double arrow

Педагогические идеи С. Шацкого.


Станислав Теофилович Шацкий(1878-1934) – был типичным “вечным студентом”. Окончил естественный факультет Московского университета, потом учился в Консерватории, потом поступил в Петровскую (ныне Тимирязевская) академию и стал любимым учеником Тимирязева. К 1910 году Шацкий был певец, актер, режиссер и агроном. Он был замечательный певец с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор. Его ждали слава, успех, почет, деньги. Но он отказался от всего и решил стать педагогом, чтобы “вернуть детям детство”.

Из гимназии Шацкий вынес тяжелое воспоминание: учитель математики собирался поставить его товарищу–гимназисту единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады. Но он пришел к выводу: так не надо ни учиться, ни учить, есть педагоги от боли и педагоги от радости.

Заняться непосредственной педагогической практикой подтолкнул Шацкого его друг архитектор Александр Зеленко. Он вернулся из путешествия по Америке и привез рассказ о новых способах обучения и воспитания детей, о теориях Джона Дьюи. Зеленко и Шацкий обошли дворников, кочегаров, рабочих Петровской академии и упросили отдать им своих детей на лето. Набралось 15 человек. И они составили первую трудовую колонию в Щелкове, под Москвой. Из этой Щелковской колонии выросли все будущие летние лагеря.

Три важнейшие мысли родились именно в этой колонии Шацкого:

1, воспитание есть организация жизни детей. Воспитывать – не значит поучать, выговаривать, беседовать. Воспитывать – значит особым образом организовать жизнь ребенка. “Трудовая школа есть, по существу, хорошо организованная детская жизнь”, – писал Шацкий. “Просто надо умно устроить жизнь детей, и сама эта жизнь будет их воспитывать”.

2, Ребята, вырастая в этой умно организованной жизни, должны чувствовать, что от них есть какая-то польза, что они уже сегодня улучшают жизнь. У них появляется цель.

3, Для детей всего важнее детское общество. Сверстники влияют сильнее, чем взрослые.

Это было ошеломляющим открытием. В гимназии педагог видел перед собой сплоченный класс. Но против кого сплоченный?. Против педагога. А детский коллектив должен быть помощником воспитателя. “Работать вместе с детьми – это значит признавать громадное влияние на детей детского общества.”. “Руководители должны быть членами колонии подобно детям”.

Здесь все было перевернуто. Педагог не над детьми, а вместе с детьми; педагог и дети – одно общество, у них одна цель. Педагог – друг воспитанника.

После Щелковской колонии Шацкий и Зеленко организуют несколько детских клубов в Москве, что-то вроде домом детского творчества. На средства от пожертвований построили здание, где открыли столярную, слесарную, переплетную, сапожную, швейную мастерские, обсерваторию. Дети с удовольствием шли к ним. Но вдруг их затею запретили, а их арестовали. Выпустили их скоро. Но дело развалилось. Зеленко уехал в Америку, а Шацкий вновь принялся за учение. Он едет в Скандинавские страны, в Германию, Бельгию, Францию, чтобы своими глазами увидеть новое воспитание и самому оценить его. Вернувшись, он опять открывает колонию “Бодрая жизнь”. И вместе со своей женой пишет книгу “Бодрая жизнь”. Эта книга стала первой опытной станцией по народному образованию при Наркомпросе.


Сейчас читают про: