Н. И. Пирогов о школьной дисциплине

Н. И. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменное и бездушное отношение к детям, которые царили в школах того времени, требовал гуманности и сердечности при поддержании учителями школьной дисциплины. В случае нарушения учеником дисциплины, настаивал Н. И. Пирогов, педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых был совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика вину и справедливость назначенного наказания.

В 1858 году появляется статья Н. И. Пирогова «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?», в которой русский педагог вынес этот вопрос на суд общественности. Н. И. Пирогов охарактеризовал розгу как слишком грубый и насильственный инструмент для возбуждения стыда у детей. «Вселяя же страх, - писал он, - она не исправляет, а только прикрывает внутреннюю порчу» [34, с. 20]. Применение розги во всех отношениях Н. И. Пирогов признавал мерой безнравственной. В этом отношении он был последователем Джона Локка, который рассматривал телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый ущерб его нравственности и приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. В связи с этим Н. И. Пирогов был убежден, что наказание не должно быть пугающим и уничтожающим, а содействовать воспитанию ребенка.

Однако Н. И. Пирогов не был до конца последовательным в решении этого спорного вопроса. В 1859 году, будучи уже попечителем Киевского учебного округа, он издает циркуляр «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором, по-прежнему осуждая применение розги как средства дисциплинарного воздействия, уже допускает в исключительных случаях применение физических наказаний, но лишь по решению педагогического совета. Он так и не сумел противостоять большинству чиновников Киевского учебного округа, и вынужден был подписать данный циркуляр, допускавший физическое наказание гимназистов в исключительных случаях. Несмотря на определенную двойственность позиции Н. И. Пирогова по данному вопросу, следует отметить, что поднятая им в свое время проблема физического наказания учащихся в дальнейшем активно обсуждалась на страницах периодической печати. В результате данной полемики был принят «Устав гимназий и прогимназий» от 1864 года, где телесные наказания в российских учебных заведениях отменялись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: