Идея свободного воспитания и ее реализация в яснополянской школе

Однажды на вопрос немецкого педагога: есть ли у вас система? - Лев Николаевич сказал, что его система в том, чтобы не иметь никаких систем. Этот ответ не был оригинальной шуткой или оговоркой. Согласно мнению Л. Н. Толстого, основным методом обучения в яснополянской школе является опыт живого, не скованного и не искаженного любого рода схемами, моделями, системами общения двух людей - учителя и ученика. Главными критериями обучения при этом должны являться не усвоенные предметные знания, а охота к учебе, возбуждение интереса к ней. Как писал Л. Н. Толстой, ошибка большинства, педагогических теорий заключается в том, что они своей целью ставили развитие, а не «гармонию развития». Усвоение предметных знаний, считал Л. Н. Толстой, должно быть органично вписано в учебно-воспитательный процесс.

Большинство учителей того времени, на вопрос, кто является предметом воспитания, скорее всего, ответят односложно - ребенок. Л. Н. Толстой к этому ответу добавлял еще одно слово - свободный ребенок. Всего одно слово, но в нем-то и содержался главный смысл гуманного свободного воспитания. Тонко чувствующий детскую душу, писатель считал, что ребенок более совершенен и естествен, чем взрослый. Ребенок добр по своей натуре, в нем природой от рождения заложено влечение к познанию, к образованию, к творчеству. Но проявиться все эти качества в полной мере могут только в атмосфере свободы.

В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-­образовательном процессе. Свободное воспитание в его понимании во многом обусловлено политическими и философскими взглядами. Уже на раннем этапе становления своих педагогических взглядов Л. Н. Толстой указывал на то, что необходимо изучать главный «критериум педагогики - свободу». При такой постановке вопроса, во-первых, Л. Н. Толстой рассматривал вопрос о свободе с точки зрения организации народного образования в стране. Он считал, что царское правительство не должно лишать крестьян права свободно устраивать свои школы и самим выбирать учителей и предметы, а также высказывался против какого-либо принуждения человеческой личности. Касаясь понимания свободы в деле организации школ, JI. Н. Толстой писал, что нельзя государственным путем принудительно насаждать систему школ в стране, напротив, надо дать народу возможность свободно осознать и проявить свою волю в деле образования и строить школы так, как этого хочет народ. Он глубоко верил в творческие способности народа.

Во-вторых, JI. Н. Толстой развивал идею о свободе выбора как основополагающий педагогический принцип, определяющий сущность воспитания и образования, взаимоотношения учителя и учащихся в школе. В связи с этим необходимо отметить, что убеждения JI. Н. Толстого претерпевали изменения вместе с эволюцией его философских взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях он понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. Сущность образования педагог видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе. Свободное воспитание Л. Н. Толстой понимал в 60-х годах XIX века как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознанием при осторожной помощи педагога, который не имеет права «принудительно» влиять на формирование взглядов детей.

Новый «критериум свободы» выражал в педагогике и новый тип общения учителя и ученика. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то, по мнению Л. Н. Толстого, вскоре школа, общество, семья будут пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идей обучения. Поэтому педагога, прежде всего, интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, «в человечестве и вселенной», формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

Л. Н. Толстой добивался пробуждения всех творческих возможностей ученика, используя при этом не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Возбуждение интереса в обучении - это усиление многостороннего умственного и нравственного воздействия на основе внимания к личности ученика. Такое бережное уважительное отношение к ребенку помогает раскрыть все его творческие силы, способности, склонности.

Л. Н. Толстой уделял большое внимание душевной обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, знаний, умений и навыков своих учеников, Л. Н. Толстому удавалось создать у детей чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении трудностей. Чтобы представить себе атмосферу школы Л. Н. Толстого, можно обратиться к его очеркам «Яснополянская школа за ноябрь-декабрь месяцы». Вот как педагог описывает начало учебного дня в своей школе: «Учитель приходит в комнату, а на полу лежат и пищат ребята, кричащие: "Мала куча", или "Задавили ребята!", или "Будет, брось виски-то" и т. д. "Петр Михайлович! - кричит снизу кучи голос входящему учителю. Вели им бросить! Здравствуй, Петр Михайлович!" — кричат другие, продолжая свою возню. Учитель берет книжки, раздает тем, которые с ним пошли к шкафу, из кучи на полу - верхние, лежа, требуют книжки. Куча понемногу уменьшается».

Кому-то эта свобода может показаться чрезмерной. Как управляться с детьми, которым все позволяется. Сомнения эти происходят от неверия в ребенка, от отношения к нему, как к существу неумелому, незнающему, непонимающему. А Л. Н. Толстой безгранично верил в ребенка.

Некоторые современники Л. Н. Толстого в новой школе видели только одну сторону в проявлении принципа свободы: представление учащимся права слушать или не слушать учителя, ходить или не ходить на уроки, вести себя в школе, как того хочется ребенку. Действительно, в этом отношении школа в Ясной Поляне была необычной. Но сам Л. Н. Толстой рассматривал эти проявления как частности, обусловленные конкретной школой, конкретными учащимися, конкретными взаимоотношениями учителя с учениками. Его часто спрашивали, как найти границу свободы, допускаемой в школе. Лев Николаевич отвечал: «Граница этой свободы определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой; свобода эта не может быть предписываема, мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя».

Это был не первый опыт отечественного свободного воспитания. Можно вспомнить теорию свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Однако Л. Н. Толстой не копирует французского педагога. В чем-то они сходятся: В своем глубоком уважении к личности ребенка, стремлении сохранить ребенку его счастливый детский мир, опираясь на то, что заложено в природе ребенка, способствовать развитию его творческих сил, индивидуальных особенностей. Но Л. Н. Толстой не считал, как Ж.-Ж. Руссо, необходимым прятать ребенка от цивилизации, создавать ему свободу искусственно, обучать ребенка не в школе, а дома. Он считал, что в школе, на уроках, со специальными приемами обучения и дисциплиной возможна реализация свободного воспитания. Главное не создавать «принудительного духа учебного учреждения», а стремиться к тому, чтобы школа стала источником радости, узнавания нового, приобщения к миру. JI. Н. Толстой был убежден, что свобода ученика, по существу, является результатом педагогических усилий, при которых создаются условия к проявлению детского творчества и способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: