double arrow

Сущность педагогической теории. И.Ф. Гербарт и его педагогическая система

Свое понимание сущности выводил из идеалистической философии, а цель воспитания – из этики. Постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее , если ей предшествует овладение педагогической теорией.

Цель:формирование добродетельного человека, т.е. воспитывать людей , умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Сущность воспитания: обогащение души ребенка представлениями ,Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время , т.е. в процессе самого воспитания . Оно призвано подавить “дикую резвость”, которая, считал Гербарт, свойственна детям. Оно не воспитывает, а является как бы временным , но обязательным условием воспитания.

Средства управления: 1. угроза 2. надзор 3. приказания и запрещения 4. наказания (вкл. телесные) 5. авторитет и любовь (вспомогательные средства )

Управление должно занять время ребенка. Задача:отвлечь от беспорядка и нарушений дисциплины. Вся система управления у Гербарта построена на насилии, на дрессировке.

Обучение.Одна из важнейших задач: возбуждение интереса. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Был противником единой системы образования. Дал много советов (дидактических ) о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание . Следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать предмет, надо продемонстрировать изображение.




4 ступени обучения:1. ясность 2. ассоциация 3. система 4. метод

Нравственное воспитание. Принципы нравственного воспитания противоположны принципам управления.

Большое внимание уделял религиозному воспитанию.

Нравственное воспитание должно стремиться “поднять в глазах воспитанника его собственное Я посредством глубоко проникающего одобрения”.

Средства нравственного восп-я: 1. удерживать воспитанника 2. определять его (т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что “непослушание ведет к тяжелым переживаниям” 3. устанавливать четкие правила поведения 4. поддерживать в его душе “спокойствие и ясность”, т.е. не давать основания для того, “чтобы воспитанник усомнился в истине”. 5. “волновать ” душу ребенка одобрением и порицанием 6. “увещевать ” воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.






Сейчас читают про: