Базисные условия контрактов определяют лишь основные обязанности продавца и покупателя и не исчерпывают всех деталей организации доставки товара, расходы на которую являются одним из основных факторов, влияющих на эффективность торговой сделки. Поэтому в контракте заранее предусматривается распределение обязанностей и расходов между продавцом и покупателем по этим проблемам.
Транспортные условия контрактов — это особый раздел, в котором подробно оговариваются обязанности и расходы сторон по организации доставки груза.
При подготовке контракта, как правило, проводится предварительное изучение возможностей его исполнения, которое выявляет такие обстоятельства доставки, как
• наличие транспортных связей между страной экспорта и рынком покупателя;
• тарифы и ставки мирового рынка железнодорожного, авиационного, автомобильного и морского сообщения;
• степень механизации погрузочно-разгрузочных работ в предполагаемых пунктах обработки груза, стоимость этих работ;
• стоимость хранения груза в местах перевалки, пунктах отправления и назначения;
• правила и особые условия перевозки в стране назначения и отправления, правила сдачи-приемки груза;
• международные соглашения и конвенции, регулирующие перевозки грузов различными видами транспорта.
Полученные сведения дают возможность, во-первых, правильно выбрать базис поставки и просчитать продажную/закупочную цену товара при реализации его с доставкой или без доставки; во-вторых, выбрать на основании калькуляции транспортных издержек направление, по которому наиболее выгодно отправить груз; в-третьих, правильно сформулировать транспортные условия в контрактах с учетом всех возможных издержек.
Конкретное содержание транспортных условий сделки зависит от следующих основных факторов: базисного условия поставки, вида транспорта и способа доставки, транспортной специфики товара, условий международных договоров и соглашений, регулирующих условия перевозки.
Наиболее широкий круг транспортных вопросов включается в контракт при базисах поставки, которые предусматривают передачу товара продавцом покупателю уже в пути, таких, как DAF, FOB, DES, CIF, и некоторых других.
К вопросам, связанным с доставкой и требующим особой проработки в контракте, относятся следующие:
1. Срок отгрузки товара из пункта/порта отправления (термины групп Е, F и С) либо доставки товара в пункт/порт назначения (термины группы D ).
2. Наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы F и пункта назначения — при условиях групп С и D.
В ряде случаев при заключении контракта не представляется возможным точно указать место назначения или место, куда продавец должен поставить товар для осуществления перевозки. В этом случае в контракте может быть зафиксирован регион с оговоркой, что в дальнейшем покупатель уточнит или конкретизирует место назначения. Это необходимо, так как при определении цены продавцу важно знать хотя бы ориентиры пункта передачи товара. Если необходимое уточнение не последует, на покупателя может быть возложена ответственность за возникшие в связи с этим риски и дополнительные расходы. Продавец в этом случае имеет право сам избрать подходящий пункт в рамках обусловленного региона.
При этом необходимо учитывать соответствие транспортных средств и транспортной упаковки, используемых одной стороной, возможностям их обработки в пунктах назначения, определяемым другой стороной по контракту.
Например, возможность приема или отправки контейнеров международного стандарта в национальных морских портах или на внутренних железнодорожных станциях; допускаемые характеристики судов, обрабатываемых в морских портах; наличие необходимых погрузочно-разгрузочных механизмов или комплексов для конкретных видов грузов и т. д.
Как уже отмечалось, в отношении терминов группы С существует определенная особенность, которая вытекает из обязанности продавца обеспечить за его счет заключение основного договора перевозки с указанием пункта назначения. В то же время его обязанности по поставке считаются выполненными в момент отгрузки в своей стране. Поэтому термины группы С определяют, в отличие от всех других терминов, два ключевых пункта — отгрузки и назначения. Однако в контракте, как правило, указывается только второй пункт, так как продавец имеет возможность сохранить для себя определенную свободу в отношении использования конкретного порта отгрузки.
Кроме того, для некоторых терминов группы С (CIP и СРТ), а также группы D
(DDL /, DDP) рекомендуется не только указывать конечный пункт назначения, но и точно определять место, где груз передается покупателю.
Например, недостаточно указать только " DDU Москва" или " С IP Екатеринбург". Нужно уточнить следующим образом: " DDU Москва, склад покупателя " или: " С IP Екатеринбург, таможенный склад " и т. д.
3. Порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятия его покупателем от транспортного средства.
