double arrow

Развитие школы и педагогики в России в 20-30-е годы XX столетия.

1. В конце XIX начале XXвв. мировой капитализм вступил в стадию империализма. Это привело к обострению всех жизненных противоречий, что не могло пройти бесследно для образования и воспитания. Основными противоборствующими силами были:

1) царизм, который стремился все оставить по-прежнему в системе образования;

2) буржуазия, которая стремилась к перестройке существующей системы образования, но в своих интересах;

3) пролетариат, крестьянство, поддерживаемые партией большевиков и естественно имеющие свои интересы в этой области.

Все эти силы сходились в одном: развитие капитализма объективно создает предпосылки для развития просвещения. Все стремятся, так или иначе, повлиять на характер просвещения.

Деятельность в этом плане развивается в следующих направлениях:

1. движение за поднятие грамотности населения и в первую очередь народных масс;

2. расширение сети школьных заведений, введение всеобщего образования в России;

В связи с первым направлением в России начинают развиваться различные общества грамотности (в начале века их было около 250). Они организовывают чтение, лекции, музеи, издают доступную литературу, стремятся распространять грамотность. Оживилась работа земств. Они стремятся выделить больше бюджетных средств на организацию и работу школ.

Но поскольку царское правительство всегда боялось просвещения народа, то все эти начинания были уничтожены: общества грамотности закрыты и запрещены, а деятельность земств в этом направлении ограничена. Им разрешалось только 3% от налоговых доходов тратить на просвещение и медицину. А это практически ничего. Взамен было рекомендовано развивать церковно-приходские школы. Преподавали там священники. Грамотности уделялось в них мало внимания. Зато хорошо формировалась покорность. Это привело к плачевным результатам. Вначале XX в. Россия стояла на последнем месте по грамотности.

Гимназия оставалась классической. По–прежнему изучалась латынь, царил надзор полицейских, велись кондуидские книги, практиковалась травля учащихся низших сословий. Между учениками и учащимися была враждебность. Все это вместе взятое создавало неблагоприятную атмосферу в гимназии. Имели место самоубийства среди учащихся. Представители буржуазного сословия создают свои гимназии. Там используются более прогрессивные методы преподавания. Но все они были платными и имели очень высокую плату.

Сохраняются реальные игимназии, но там подготовка имела чисто практический характер. Нужны были преобразования. Но поскольку образование масс всегда связано с государственной политикой, с программой правящей верхушки, то все выдвигаемые проекты в этот период не отличались стабильностью.

После победы Великой Октябрьской соц. Революции начались среди многих преобразований и преобразования в области просвещения. Принимается ряд документов, касающихся организации «новой» школы. «О единой трудовой школе», «О ликвидации неграмотности», «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», «О введении обязательного совместного обучения». Все эти постановления определили основные принципы формирования новой системы просвещения. Все прежние структуры школьного управления уничтожались, закрывались частные учебные заведения.

После гражданской войны началось восстановление сети учебных заведений. В 1920 /21 учебном году их насчитывалось свыше 2 тысяч. Но особых успехов, несмотря на все усилия, достигнуто не было. Доля просвещения в бюджете в 1920 г. доходила до 10%, в 1922 г. она упала до 2-3%. Но постепенно школьное образование начало выходить из кризиса. В 1927/28 учебном году число учебных заведений возросло на 10%, а количество учащихся на 43%. Снизился возрастной ценз учащихся. Была создана единая трудовая школа с 2 ступенями обучения: 1 ступень – 5 лет обучения, 2 ступень – 4 года.

В 1920 г. Наркомпрос опубликовал первые учебные планы, которые послужили основой для определения содержания образования. В этих планах были представлены основы наук как гуманитарного, так и естественного и экономического циклов. Так, в 1921 году появляется программа о литературе. Она вышла под редакцией Сакулина П.Н. По этой программе все произведения предлагалось читать в целом виде. Каждое произведение изучается как живой художественный организм во всей его эстетической целостности и идейной значимости.

К 1924 году были подготовлены программы почти по всем предметам.

Однако в 1925 году были подготовлены новые «Комплексные программы». В основу была положена идея: цель школы – дать ребенку понимание живой действительности, достигнуть же этого можно, вскрыв те связи, которые существуют между явлениями реальной жизни. Разбив явления жизни, изучаемые в школе, на 3 рода: труд, природу, общество, программа по этим трем направлениям располагала весь образовательный материал и все необходимые учащимся умения и навыки. В результате учебные предметы как обособленная система знаний уничтожалась.

 

1 год обучения Природа и человек Труд Общество
  Времена года Семья и труд в городе и в деревне Семья и школа
2 год обучения Состав воздуха, почва, вода Трудовая жизнь деревни или города Общественные учреждения города и деревни

В результате каждый предмет исполнял свою мелодию, и общего концерта, задуманного программой, не получалось.

В 1930 году было принято постановление «О введении всеобщего начального обучения» и поставлена задача об изучении новых учебных планов, программ и нового режима школы.

В 1930–31 годы предлагаются программы по «методу проектов». Если авторы «комплексных программ» ставили перед школой познавательно-воспитательные цели, пытались дать учащимся особые «комплексные» методы познания, которые они могли бы применить к практическим задачам жизни, то «проектные программы» шли дальше: в них все обучение строилось на том, чтобы учащиеся в самой школе, в процессе обучения, принимали активное участие в осуществлении этих практических задач.

Основной идеей программы было стремление построить преподавание всех дисциплин на активной общественной работе учащихся, на максимальном вовлечении их в процесс общественных преобразований. Дети шли на фабрику, знакомились с тем, как там выполняется план, потом в школе средствами всех школьных дисциплин проектировали, как они могут помочь рабочим, и после этого снова шли на производство.

В этот период широко использовались новые методы преподавания. Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод. Сущность Дальтон-плана заключалась в том, что ребенок брал обязательства в учебе, индивидуальный план. Выполнив его, отвечал учителю, и тот подписывал, принимал его. Этот метод обучения полностью нарушал классно-урочную систему. Бригадно-лабораторный метод предполагал деление ребят на группы (бригады). Бригаде давалось задание, за его выполнение отвечал бригадир. Истинность знаний учащихся определить было сложно.

На фоне всех этих нововведений появляется теория отмирания школы. Сторонники этой теории считали, что школа – это пережиток прошлого. Школа не нужна, дети должны сразу входить в трудовую взрослую деятельность.

В 1934 году была введена единая система обучения, которая состояла из 3-х ступеней: начальная школа (4 года), неполная средняя (7 лет), полная средняя (10 лет). К этому периоду были подготовлены стабильные программы и учебники.

4 июля 1936 г. выходит постановление «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса». В этом постановлении осуждались все наработки педагогов. Педагоги испытывают влияние западной экспериментальной педагогики. А поэтому они пользуются неверной методологической основой. И все попытки педагогов подвести под обучение и воспитание диагностическую основу было определено как издевательство над учащимися. В результате педагогия была ликвидирована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: