double arrow

Дидактические взгляды Л.Н. Толстого.

Главная цель: сформулировать интерес к своему предмету. При чём выбор метода должен зависеть от выбора ученика.

Главная задача: научить детей читать, писать, считать и закону Божьему.

Главный метод: беседе, рассказ и экскурсия.

В педагогической области самые дерзкие вопросы – это те, на которые, казалось бы, легче всего ответить. Пирогов в этой связи тронул только камушек. Он всего лишь задал вопрос «Для чего мы учим детей?». Но он не смог создать новый опыт, т.е. то, что до конца разрушает общественные взгляды. Это сделал Л. Н. Толстой. Он создал в России первую школу до того не похожую на все остальные, до того, противоречащую принятым в педагогике правилам, что даже передовые учителя того времени были смущены: а можно ли так учить?

Судите сами, во все училища дети идут как на каторгу – в эту сами сбегаются с раннего утра, намаслив для красоты коровьим или деревянным маслом, у кого какое есть, а то и просто намочив голову, – сбегаются задолго до того, как ударит колокол, начинавший первый урок. Во все школы ребята идут со страхом «Вдруг вызовут?» «Вдруг забуду вызубренное накануне?». В этой уроков на дом не задают и вообще не вызывают к доске. Ученики вообще не знают, что такое страх перед учителем. Во всех школах ученики встречают учителя, стоя навытяжку. Здесь же учитель, зайдя в класс, может застать огромную кучу малу и не сразу она распадается, не сразу приходит в себя расшумевшиеся ученики. Но вот они начинают слушать его, обступают его тесной толпой, прижимаясь друг к другу и к учителю, заглядывают ему в лицо, затаив дыхание от любопытства и интереса. А если ученики выполняют задание и кто-то отличился, учитель от радости, от избыток чувств может подхватить отличившегося под мышки, посадить на шкаф, к потолку. На переменке учитель катается с ребятами на коньках, вертится на турнике, дает мальчишкам пощупать, какие у него мускулы. Ребят он зовет шутливыми кличками «Васька-карапуз», «Мурзик», «Обожженное Ушко».

На уроке тоже полное равноправие. Учитель просит написать рассказ по пословице, а они отвечают ему «А ты сам попробуй напиши», и учитель садится писать, показывает написанное, а они недовольны, поправляют его и пишут заново.

Больше того: раз в неделю ученик вдруг задолго до конца урока хватают шапки и разбегаются по домам. Учитель кричит им вдогонку «Куда Вы?», но его не слушают. Неохота сегодня учиться и класс разбежался. Но учитель не сердится. Это нормально. Потом они придут как ни в чем ни бывало. Им нравится в школе. Учитель считает, что дети – те же взрослые, и у них такие же потребности – нечего их заставлять, ибо принуждением взрослые не поддерживают учение, а губят его.

Исходя из того, как была организована школа Толстого, можно сделать вывод: главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале «Ясная поляна». Вслед за Руссо Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит. Он утверждает, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателей – оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Скудные плоды регулярного образования представляют меньшую ценность, чем самообразование. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: «Критериум педагогики есть только один – свобода». Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное сотрудничество, где один сообщает знания, а другие свободно их воспринимают. Таким образом, функция школы – свободное обучение. Лучшая школа – это та, где детям представлена свобода учиться или не учиться. Но толстовское понимание «свободного воспитания» отличается от того, что под ним понимал Руссо. Толстой видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а в условиях общественной свободной жизни. Именно так он попытался организовать деятельность школы в Ясной поляне.

С начала 1870 г. в педагогических суждениях Толстого появился диссонанс с гусями «свободного воспитания». Он отказывается от ряда прежних оценок функций школьного образования. Ранее он полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения, но теперь приходит к выводу, что учителю следует не только учить, но и воспитывать. Он допускает исключение из правил «свободного воспитания», когда говорит о роли религии в нравственном становлении человека. Религию Толстой признает как единственно законное и разумное основание воспитания.

В первый период своей деятельности Толстой считает главной задачей научить детей писать, читать, считать, закону божьему и этого достаточно.

Но второй период Толстой считает, что для детей народа нужно расширить круг знаний. Он говорит о необходимости преподавания естественнонаучных знаний. Кроме того, он считает необходимым познакомить детей с историей своего отечества. Необходимым он считает и преподавание рисования.

Главными методами преподавания Толстой считал свободную беседу, рассказ, экскурсию. Он подчеркивал, что основная задача учителя – возбудить интерес к своему предмету. Первоначально, с этой целью, в процессе преподавания нужно давать больше конкретного, практического материала, чем истории. Когда учение почувствует вкус к знаниям, тогда можно давать ему теорию.

Выбор метода преподавания будет зависеть от отношения к нему учащихся. Только этот способ верен, которым довольны учащиеся.

Успешность обучения Толстой считает в прямую зависимость от состояния душевных сил ученика. С этой целью ученик должен чувствовать себя на уроке абсолютно свободным. Ум человека, считает Толстой, может действовать только тогда, когда нет угрозы наказания. Умственная нагрузка не должна превышать возможности ребенка, но и не оставлять его ум в бездействии. Мысль должна работать напряженно, но и быть ему по плечу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: