Система управления рулём направления. Система обеспечивает путевое управление самолётом при помощи руля направления (РН)

 

Система обеспечивает путевое управление самолётом при помощи руля направления (РН). Управление РН осуществляется через жёсткую проводку вручную от педалей или от автоматически автопилота.

 

Состав системы.

1) Педали, которые вместе со штурвальными колонками входят в состав пульта управления (под приборной доской лётчиков). Педали по конструкции одинаковы. За исключением, на левых педалях имеется механизм фиксации обжатого положения, при постановке на стояночный тормоз. Педали жёстко связаны между собой. Регулировка педалей (каждой в отдельности) под рост лётчиков (в пределах 120мм) осуществляется вручную с помощью рукояток стопорного механизма педали (с внешней стороны педали). При оттягивании этой рукоятки педаль получает возможность перестановки в другое положение. После того как, её положение определено, необходимо зафиксировать педаль, возвратив рукоятку в исходное положение. Ход педалей ±100±4мм. Усилие сухого трения в системе управления РН не должно превышать кгс.

 

2) Жёсткая проводка управления проложена от левых педалей до шп.43 так же, как и проводка системы управления РВ. В районе шп.45 проводка присоединяется к валу РН. Упоры ограничивающие максимальное отклонение РН находятся спереди вала РВ (на корневой нервюре РН.

 

3) Рулевая машина 5023Б-Н -(шп.43…44, хвостовой технический отсек) является исполнительным агрегатом канала курса автопилота. Она соединяется с жёсткой проводкой управления при помощи тросовой проводки. При работе рулевой машины отклоняется РН и педали.

 

4) Триммер-сервокомпенсатор РН может работать в качестве триммера и в качестве сервокомпенсатора.

А) При работе вкачестве триммера отклонение триммер-сервокомпенсатора через жёсткую проводку осуществляет эл/механизм МП-100М (внутри РН, позади вала РН). Время перекладки МП-100М из нейтрального положения в крайнее с.

Управление МП-100М осуществляется:

· в основном режиме нажимным переключателем «РАЗВОРОТ ВЛЕВО – ВПРАВО» (средний пульт лётчиков; на самолётах до № не доработанных блокировкой управления триммером РН – нажимным переключателем «ТРИММ РН»);

· в аварийном режиме нажимным переключателем «ТРИМ РН ЛЕВ – ПРАВ» (низ средней части приборной доски лётчиков).

Нейтральное положение штока МП-100М сигнализируется горением лампы «ТРИММЕР НЕЙТР РН» (средний пульт лётчиков). Триммировать можно при любом положении РН. При нажатии названных переключателей влево, влево триммер-сервокомпенсатор отклоняется в право. В этот момент, РН стремится отклониться в лево, а левая педаль смещается вперёд (отклонение РН и смещение педалей происходит только в полёте под влиянием аэродинамических сил).

На самолётах доработанных блокировкой управления триммером РН, при включении автопилота, управление триммером РН отключается. При этом загорается лампа «ТРИММЕР ОТКЛЮЧ РН» (средний пульт лётчиков).

 

Б) При работе в качестве сервокомпенсатора отклонение триммер-сервокомпенсатора осуществляется автоматически в сторону противоположную отклонению РН, защёт кинематической связи с РН и килём. Максимальному отклонению РН должно соответствовать максимальное отклонение сервокомпенсатора. При несоблюдении этого условия, при отклонении педалей в лево в право, нагрузки на педалях будут различными. Особенностью управления триммер-сервокомпенсатором в этом режиме является то, что в жёсткую проводку соединяющую триммер-сервокомпенсатор и РН включена пружинная тяга (внутри РН, спереди от вала РН), на которую передаётся аэродинамическая нагрузка от РН. Пружина этой тяги имеет предварительную затяжку 32,5кгс, что соответствует усилию на педалях 15кгс. Если при отклонении РН, усилие на пружинной тяге меньше чем предварительная затяжка пружины, то пружинная тяга работает как жёсткая тяга. В этом случае, триммер-сервокомпенсатор не отклоняется. Если усилие на пружинной тяге становятся больше чем предварительная затяжка пружины, то триммер-сервокомпенсатор начинает отклонятся.

Максимальные углы отклонения триммер-сервокомпенсатора РН:

· в качестве триммера ±19о+1-3;

· в качестве сервокомпенсатора ±19±1о;

· суммарные отклонения ±38о.

Максимально допустимый люфт задней кромки триммер-сервокомпенсатора под нагрузкой кгс не должен превышать мм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: