Транспортные условия и транспортные услуги во внешнеэкономической деятельности

Базисные условия контрактов определяют лишь основные обязанно­сти продавца и покупателя и не исчерпывают всех деталей организации доставки товара, расходы на которую являются одним из основных фак­торов, влияющих на эффективность торговой сделки. Поэтому в конт­ракте заранее предусматривается распределение обязанностей и расходов между продавцом и покупателем по этим проблемам.

Транспортные условия контрактов — это особый раздел, в котором подробно оговариваются обязанности и расходы сторон по организации доставки груза.

При подготовке контракта, как правило, проводится предварительное изучение возможностей его исполнения, которое выявляет такие обсто­ятельства доставки, как

• наличие транспортных связей между страной экспорта и рынком по­купателя;

• тарифы и ставки мирового рынка железнодорожного, авиационного, автомобильного и морского сообщения;

• степень механизации погрузочно-разгрузочных работ в предполагае­мых пунктах обработки груза, стоимость этих работ;

• стоимость хранения груза в местах перевалки, пунктах отправления и назначения;

• правила и особые условия перевозки в стране назначения и отправ­ления, правила сдачи-приемки груза;

• международные соглашения и конвенции, регулирующие перевозки грузов различными видами транспорта.

Полученные сведения дают возможность, во-первых, правильно вы­брать базис поставки и просчитать продажную/закупочную цену товара при реализации его с доставкой или без доставки; во-вторых, выбрать на основании калькуляции транспортных издержек направление, по которому наиболее выгодно отправить груз; в-третьих, правильно сформулировать транспортные условия в контрактах с учетом всех возможных издержек.

Конкретное содержание транспортных условий сделки зависит от сле­дующих основных факторов: базисного условия поставки, вида транспор­та и способа доставки, транспортной специфики товара, условий между­народных договоров и соглашений, регулирующих условия перевозки.

Наиболее широкий круг транспортных вопросов включается в конт­ракт при базисах поставки, которые предусматривают передачу товара продавцом покупателю уже в пути, таких, как DAF, FOB, DES, CIF, и не­которых других.

К вопросам, связанным с доставкой и требующим особой проработ­ки в контракте, относятся следующие:

1. Срок отгрузки товара из пункта/порта отправления (термины групп Е, F и С) либо доставки товара в пункт/порт назначения (термины груп­пы D ).

2. Наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы F и пункта назначения — при условиях групп С и D.

В ряде случаев при заключении контракта не представляется возмож­ным точно указать место назначения или место, куда продавец должен по­ставить товар для осуществления перевозки. В этом случае в контракте мо­жет быть зафиксирован регион с оговоркой, что в дальнейшем покупатель уточнит или конкретизирует место назначения. Это необходимо, так как при определении цены продавцу важно знать хотя бы ориентиры пункта передачи товара. Если необходимое уточнение не последует, на покупате­ля может быть возложена ответственность за возникшие в связи с этим ри­ски и дополнительные расходы. Продавец в этом случае имеет право сам избрать подходящий пункт в рамках обусловленного региона.

При этом необходимо учитывать соответствие транспортных средств и транспортной упаковки, используемых одной стороной, возможностям их обработки в пунктах назначения, определяемым другой стороной по кон­тракту.

Например, возможность приема или отправки контейнеров между­народного стандарта в национальных морских портах или на внутренних железнодорожных станциях; допускаемые характеристики судов, обраба­тываемых в морских портах; наличие необходимых погрузочно-разгрузоч­ных механизмов или комплексов для конкретных видов грузов и т. д.

Как уже отмечалось, в отношении терминов группы С существует оп­ределенная особенность, которая вытекает из обязанности продавца обеспечить за его счет заключение основного договора перевозки с ука­занием пункта назначения. В то же время его обязанности по поставке считаются выполненными в момент отгрузки в своей стране. Поэтому термины группы С определяют, в отличие от всех других терминов, два ключевых пункта — отгрузки и назначения. Однако в контракте, как правило, указывается только второй пункт, так как продавец имеет воз­можность сохранить для себя определенную свободу в отношении ис­пользования конкретного порта отгрузки.

Кроме того, для некоторых терминов группы С (CIP и СРТ), а также группы D

(DDL /, DDP) рекомендуется не только указывать конечный пункт назначения, но и точно определять место, где груз передается покупателю.

Например, недостаточно указать только " DDU Москва" или " С IP Екате­ринбург". Нужно уточнить следующим образом: " DDU Москва, склад покупателя " или: " С IP Екатеринбург, таможенный склад " и т. д.

3. Порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятия его покупа­телем от транспортного средства.

Обстоятельства, определяющие особенности передачи или принятия товара от перевозчика, различаются в зависимости от базиса поставки, способа перевозки и свойств самого товара. Прежде всего, при проработке этого вопроса учитывается, является ли такая сдача или приемка товара от перевозчика его поставкой в соответствии с базисом контракта, т. е. мо­ментом перехода риска с продавца на покупателя. Если ответ положитель­ный, то стороны в договоре отражают такие пункты, как способ передачи товара, форма и содержание документа, фиксирующего качество и коли­чество товара, а также дата составления такого документа. Эти данные подтверждают выполнение обязанностей продавца по поставке по соот­ветствующим параметрам. В таких случаях все платежи за товар или их ос­новная часть могут осуществляться покупателем по факту передачи това­ра перевозчику или его погрузки на транспортное средство. Поэтому до­кумент, выписываемый в качестве подтверждения поставки, должен быть "платежеспособным", т.е. указан в перечне документов, при наличии ко­торых осуществляются расчеты за товар. Как правило, такими документа­ми служат соответствующие транспортные документы при отгрузке товара (базисы групп F и С) и согласованные между продавцом и покупателем документы при приемке товара от перевозчика (группа D).

Если речь идет о сдаче/приемке товара от перевозчика вне связи с выполнением обязанности по поставке (например, на складе перевозчи­ка в пункте назначения), то здесь сторонами по договору могут исполь­зоваться документы в соответствии с обычаями, практикой и законода­тельством, сложившимися на отдельных видах транспорта.

В этом случае транспортные документы (коносаменты, авто-, авиа- и железнодорожные накладные) теряют свое значение подтверждения ка­чества и количества поставленного товара и только дают возможность лицу, указанному в них в качестве грузополучателя, принять груз от пе­ревозочного средства (судна, автомобиля и т. д.) и предъявить претензию перевозчику в случае несохранной перевозки.

4. Система взаимной информации продавца и покупателя, с одной сторо­ны, о готовности товара к грузовым операциям, а с другой — о сроках при­бытия транспортного средства под грузовые операции.

Эти данные детализируют обязанности сторон по базису поставки в со­ответствии с конкретными условиями сделки, и они обязательно должны присутствовать во всех контрактах, так как позволяют синхронизировать исполнение договора купли-продажи и договора перевозки. В зависимости от того, кто заключает договор перевозки, данная информация относится либо к пункту отправления товара, если это лежит на покупателе, либо к пункту назначения, если перевозка является обязанностью продавца.

В контракте должны быть предусмотрены конкретная форма, сроки и содержание взаимной информации, основной целью которой является сокращение расходов по хранению грузов из-за опоздания или неприбы­тия транспортного средства под грузовые операции и по простою транс­портного средства из-за неготовности груза к погрузочно-разгрузочным операциям или из-за отсутствия груза вообще.

Дело в том, что по договору перевозки, особенно морским транспор­том, сторона, нанимающая транспортное средство, обязана заплатить штраф за его простой. Если задержка транспортного средства происхо­дит по вине отправителя или получателя груза, то справедливо предусмо­треть возмещение такого штрафа виновной стороной по контракту куп­ли-продажи. Иногда допускается, что сторона по контракту, виновная в простое транспортного средства, возмещает эти убытки непосредственно перевозчику.

В контракте предусматриваются содержание и сроки предоставления сторонами взаимной информации в виде уведомлений (нотисов), кото­рые стороны передают непосредственно или через экспедиторов/агентов и перевозчиков.

Если речь идет о большой партии регулярно поставляемых грузов, то между сторонами согласовывается график подачи судов и отгрузки/вы­грузки товара, партионность и ритмичность поставки.

Система информации может быть развернутой или многоступенчатой по характеру, т. е. состоять из нескольких нотисов, поступающих регу­лярно в сроки, определенные и оговоренные в контракте. Например, при условии FOB: "Покупатель или его агент сообщает в письменном виде Продавцу за 15 дней до начала каждого следующего месяца наименова­ние, грузоподъемность, флаг и позицию судов, предусмотренных к пода­че под погрузку в следующем месяце.

Продавец обязан в течение 48 часов со времени получения графика сообщить Покупателю о своем согласии или внести коррективы.

Судовладельцы или капитан обязаны дать в адрес Продавца и порта погрузки за 12 и 5 календарных дней до прибытия судна в порт информа­цию о планируемой дате прибытия судна в порт погрузки, наименовании судна, количестве груза, а также 48- и 24-часовые уточненные нотисы".

Особенно важна развернутая система информации при транспорти­ровке массовых и наливных грузов морским транспортом, так как воп­росы сталийного времени, т. е. периода нахождения судна под грузовы­ми операциями, и штрафов за простои судна здесь особенно остры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: