double arrow

Система пожаротушения в гондолах двигателей и отсеке ВСУ. Система предотвращения пожара при посадке на фюзеляж

Состав системы.

1) Огнетушители УБЦ8-1 (6шт., [до самолёта №63955 ОС-8МФ], шп.25...27 передний технический отсек). Огнетушители разряжаются в 3-и очереди (по 2-а шт.). В верхней части огнетушителя установлены: пироголовка с 2-я пиропатронами ПП-3; манометр; предохранительное устройство (мембрана, насчитанная на Р=200±20кгс/см2). При не сработанных пиропатронах горят белые лампы «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 1(2, 3) ОЧЕР» (средний пульт лётчиков; у Ту-134А,Б, УБ-Ш верхний пульт лётчиков). Ёмкость огнетушителя – 8л. Вес заряда – 11,3+0,2кг. Вес пустого огнетушителя – 6,4кг. Давление зарядки: 80кгс/см2 при Тнв=-30оС; 92кгс/см2 при Тнв=0оС; 106кгс/см2 при Тнв=+30оС. Время выброса заряда не более 2с.

 

2) Блок ЭМКр 781200 основной (шп.43, под полом). Состоит из 3-х ЭМКр, подающих при пожаре огнегасящий состав в: гондолу левого двигателя; гондолу правого двигателя; отсек ВСУ.

 

3) Блок ЭМКр 781200 аварийный (шп.43, под полом). Состоит из 3-х ЭМКр, подающих при посадке на фюзеляж огнегасящий состав в: гондолу левого двигателя; гондолу правого двигателя; отсек баков №1А (только на самолётах с баками №1А).

 

4) Концевые выключатели (5шт., 1-н шп.7...8, низ носовой части фюзеляжа; 2-а на подкосцилиндрах основных опор шасси; 2-а на законцовках ОЧК), которые предназначены для приведения в действие системы пожаротушения при посадке на фюзеляж. КВ срабатывают при помощи ударных механизмов.

 

Работа системы.

Для включения системы необходимо включить:

· АЗС (панель АЗС) «ВКЛЮЧЕН БАЛЛОН», «СИГНАЛИЗАЦИЯ ГОНДОЛЫ», «СИГНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТ», «СИГНАЛИЗАЦИЯ ВСУ». При этом, должны загореться белые лампы «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 1(2, 3) ОЧЕР» (3 шт.) и белые лампы «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В ДВИГАТЕЛЯХ» (2 шт., на самолётах, выпущенных после мая 1983г эти лампы отсутствуют);




· выключатель «ВКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ» (средний пульт лётчиков; у Ту-134А,Б, УБ-Ш верхний пульт лётчиков)

 

При возникновении пожара в одной из гондол двигателей или в отсеке ВСУ, срабатывает система сигнализации о пожаре ССП-2А. В результате чего:

· загорается табло «ПОЖАР СУ» или «ПОЖАР ВСУ»;

· открывается соответствующий ЭМКр, при этом загорается лампа-кнопка «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ ЛЕВ (ПРАВ)» или лампа-кнопка «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ВСУ»

 

При открытии ЭМКр выдается сигнал на включение 1-й очереди огнетушителей, при этом гаснет белая лампа «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 1 ОЧЕР». После этого огнегасящий состав через открытый ЭМКр подаётся в зону пожара.



ПРИМЕЧАНИЕ:

1) при возникновении пожара в гондоле двигателя или в отсеке ВСУ на земле необходимо немедленно выключить загоревшийся двигатель или ВСУ и закрыть его пожарный кран;

2) при подаче огнегасящего состава в гондолу двигателя, закрывается заслонка продува генераторов, которая приводится в действие силой давления огнегасящего состава;

3) при возникновении пожара в отсеке ВСУ автоматически выключается двигатель ВСУ и закрываются створка воздухозаборного устройства ВСУ и заслонка в канале обогрева ВСУ.

Если пожар потушен 1-й очередью огнетушителей, то должно погаснуть горевшее табло «ПОЖАР СУ» или «ПОЖАР ВСУ», а лампа-кнопка места пожара будет гореть. Если пожар 1-й очередью не потушен (горит табло «ПОЖАР СУ» или «ПОЖАР ВСУ», и лампа-кнопка места пожара), необходимо нажать на кнопку «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 2 ОЧЕР» (средний пульт лётчиков; у Ту-134А,Б, УБ-Ш верхний пульт лётчиков) и разрядить в этот же отсек 2-ю очередь огнетушителей. При этом, должна погаснуть белая лампа «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 2 ОЧЕР».

Если пожар 2-й очередью не потушен (горит табло «ПОЖАР СУ» или «ПОЖАР ВСУ», и лампа-кнопка места пожара), необходимо нажать на кнопку «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 3 ОЧЕР» (средний пульт лётчиков; у Ту-134А,Б, УБ-Ш верхний пульт лётчиков) и разрядить в этот же отсек 3-ю очередь огнетушителей. При этом, должна погаснуть белая лампа «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 3 ОЧЕР».

Если пожар потушен 1-й или 2-й очередью огнетушителей, то для приведения системы в готовность необходимо не ранее чем через 20с с момента включения огнетушителей 1-й или 2-й очереди, выключить и вновь включить выключатель «ВКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ». В этом случае закрывается открытый ранее ЭМКр и гаснет и лампа-кнопка места пожара.

Если пожар возникает повторно (в том или другом месте), то автоматического включения 2-й и 3-й очереди огнетушителей не произойдёт. В этом случае, включение 2-й или 3-й очереди огнетушителей производить нажатием на кнопку «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 2 (3) ОЧЕР».

Если загорелось табло «ПОЖАР СУ» или «ПОЖАР ВСУ, а лампа-кнопка места пожара не загорелась, или пожар обнаружен визуально, а система ССП-2А не сработала, то необходимо нажать на лампу-кнопку места пожара. Если кроме того, уже израсходована 1-я очередь огнетушителей, то после нажатия на лампу-кнопку места пожара необходимо нажать на кнопку «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 2 (3) ОЧЕР».

 

При аварийной посадке на фюзеляж срабатывают КВ, которые выдают сигналы на:

· открытие всех 3-х ЭМКр аварийного блока;

· включение огнетушителей всех 3-х очередей, при этом погаснут белые лампы «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В МОТОГОНДОЛАХ И ВСУ 1 (2, 3) ОЧЕР».

После этого огнегасящий состав подаётся одновременно в обе мотогондолы и в контейнер баков №1А (если баки №1А установлены).

 

На земле при возникновении пожара в гондоле двигателя, имеется возможность подачи огнегасящего состава от аэродромного источника во внутрь гондолы через люк «ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА» (нижняя откидная крышка гондолы двигателя).

 






Сейчас читают про: