| ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
| ... | Отражение окружающей действительности в художественных образах |
618. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) игра;2) общение;3) деятельность;4) труд;5) познание.
619. Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.
1) бережно относиться к имуществу работодателя,2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме,3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,4) добросовестно исполнять свои трудовые функции,5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда,6) заключать трудовой договор.
| 620. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| 621. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| |||||||||||||||||||||
| 622. Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
623. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| 624. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика – система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (В) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях. Определите, какие положения текста имеют | |||||||||||||||||||||
|
625. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) взгляды;2) идеалы;3) представления;4) мировоззрение;5) ценностные установки.
626. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения;3) достоверность и проверяемость результатов;4) нацеленность на получение объективной истины;5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.
2)
| 627. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| 628. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| |||||||||||||||||||||
| 629. В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
630. В ходе социологического опроса 30-летних и 55-летних граждан страны Z, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| 631. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Некоторые современные российские компании занимаются благотворительной деятельностью. (Б) Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. (В) Фонд общественного мнения провёл опрос об отношении россиян к корпоративной благотворительности. (Г) 87% россиян относятся к корпоративной благотворительности положительно. (Д) Можно предположить, что это объясняется давними историческими традициями российской благотворительности. Определите, какие положения текста имеют | |||||||||||||||||||||
|
632. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Суждение, восприятие, ощущение, умозаключение, познание.
633. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Социология, история, математика, наука, политология.
634. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Убеждения, личность, характер, интересы, духовные потребности.
635. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Труд, учение, общение, игра, деятельность.
636. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Научный эксперимент, наблюдение, научное познание, анализ данных, установление закономерностей.
637. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Познание, эксперимент, народная мудрость, здравый смысл, мифология.
638. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Потребность, мировоззрение, сила воли, интересы, личность.
639. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Житейский опыт, научное исследование, познание мира, наблюдение, здравый смысл.
640. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Народность, нация, этнос, племя, род.
641. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Идеалы, личность, сила воли, интересы, социальные потребности.
| 642. Выберите верные суждения об истине. Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
643. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Семья, школа, политическая партия, трудовой коллектив, агент социализации.
| 644. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| 645. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общение –– это взаимные __________(А), деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными __________(Б). В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление __________(В) между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию __________(Г). Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей: это совместный __________(Д), учение, коллективная игра. В общении можно увидеть проявления общей __________(Е) человека, его характера». |
| ||||||||||||||||||||
| 646. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 647. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 648. Установите соответствие между характеристиками и методами научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| 649. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| 650. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| 651. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Мотив–– это то, что побуждает к __________(А), ради удовлетворения чего она осуществляется. Эта форма связи живых организмов с внешним миром необходима для существования __________(Б), социальной группы, общества в целом. __________(В) обусловлены биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с принадлежностью человека к обществу, участием человека в трудовой деятельности, в __________(Г) с другими людьми, называют __________(Д). Потребности в познании человеком окружающего мира и своего места в нём, познании смысла своего существования относят к __________(Е)». | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 652. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 653. В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 654. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 655. Информационные технологии являются важнейшим фактором производства в стране Z. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 656. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 657. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 658. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех __________(А) и подсистем. Точно так же, как и в природе, все они являются частью единого комплекса–– такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование __________(Б). Сложная система социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его __________(Г) во всех сферах. Так, проведение __________(Д) в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры. Основными типами социальных связей выступают причинно-следственные и __________(Е)». | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 659. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
660. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Познание
| ЭТАПЫ (СТУПЕНИ) ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
| Чувственное познание | Ощущение, восприятие, представление |
| Рациональное познание | ..., суждение, умозаключение |
| 661. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Наука как вид __________(А) включает в себя особую __________(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится __________(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Существует две модели развития знания. Согласно __________(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно__________(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин "наука" употребляется также для обозначения совокупности __________(Е), изучающих различные объекты действительности». |
| ||||||||||||||||||||
| 662. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 663. Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. | ||||||||||||||||||||
|
664. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».
1) движение;2) изменение;3) переход от менее совершенного к более совершенному;4) успешность развития;5) упадок;6) деградация.
| 665. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Вполне очевидна тесная взаимосвязь потребностей и интересов человека. (Б) Интерес выступает как реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями–– мотивами, помыслами, идеями и т.д. –– участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. (В) Уже более 80 лет учёные исследуют взаимосвязь интересов и деятельности. (Г) Вполне естественно, что реализация одного интереса порождает новые интересы. (Д) Наверное, это бесконечный процесс. Определите, какие положения текста имеют |
| |||||||
| 666. Установите соответствие между характеристиками и элементами структуры деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. | |||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| 667. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие специфику социальной природы человека». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки. | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| 668. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является __________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: __________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми __________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом __________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется __________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт __________(Е) за свой выбор». | |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 669. Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| 670. Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| 671. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
672. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1) сложность используемых форм; 2) стремление авторов к воплощению собственных идей;3) развлекательный характер;4) ярко выраженная коммерческая направленность;5) духовный аристократизм; 6) требование специальной подготовки для понимания.
| 673. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков. «Обобщение знаний человека о других людях является главным источником его отношения к себе как __________(А). Ребёнок начинает отделять в своём сознании себя от __________(Б) довольно рано. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребёнка образовалось обобщённое __________(В) к себе, которое предполагает не только __________(Г) знаний о себе самом, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем понимание собственного "Я", и заключаются в __________(Д) о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе их обобщения формируется __________(Е) в собственном смысле этого слова». |
| ||||||||||||||||||||
| 674. Учёные страны Z обобщили результаты исследования в области мотивации учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом списке применённые учёными методы, соответствующие теоретическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
675. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Взгляды, мировоззрение, представление, идеал, принцип.
| 676. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| 677. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||
|
678. Ниже приведён перечень методов познания. Все они, за исключением двух, относятся к теоретическому уровню научного познания.
1) обобщение результатов исследования;2) описание изучаемого объекта;3) выдвижение гипотезы;4) проведение эксперимента;5) построение системы аргументов;6) разработка концепции.
679. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Мировоззрение, идеалы, взгляды, оценки, установки.
| 680. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
| |||||||||||||||||||||
| 681. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу в первом столбце подберите соответствующий элемент из второго столбца. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| 682. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| 683. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| 684. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| 685. Выберите верные суждения о различных формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| 686. Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития современного образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| 687. Алине 25 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
688. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».
1) утрата способности к выполнению некоторых важных функций;2) изменение;3) переход от менее совершенного к более совершен
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.