Основу системы составляет следящий гидравлический привод получающий г/питание от основной ГС. Управление поворотом колёс передней опоры производится от педалей ножного управления самолётом. Система отключается при отрыве колёс передней опоры от земли.
Основные технические характеристики системы:
· максимальные углы поворота колёс обеспечиваемые системой ±55о±1о;
ПРИМЕЧАНИЕ: при разъединении шлиц-шарнира, во время буксировки колёса могут поворачиваться на угол ±75о.
· минимальная ширина ВПП для разворота на 180о без притормаживания внутренней тележки, при развороте колёс передней опоры на 55о, равна 40м;
· минимальный радиус разворота самолёта на земле при угле поворота колёс передней опоры 55о на малых скоростях руления (5…10км/ч) равен 7м (считая от оси штока амортизатора той главной опоры, в сторону которой производится разворот), при этом колёса передней опоры движутся по кривой с радиусом 20м.
Органы управления и сигнализации:
· педали управления рулём направления;
· выключатель «ПОВОРОТ КОЛЕСА» (левый боковой пульт);
· кнопка «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О» (средний пульт, у Ту-134А,Б,УБ-Ш на верхнем пульте);
· белые лампы «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О» (средний пульт и левый боковой пульт) – загораются при включении режимов обеспечивающих поворот колёс передней опоры ±55о.
Состав системы.
1) Механическая проводка, соединяющая проводку управления рулём направления с золотниковым пультом РГ-16А. Она выполнена таким образом, что при заклинивании РГ-16А, разрушается срезной болт (на тяге, которая стыкуется с РГ-16А), обеспечивая тем самым свободу хода системы управления рулём направления. Кроме того, конструкция проводки обеспечивает свободный ход педалей ±11±1мм, на котором колёса не поворачиваются;
2) Следящий г/привод, состоящий из:
· золотникового пульта РГ-16А (ниша передней опоры), предназначенного для распределения г/смеси в полости РДЦ-55. В своём составе имеет золотник «малых» и золотник «больших» углов, которые управляются от педалей через механическую проводку;
· рулевого демпфирующего цилиндра (РДЦ-55, стойка передней опоры)являющегося исполнительным агрегатом системы.
· карданного вала обратной связи, который соединяет РДЦ-55 с втулками золотников РГ-16А;
· крана переключения 124-5806-350/2 (стойка передней опоры), который соединяет соответствующие полости РДЦ-55 с линиями давления или слива при 1,2,3 режимах работы системы и закольцовывает полости РДЦ-55 при 4-м режиме.
3) ЭМКр ГА-163/16 (шп.8, ниша передней опоры), который:
· при выключенном выключателе «ПОВОРОТ КОЛЕСА» отключает г/питание золотников РГ-16А;
· при включенном выключателе «ПОВОРОТ КОЛЕСА» обеспечивает переключение г/питания с золотника «малых» на золотник «больших» углов в зависимости от режима работы системы.
Режимы работы системы:
1. режим руления («больших углов», угол разворота колёс ±55о±1о), который включается при условии, что кнопка «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О» нажата и отпущена;
2. режим взлётно-посадочный («малых углов», угол разворота колёс ±8о+1-1,5), который включается при условии, что закрылки выпущены, а кнопка «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О» не нажата;
3. режим экстренного руления (угол разворота колёс ±55о±1о), который включается при условии, что закрылки выпущены, а кнопка «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О» нажата и удерживается в этом положении;
ПРИМЕЧАНИЕ: 1-й, 2-й и 3-й режимы включены только при условии, что выключатель «ПОВОРОТ КОЛЕСА» включен, давление в основной ГС в норме, стойка передней опоры не оторвана от земли.
4. режим свободного ориентирования, который включается: при отрыве стойки передней опоры от земли; при выключении выключателя «ПОВОРОТ КОЛЕСА»; при падении давления в основной ГС.
Переключение режимов:
· с 1-го на 2-й (на рулении) осуществляется автоматически, при выпуске закрылков;
· со 2-го на 4-й (при взлёте) осуществляется автоматически, при отрыве стойки передней опоры;
· с 4-го на 2-й (при посадке) осуществляется автоматически, при обжатии стойки передней опоры;
· со 2-го на 1-й (на рулении) осуществляется после уборки закрылков и нажатия на кнопку «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О».
ПРИМЕЧАНИЕ:
1) при выполнении экстренного руления кнопку «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О» можно отпускать только после установки педалей в нейтральное положение, т.к. если это сделать при колёсах повёрнутых на угол более чем 24о, то система в режиме «малых углов» становится неуправляемой. Если такое всё же произошло, то необходимо вновь нажать на кнопку «ПОВОРОТ КОЛЕСА 55О»;
2) запрещается производить разворот колёс передней опоры с помощью педалей при стоянке и до страгивания самолёта;
3) запрещается резко тормозить на разворотах во избежание выхода из строя РДЦ-55.
Главные опоры шасси
Главные опоры конструктивно одинаковы. Особенностью главных опор является то, что по мере увеличения массы самолёта увеличивается наклон амортизационных стоек.
Состав главной опоры:
· амортизационная стойка;
· тележка с 4-я колёсами КТ-81/3-5-6;
· подкос-подъёмник;
· замок убранного положения;
· механизм запрокидывания тележки;
· створки гондолы.
Состав амортизационной стойки главной опоры:
· цилиндр-траверза, который крепится к заднему лонжерону СЧК. В нижней части к цилиндр-траверзе крепятся петля подвески стойки и верхнее звено шлиц-шарнира;
· шток амортизатора, к которому крепятся нижнее звено шлиц-шарнира и тележка главной опоры;
· шлиц-шарнир, к оси которого крепится подкос-подъёмник главной опоры;
Амортизатор главной стойки 1-но камерный. Давление азота в нём 92+1кгс/см2 (стойка оторвана от земли). Зарядный клапан находится в верхней части цилиндр-траверзы.
На тележке главной опоры установлено 4-е тормозных колеса КТ-81/3-5-6 с шинами модели 10А, имеющими размеры 930х305мм. Колёса камерные. Давление в шинах 9+0,5кгс/см2. Разница давления между колёсами не более 0,25кгс/см2. Тормоза колёс дисковые с гидравлическим приводом. Тормоза имеют указатель износа дисков. Тормоза следует считать изношенными, если штырь указателя утопился (при расторможенных колёсах) под обрез гнезда указателя.
Подкос-подъёмник главной опоры (крепится к переднему лонжерону СЧК и к шлиц-шарниру) является одновременно силовым и кинематическим элементом главной опоры, посредством которого опора убирается-выпускается и удерживается в выпущенном положении. В выпущенном положении шток подкос-подъёмника удерживается цанговым замком. В верхней части подкос-подъёмника имеется согласующий клапан, который перепускает г/смесь в г/цилиндр створок при выпуске шасси.
Замок убранного положения (ЗУП, гондола шасси) удерживает главную опору в убранном положении. ЗУП закрывается автоматически самой стойкой, а открывается при помощи встроенного г/цилиндра. При выпущенной опоре ЗУП всё время открыт и самопроизвольно закрыться не может. В конструкции ЗУП имеются2-а согласующих клапана, 1-н из которых открыт при открытом ЗУП, а другой при закрытом ЗУП.
Механизм запрокидывания тележки служит для установки тележки в полётное и посадочное положение. В полётном положении тележка развёрнута колёсами вверх, с целью более компактного укладывания тележки в отсек гондолы шасси. В посадочном положении тележка развёрнута колёсами вниз, при этом, колёса передней пары находятся ниже колёс задней пары, с целью одновременного касания всех 4-х колёс о ВПП при определённом посадочном угле. Механизм приводится в действие подкос-подъёмником.
Механизм запрокидывания тележки состоит из:
· стабилизирующего амортизатора (верхний конец крепится к оси шлиц-шарнира, нижний – к штоку амортизатора стойки), предназначенного для установки тележки в посадочное положение. Стабилизирующий амортизатор заряжается азотом до давления 130+5-2кгс/см2 (при оторванной от земли стойке). Он имеет полость гидравлического уплотнения, которая заряжается ЦИАТИМ-203. При расходовании ЦИАТИМ-203 происходит «выход» буксы стабилизирующего амортизатора. Допустимые пределы такого «выхода» не более 3мм за торец амортизатора.
· качалки, расположенной между стабилизирующим амортизатором и упругой тягой;
· упругой тяги (верхний конец крепится к качалке, нижний – к тележке).
Гондола главной опоры закрывается:
· щитком, который прикрывает подкос-подъёмник и жёстко крепится к нему;
· 2-я передними створками;
· 2-я задними створками.
Все 3-и вида створок не связаны между собой.
Щиток при выпущенной опоре открыт, а при убранной опоре закрыт.
Передние створки кинематически связаны со стойкой. При выпущенной опоре они открыты, а при убранной опоре плотно (с натягом) закрыты.
Задние створки открываются – закрываются с помощью специального механизма, приводимого в действие г/цилиндром. На этом г/цилиндре установлены 2-а согласующих клапана. Один из них перепускает г/смесь в подкос-подъёмник при уборке шасси, а другой – в ЗУП при выпуске шасси. Задние створки открыты только во время уборки и выпуска главных опор, а в остальное время они закрыты. При этом, при выпущенной опоре створки закрыты не плотно (имеется щель 5…20мм), при убранной опоре – плотно (с натягом). На стоянке можно открыть левую заднюю створку. Для этого необходимо потянуть за ручки на этой створке, при этом открываются цанговые замки на раздвижных тягах и створка открывается.
Назначение КВ, установленных на главных опорах.
Левая главная опора:
1) на подкос-подъёмнике (2шт). Причём, у одного из них нажимной механизм не связан с подкос-подъёмником. Этот КВ предназначен для включения противопожарной системы при посадке самолёта с убранными шасси. Второй КВ:
· включает табло выпущенного и табло промежуточного положения опоры;
· при не выпущенной опоре, соединяет цепь звуковой сигнализации посадки с не выпущенным шасси и размыкает цепь звуковой сигнализации не взлетного положения закрылков;
· при не выпущенной опоре выключает вентилятор обдува антенного блока ДИСС-013-134;
· при выпущенной опоре подаёт сигнал выпущенного положения опоры на МСРП;
2) на ЗУП (1шт) – в конце уборки опоры выключает, а в начале выпуска включает табло промежуточного положения опоры;
3) на г/цилиндре механизма задних створок (1шт) – включён в цепь последовательно с КВ ЗУП, а значит в конце уборки опоры выключает, а в начале выпуска опоры включает табло промежуточного положения главной опоры;
4) на цилиндре-траверзе амортизационной стойки (2шт):
¨ левый при обжатой стойке выключает МСРП и МС-61Б (на самолётах по №60505);
¨ правый:
· при обжатой стойке включает шунтирующее сопротивление обогрева стёкол фонаря;
· при обжатой стойке выключает ПОС стабилизатора, обогрев датчика РИО-3 и обогрев К3-63;
· при обжатой стойке выключает преобразователь ПО-500;
· при обжатой стойке блокирует включение полётного загружателя РН;
· при обжатой стойке отключает систему обогрева отсека ВСУ;
· при разжатой стойке блокирует выпуск интерцепторов;
· при разжатой стойке выдаёт сигнал на закрытие верхних створок отсека ВСУ;
· при разжатой стойке отключает систему защиты турбины.
Правая главная опора:
1) на подкос-подъёмнике (2шт). Причём, у одного из них нажимной механизм не связан с подкос-подъёмником. Этот КВ предназначен для включения противопожарной системы при посадке самолёта с убранными шасси. Второй КВ:
· включает табло выпущенного и табло промежуточного положения опоры;
· при не выпущенной опоре, соединяет цепь звуковой сигнализации посадки с не выпущенным шасси и размыкает цепь звуковой сигнализации не взлетного положения закрылков;
· при не выпущенной опоре выключает вентилятор обдува антенного блока ДИСС-013-134;
· при выпущенной опоре подаёт сигнал выпущенного положения опоры на МСРП;
2) на ЗУП (1шт) – в конце уборки опоры выключает, а в начале выпуска включает табло промежуточного положения опоры;
3) на г/цилиндре механизма задних створок (1шт) – включён в цепь последовательно с КВ ЗУП, а значит в конце уборки опоры выключает, а в начале выпуска опоры включает табло промежуточного положения главной опоры;
4) на цилиндре-траверзе амортизационной стойки (2шт):
¨ левый при обжатой стойке блокирует уборку шасси на земле;
¨ правый:
· при обжатой стойке включает шунтирующее сопротивление обогрева стёкол фонаря;
· при обжатой стойке выключает ПОС стабилизатора, обогрев датчика РИО-3 и обогрев К3-63;
· при обжатой стойке выключает преобразователь ПО-500;
· при обжатой стойке блокирует включение полётного загружателя РН;
· при обжатой стойке отключает систему обогрева отсека ВСУ;
· при разжатой стойке блокирует выпуск интерцепторов;
· при разжатой стойке выдаёт сигнал на закрытие верхних створок отсека ВСУ;
· при разжатой стойке отключает систему защиты турбины.