Обстоятельства, определяющие особенности передачи или принятия товара от перевозчика, различаются в зависимости от базиса поставки, способа перевозки и свойств самого товара. Прежде всего, при проработке этого вопроса учитывается, является ли такая сдача или приемка товара от перевозчика его поставкой в соответствии с базисом контракта, т. е. моментом перехода риска с продавца на покупателя. Если ответ положительный, то стороны в договоре отражают такие пункты, как способ передачи товара, форма и содержание документа, фиксирующего качество и количество товара, а также дата составления такого документа. Эти данные подтверждают выполнение обязанностей продавца по поставке по соответствующим параметрам. В таких случаях все платежи за товар или их основная часть могут осуществляться покупателем по факту передачи товара перевозчику или его погрузки на транспортное средство. Поэтому документ, выписываемый в качестве подтверждения поставки, должен быть "платежеспособным", т.е. указан в перечне документов, при наличии которых осуществляются расчеты за товар. Как правило, такими документами служат соответствующие транспортные документы при отгрузке товара (базисы групп F и С) и согласованные между продавцом и покупателем документы при приемке товара от перевозчика (группа D).
Если речь идет о сдаче/приемке товара от перевозчика вне связи с выполнением обязанности по поставке (например, на складе перевозчика в пункте назначения), то здесь сторонами по договору могут использоваться документы в соответствии с обычаями, практикой и законодательством, сложившимися на отдельных видах транспорта.
В этом случае транспортные документы (коносаменты, авто-, авиа- и железнодорожные накладные) теряют свое значение подтверждения качества и количества поставленного товара и только дают возможность лицу, указанному в них в качестве грузополучателя, принять груз от перевозочного средства (судна, автомобиля и т. д.) и предъявить претензию перевозчику в случае несохранной перевозки.
4. Система взаимной информации продавца и покупателя, с одной стороны, о готовности товара к грузовым операциям, а с другой — о сроках прибытия транспортного средства под грузовые операции.
Эти данные детализируют обязанности сторон по базису поставки в соответствии с конкретными условиями сделки, и они обязательно должны присутствовать во всех контрактах, так как позволяют синхронизировать исполнение договора купли-продажи и договора перевозки. В зависимости от того, кто заключает договор перевозки, данная информация относится либо к пункту отправления товара, если это лежит на покупателе, либо к пункту назначения, если перевозка является обязанностью продавца.
В контракте должны быть предусмотрены конкретная форма, сроки и содержание взаимной информации, основной целью которой является сокращение расходов по хранению грузов из-за опоздания или неприбытия транспортного средства под грузовые операции и по простою транспортного средства из-за неготовности груза к погрузочно-разгрузочным операциям или из-за отсутствия груза вообще.
Дело в том, что по договору перевозки, особенно морским транспортом, сторона, нанимающая транспортное средство, обязана заплатить штраф за его простой. Если задержка транспортного средства происходит по вине отправителя или получателя груза, то справедливо предусмотреть возмещение такого штрафа виновной стороной по контракту купли-продажи. Иногда допускается, что сторона по контракту, виновная в простое транспортного средства, возмещает эти убытки непосредственно перевозчику.
В контракте предусматриваются содержание и сроки предоставления сторонами взаимной информации в виде уведомлений (нотисов), которые стороны передают непосредственно или через экспедиторов/агентов и перевозчиков.
Если речь идет о большой партии регулярно поставляемых грузов, то между сторонами согласовывается график подачи судов и отгрузки/выгрузки товара, партионность и ритмичность поставки.
Система информации может быть развернутой или многоступенчатой по характеру, т. е. состоять из нескольких нотисов, поступающих регулярно в сроки, определенные и оговоренные в контракте. Например, при условии FOB: "Покупатель или его агент сообщает в письменном виде Продавцу за 15 дней до начала каждого следующего месяца наименование, грузоподъемность, флаг и позицию судов, предусмотренных к подаче под погрузку в следующем месяце.
Продавец обязан в течение 48 часов со времени получения графика сообщить Покупателю о своем согласии или внести коррективы.
Судовладельцы или капитан обязаны дать в адрес Продавца и порта погрузки за 12 и 5 календарных дней до прибытия судна в порт информацию о планируемой дате прибытия судна в порт погрузки, наименовании судна, количестве груза, а также 48- и 24-часовые уточненные нотисы".
Особенно важна развернутая система информации при транспортировке массовых и наливных грузов морским транспортом, так как вопросы сталийного времени, т. е. периода нахождения судна под грузовыми операциями, и штрафов за простои судна здесь особенно остры.