№№пп
| Наименование раздела дисциплины
(тема)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
|
Раздел 1
|
1.
| Сущность и назначение управленческого консультирования.
| Предмет, основные цели, задачи и содержание дисциплины, ее место, роль и значение для данной специальности. Понятие консультационной деятельности и консультационной услуги. Виды консультационных услуг. Характерные черты управленческого консультирования. Основные цели консультирования. Принципы управленческого консультирования. Современные подходы к управленческому консультированию. Дженералисты и специалисты. Коммодитизация консалтинговых услуг. Консалтинговый проект и абонентское консультационное обслуживание. Аутсорсинг. Коучинг.
| ОПК-5;
ОПК-8;
ПК-14;
ПК-25;
ПК-26
| Знать:
- сущность управленческого консультирования как вида деятельности человека;
- сущность, содержание и классификацию консалтинговых услуг;
- современные подходы к управленческому консультированию;
- основные принципы управленческого консультирования в сфере управления персоналом;
Уметь:
- применять понятийно - категориальный аппарат в сфере решения управленческих проблем;
- правильно формулировать главные цели консалтинговой деятельности (консалтингового проекта);
- формулировать задачи консалтингового проекта;
- определять необходимую форму отношений с клиентом: проект или абонентское обслуживание;
- применять методы коучинга.
Владеть:
- навыками извлечения необходимой информации из различных источников по проблемам управленческого консультирования;
- навыками сбора для анализа рынка образовательных, консалтинговых услуг в области работы с персоналом;
- навыками спецификации консалтинговых услуг.
| Лекции, семинары, эссе, рефераты
|
2.
| Консалтинговый бизнес, история его развития и современность.
| Консультирование как современный эффективный бизнес. История управленческого консультирования. Основные этапы развития управленческого консультирования. Иностранный опыт управленческого консультирования. Российский опыт управленческого консультирования. Спрос и предложение на российском рынке консультационных услуг. Структура консультационных услуг, сложившаяся на российском рынке. Характеристика российских консультационных организаций. Преимущества и недостатки использования зарубежных консультантов в России. Перспективы развития международного консалтингового бизнеса. Современные лидеры консалтингового бизнеса: бизнес-портреты крупнейших компаний.
| ОПК-5;
ОПК-8;
ПК-14;
ПК-25;
ПК-26
| Знать:
- эволюцию управленческого консультирования;
- особенности современного консалтингового бизнеса в России и за рубежом;
- характерные особенности российского и западного подходов в управленческом консультировании;
- структуру консалтинговых услуг в России;
- достоинства и недостатки привлечения иностранных специалистов по консультированию;
- современные тенденции в развитии международного консалтингового бизнес;
Уметь:
- ориентироваться в историческом процессе развития управленческого консультирования;
- применять подходы и методы крупнейших преуспевающих консалтинговых компаний;
- правильно выбирать партнеров по консалтинговому проекту в сфере управления персоналом;
Владеть:
- ситуацией на рынке консалтинговых услуг;
- информацией о специфике консалтинговых услуг (в части HR)
- методами реализации консалтинговых проектов, применяемых компаниями «большой четверки».
| Лекции, семинары, рефераты, презентации.
|
| Взаимоотношения консультанта и клиента.
| Понятие консультанта и клиента. Факторы, влияющие на отношения «консультант-клиент». Особенности коммуникационных процессов в консультант-клиентских отношениях. Внешние и внутренние консультанты: специфика отношений. Определение ожиданий и ролей. Совместное формулирование проблемы. Определение желаемых результатов. Роли консультанта и клиента. Ключевые аспекты взаимоотношений консультанта и клиента: отношения сотрудничества, обмен знаниями, взаимное доверие. Поведенческие роли консультанта: ресурсная и процессная.
| ОПК-5;
ОПК-8;
ПК-14;
ПК-25;
ПК-26
| Знать:
- сущность и содержание коммуникаций в отношениях «консультант-клиент»;
- средства, способы, стили и правила эффективных коммуникаций с клиентом;
- поведенческие роли консультанта и клиента;
- основы этики делового общения.
Уметь:
- использовать источники управленческой информации и получать достоверную информацию от персонала;
- строить коммуникационные процессы с клиентом;
- применять современные коммуникационные средства;
- использовать информационные технологии в коммуникациях;
- применять методы и средства этики делового общения;
- анализировать коммуникации системе отношений «консультант-клиент»;
- осуществлять выбор эффективной формы воздействия на субъект и объект управленческого консультирования;
Владеть:
- методикой построения эффективных коммуникаций организации;
- различными коммуникационными стилями;
- информационными технологиями как инструментом эффективных коммуникаций;
- технологией применения интернет-ресурсов.
| Лекции, практические занятия,
|
Раздел 2
|
4.
| Управленческое консультирование и изменения.
| Понятие изменений. Изменения: запланированные и стихийные, навязанные и партисипативные. Природа изменений: кризисность, изменения в окружении, организационные изменения, изменения в персонале. Управление процессом изменений. Обеспечение поддержки изменений. Структура и методы изменений. Методы организационной диагностики и решения проблем. Методы организационного развития. Сопротивление изменениям, преодоление сопротивления изменениям. Обучение и развитие способностей и навыков персонала. Стратегия бизнеса и его преобразование. Создание ценности за счет передачи знаний. Реинжиринг: виды, особенности, этапы. Методика использования потенциала реинжиринга. Инновационные процессы и управленческое консультирование.
| ОПК-5;
ОПК-8;
ПК-14;
ПК-25;
ПК-26
| Знать:
- природу и сущность организационных изменений;
- влияние изменений на персонал организации;
- основные положения и базовые понятия антикризисного управления;
- основные подходы к организационной диагностике;
Уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические и социальные явления, влияющие на изменения в организации;
- осуществлять с использованием современных методик оценку внешней и внутренней среды организации;
- анализировать и интерпретировать информацию о состоянии внешней и внутренней среды организации;
- преодолевать сопротивления изменениям;
- разрабатывать и обеспечивать эффективные системы мотивации персонала исходя из специфики консалтингового проекта;
- сущность и принципы мотивации персонала;
- основные теории мотивации персонала; виды контроля персонала;
Владеть:
- методами организационной диагностики;
- методологией исследования внешней и внутренней среды организации;
- методами и приемами анализа показателей, характеризующих управление персоналом, а также навыками разработки плана мероприятий по их улучшению;
- современными методами реинжиниринга;
- методикой управления персоналом в условиях кризиса;
- методикой развития персонала в переходный консалтинговый период.
| Лекции, семинарские занятия, кейс-стади, эссе, рефераты, деловая игра
|
5.
| Профессионализм, этика и культура в консультировании.
| Критерии профессионализма консультанта. Техническая компетентность. Качество консультационной услуги и ее оценка. Профессиональная этика в консультационной деятельности. Понятие объективности, беспристрастности и конфиденциальности в консалтинговой деятельности. Этика клиета и этика консультанта. Этические проблемы управленческого консультирования. Профессиональные объединения консультантов и кодексы поведения.
| ОПК-5;
ОПК-8;
ПК-14;
ПК-25;
ПК-26
| Знать:
- компетентностную модель профессионального консультанта по управлению персоналом;
- основы технической компетентности консультанта;
- основы деловой и профессиональной этики консультанта по управлению персоналом;
- основные этические проблемы в управленческом консультировании;
- основные профессиональные объединения консультантов в России и за рубежом.
Уметь:
- ориентироваться в системе законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих консалтинговую деятельность.
- разрабатывать основные регламенты организации;
- выстраивать отношения с клиентом и персоналом, соответствующие критериям профессиональности, этики и культуры консультанта по направлению;
- соответствовать понятиям объективность, беспристрастность и конфиденциальность в консалтинговой деятельности.
Владеть:
- нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность по управленческому консультированию;
- нормами культуры этикета консультанта по управлению.
| Лекции, семинарские занятия, кейс-стади, эссе, рефераты, деловая игра
|
6.
| Процесс управленческого консультирования.
| Понятие процесса управленческого консультирования. Организация процессов управленческого консультирования и их характеристика. Стадии и этапы управленческого консультирования. Знакомство - первый контакт с клиентом. Диагностика: выявление необходимых фактов, их анализ и синтез; установление обратной связи с клиентом. Планирование действий. Поиск альтернативных вариантов действий и предложения по их осуществлению. Внедрение консультационного проекта. Контроль за его реализацией. Обучение персонала клиента работе в новых условиях. Оценка результатов работы, подведение итогов и расчет по обязательствам, обсуждение планов будущего сотрудничества. Завершение консультационного проекта.
| ОПК-5;
ОПК-8;
ПК-14;
ПК-25;
ПК-26
| Знать:
- основные этапы процесса управленческого консультирования;
- методы проведения организационной диагностики;
- методы аудита персонала;
- методические и практические подходы к оценке эффективности системы управления организации.
Уметь:
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы показатели эффективности управления (в т.ч. управления персонала);
- выявлять проблемы в системе управления персоналом и предлагать способы их решения с учетом их социально-экономической эффективности;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию и использовать ее для оценки эффективности системы управления организации;
- прогнозировать состояние системы управления при проведении мероприятий по ее совершенствованию.
- анализировать внешнюю среду организации;
- прогнозировать влияние факторов внешнего и внутреннего характера на состояние организации;
- организовывать процесс управленческого консультирования;
- организовывать и проводить аудит персонала организации;
Владеть:
- навыками системного мышления для выработки целостного взгляда на консалтинговый проект;
- навыками сбора, обработки и анализа управленческой, экономической и финансовой информации;
- методами экономического и статистического анализа трудовых показателей;
- методологией системного исследования организации;
- методами диагностики системы управления персоналом организации;
- методами построения эффективной системы управления персоналом организации;
- современными методиками оценки эффективности системы управления персоналом организации.
- современными методами прогнозирования и планирования деятельности организации;
- навыками организации поручений;
- методами мотивирования исполнителей;
- методами построения эффективных систем контроля;
- инструментами контроллинга в деятельности организации.
| Лекции, семинарские занятия, кейс-стади, эссе, рефераты, расчетные и аналитические работы, деловая игра
|
7.
| Консультирование в различных областях управления.
| Консультирование в области общего и стратегического менеджмента. Консультирование в области информационных технологий. Консультирование по финансовому менеджменту. Консультирование в управлении маркетингом и дистрибуцией. Консультирование в области электронного бизнеса. Консультирование по управлению операциями. Консультирование по управлению человеческими ресурсами. Консультирование в области управления знанием. Консультирование по вопросам повышения производительности и эффективности. Консультирование по вопросам всеобщего управления качеством. Консультирование по вопросам преобразования компании. Консультирование в области социальной роли и социальной ответственности бизнеса. Консультирование по вопросам управления малым бизнесом. Консультирование неформального сектора. Консультирование государственного сектора.
| ОПК-5;
ОПК-8;
ПК-14;
ПК-25;
ПК-26
| Знать:
- методы проведения анализа финансового состояния организации;
- основные методы преодоления финансового кризиса в организации.
- специфические особенности консалтинговой деятельности в областях: управления персоналом, общего и стратегического менеджмента, финансового менеджмента, маркетинга, электронного бизнеса, управления операциями, управления знаниями, TQM, преобразования компании, по вопросам управления малым бизнесом, государственного и неформального секторов.
Уметь:
- определять стратегию развития организации;
- провести исследования по всему кругу вопросов профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте специфических целей и задач организации;
- проводить реорганизацию или реструктуризацию организации;
- реализовывать программу организационных изменений в части решения задач управления персоналом;
- принимать взвешенные решения и обеспечивать их выполнение;
- анализировать и оценивать имущественное положение организации;
- рассчитывать коэффициенты ликвидности и платежеспособности организации.
Владеть:
- современной методикой формирования системы управления персоналом организации;
- инновационными методами реорганизации компании;
- навыками совершенствования действующей системы управления персоналом организации.
- инструментами и приемами влияния на членов коллектива;
- методиками определения лидерства;
- эффективными стилями руководства персоналом;
- методами формирования эффективных команд.
| Лекции, семинарские занятия, кейс-стади, эссе, рефераты.
|