало пожертвования на организацию книжных лавок, типографий и библиотек, занималось изданием детской литературы. В трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783) Н. И. Новиков доказывал возможность формирования активной, добродетельной личности путем гармоничного образования и воспитания. В полемике с Екатериной II, приведшей журналиста к заточению в Петропавловскую крепость он обвинял императрицу в защите крепостничества и лицемерия.

С резкой критикой государственной образовательной политики Екатерины II выступил Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). В своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он доказывал, что ни государство от подчиненных, ни родители от детей не могут требовать слепого подчинения. Как человек, видевший путь к изменению мира через ниспровержение существующего строя, он выступал за политическое воспитание детей, за подготовку их к борьбе за переустройство общества. За свои взгляды прогрессивный писатель был сослан в Сибирь.

Неудовлетворенность ходом преобразований в 80-х гг. XVIII в. вызвала необходимость разработки нового проекта школьной реформы. Главным идеологом преобразований стал выходец из Сербии Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814), который был приглашен в Россию из Австро-Венгрии по рекомендации австрийского императора. В 1786 г. правительством был опубликован подготовленный комиссией «Устав народным училищам в Российской империи», согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с 2 летним курсом) и главные (с 5 летним курсом обучения) народные училища. Учебный план главных училищ был достаточно разносторонним. В него включались следующие предметы: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, священная история, чистописание, рисование, арифметика, география, грамматика, геометрия, механика, физика, архитектура. При главных училищах рекомендовалось открывать библиотеки, а также учебные кабинеты, в которых должны быть наглядные пособия по физике, истории, математике. В уездных городах открывались малые училища, в которых изучались учебные предметы первых классов главных училищ. Основным учебным пособием для российских учебных заведений стала книга «О должностях человека и гражданина» (1783). В нем была изложена государственная позиция на воспитание учащихся. Ф.И. Янкович принял активное участие в создании учебной литературы, «Букваря». Разработал дидактический трактат «Руководство для учителей народных училищ» (1783). Реформа, проведенная Ф.И. Янковичем де Мариево, оказалась весьма эффективной, способствовала росту числа училищ, массовости образования. К концу XVIII в. в России было уже 315 училищ с общим количеством учеников до 20 тысяч человек. Несмотря на то, что единая система образования в России на протяжении XVIII в. так и не была создана, однако в этот период шел интенсивный поиск и адаптация различных типов школ, развивались традиции обучения и воспитания, которые в дальнейшем составили основу национального своеобразия российской образовательной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: