Свое понимание сущности выводил из идеалистической философии, а цель воспитания – из этики. Постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией.
Цель: формирование добродетельного человека, т.е. воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Сущность воспитания: обогащение души ребенка представлениями,Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.
Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить “дикую резвость”, которая, считал Гербарт, свойственна детям. Оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания.
Средства управления: 1. угроза 2. надзор 3. приказания и запрещения 4. наказания (вкл. телесные) 5. авторитет и любовь (вспомогательные средства)
Управление должно занять время ребенка. Задача: отвлечь от беспорядка и нарушений дисциплины. Вся система управления у Гербарта построена на насилии, на дрессировке.
Обучение. Одна из важнейших задач: возбуждение интереса. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Был противником единой системы образования. Дал много советов (дидактических) о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. Следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать предмет, надо продемонстрировать изображение.
4 ступени обучения:1. ясность 2. ассоциация 3. система 4. метод
Нравственное воспитание. Принципы нравственного воспитания противоположны принципам управления.
Большое внимание уделял религиозному воспитанию.
Нравственное воспитание должно стремиться “поднять в глазах воспитанника его собственное Я посредством глубоко проникающего одобрения”.
Средства нравственного восп-я: 1. удерживать воспитанника 2. определять его (т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что “непослушание ведет к тяжелым переживаниям” 3. устанавливать четкие правила поведения 4. поддерживать в его душе “спокойствие и ясность”, т.е. не давать основания для того, “чтобы воспитанник усомнился в истине”. 5. “волновать ” душу ребенка одобрением и порицанием 6. “увещевать ” воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.