double arrow

Общественное движение в России 50-60 -х годов XIX века и педагогическая мысль.

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России пришлось на вторую половину XIX в. Это была эпоха важных социальных реформ: судебной, воинской, земской, школьной. В 1861 г. манифестом Александра II (1818 – 1881) крестьяне в России освобождались от крепостной зависимости. Все слои русского общества становились гражданами, наделялись равными правами и обязанностями.

Во второй половине XIX в. в России начинается новый, буржуазно-демократический, народнический этап освободительного движения. На арену общественной жизни выступают разночинцы, то есть выходцы из разных сословий общества (мещане, духовенство, купечество, крестьяне). Это была пора расцвета национальной русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов. Подготовка к школьной реформе осуществлялась в течение восьми лет (1856 – 1864). В 1864 г. правительство утвердило Положение о начальных народных училищахи Устав гимназий и прогимназий. В соответствии с «Положением» к начальным народным училищам были отнесены все городские и сельские элементарные школы, содержащиеся за счет казны и общественных пожертвований. В народные училища принимались дети всех сословий, как мальчики, так и девочки. Срок обучения составлял примерно три года. Учителями начальных народных училищ могли быть как светские, так и духовные лица. Но если для светских учителей необходимо было подтверждение наличия определенного уровня образования и благонадежности, то для священников подобных подтверждающих документов не требовалось. Осуществлял руководство деятельностью начальных народных училищ, уездный училищный совет. Совет имел право открывать и закрывать школы, назначать и увольнять учителей. В него входили представители:

  • министерства просвещения (учитель гимназии);
  • министерства внутренних дел (исправник);
  • духовного ведомства (священник);
  • уездного земства;
  • местного самоуправления.

Устав гимназий и прогимназий 1864 г. устанавливал три типа гимназий – классическую (с преподаванием двух древних языков), классическую (с одним древним латинским языком) и реальную (без древних языков). В гимназиях устанавливался семилетний срок обучения. Учебный план реальной гимназии был более прогрессивным. Он включал изучение математики, естествознания, физики, черчения, два новых языка (французский и немецкий). Однако, согласно Уставу 1864 г. только классические гимназии открывали учащимся доступ в университет. Также учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или реального образования.

В 1860-е годы в России получает развитие женское образование. Все государственные женские учебные заведения принадлежали либо Министерству народного просвещения, либо Ведомству императрицы Марии Федоровны. Первые имели семилетний курс обучения. После его окончания девушки получали аттестат домашней учительницы. Выпускницы учебных заведений, которые подчинялись Мариинскому ведомству, имели восьмой дополнительный педагогический класс, по окончании которого без экзаменов могли поступить на платные Высшие женские курсы.

В 1863 г. был принят новый Университетский устав. В соответствии с этим документом университетам предоставлялась некоторая автономия в виде права выбора ректора советом университета, избрание по конкурсу профессоров, деканов, увеличение числа кафедр и научных лабораторий.

К важным мероприятиям в области школьных реформ 1860-х гг. следует отнести открытие частных учебных заведений. Частные школы сыграли особую роль в развитии отечественной системы образования второй половины XIX в. Они отличались большей продуманностью в организации учебно-воспитательного процесса, поиском новых приемов обучения и воспитания, гуманным отношением к детям. В силу своей малочисленности частные учебные заведения не могли составить конкуренцию государственным школам, но часто это были лучшие школы своего времени.

Частная высшая школа в России во второй половине XIX в. развивалась довольно стремительно. Она была представлена университетами, академиями, высшими курсами, училищами, народными университетами. Первые высшие женские курсы были открыты в Москве в 1869 г. в Москве и Петербурге. Эти учебные заведения готовили учителей, гувернанток, врачей, усиливая, таким образом, наиболее слабые звенья государственной школы. Наиболее широкую популярность и известность приобрели такие частные высшие учебные заведения как – Петербургские высшие женские курсы, Бестужевские курсы, Бехтеревский Психоневрологический университет, Московский народный университет им. А.Л. Шанявской. Частные учебные заведения были доступными, действовали на принципах открытого приема и нежесткого контроля. Занятия проводились, как правило, в вечернее время. Многие прогрессивные педагоги и ученые видели в частных университетах определенную свободную трибуну, где излагали свои передовые взгляды и открытия. В разное время в частных женских университетах преподавали П.П. Блонский, А. И. Зеленко, С. Т. Шацкий, И. М. Сеченов, В. И. Вернадский и мн. др.

В 1864 г. было утверждено Положение о земских учреждениях. В 34 губерниях европейской части России вводилось местное самоуправление. В ведение губернаторов попадали – здравоохранение, народное образование, продовольствие, коммунальное хозяйство, водоснабжение и т.д. Земства открывали и содержали школы, приюты, интернаты. Обеспечивали школы учебниками, оборудованием, выплачивали учителям зарплату, субсидии, оплачивали коммунальные расходы учебных заведений. Из всех типов начальных школ Российской империи второй половины XIX в. земские школы были лучшими народными школами.

Важной составной частью общественного движения второй половины XIX в. стало мощное педагогическое движение. Оно не было однородным, так как педагоги принадлежали различным общественным классам и направлениям. В 1859 г. было создано Петербургское педагогическое собрание, которое позже было переименовано в Петербургское педагогическое общество. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где обсуждались вопросы организации народных и воскресных школ.

Во второй половине XIX века в России активно развивается педагогическая журналистика. Активно начали издаваться такие педагогические журналы как – «Журнал для воспитателя», «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Педагогический сборник», «Ясная Поляна», «Современник», «Морской сборник», которые публиковали статьи Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова и др.

Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX в. развивалась под влиянием различных исторических событий, общественных и философских взглядов. В этот период разворачивается мощное общественно-педагогическое движение, в котором выделялись три основных направления:

  • буржуазно-либеральное (Н.И. Пирогов, Н.А. Корф и др.);
  • буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский и др.);
  • революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

Сторонники реформ воспитания не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику.

Писатель и публицист Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) раскрыл «диалектическую» связь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он писал: «Кто находится в нищете, тот не может развивать своих умственных сил…, кто не пользуется политической властью, тот не может спастись… и от невежества». В воспитании Чернышевский видел инструмент для революционной переделки общества и человека. Недостатки российских школ он видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, казарменном духе воспитания, перенасыщенности содержания учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским. Чернышевский руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. Он видел необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и других потребностей. Таким образом, развитие потребности – есть важнейшее условие становления личности.

Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861), соглашаясь с взглядами своего старшего товарища, стоял на более умеренных позициях и видел идеал воспитания в удовлетворении «естественных потребностей человека», освобождении «внутреннего человека». Он полагал, что цель образования состоит не столько в сообщении некий знаний, сколько в научении детей самостоятельно думать, внушении им любви к знаниям, раскрытии простора для деятельности и способностей. Добролюбов критиковал ущемление права на образование из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. В трактате  «О значении авторитета в воспитании» (1857)  Добролюбов выделял роль и личный пример учителя, его умение разумно руководить развитием детей, обеспечивая свободу в проявлении качеств, «необходимых для передового человека».

Среди тех, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860-х гг., возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881). Он родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Преподавал в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель отечественной военно-полевой хирургии, участник Крымской войны, Пирогов одновременно был крупным общественным деятелем и педагогом. В 1856 г. Пирогов уходит из Медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимает в течение двух лет. В том же году в журнале «Морской сборник» появилась его статья «Вопросы жизни», которая получила значительный резонанс в педагогических и общественных кругах. Эта статья явилась началом общественного переосмысления вопросов обучения и воспитания в России и предварила острую дискуссию о катастрофическом состоянии образования для народа, о схоластике гимназического образования, о надзоре, повинности, физических наказаниях и мн. др. В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания. Критикуя современное ему образование, Пирогов выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание». Пирогов восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая, по его мнению, только суживает кругозор и тормозит их нравственное развитие.

Пирогов разработал проект школьной системы, подготовил открытие университета в Одессе, создал первую в России воскресную школу для взрослых, поощрял методические искания учителей, поднял вопрос о запрете телесных наказаний учащихся. В статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розги антипедагогично, и они должны быть отменены. Однако педагог не был до конца последовательным в этом вопросе и считал, что на практике учителю невозможно полностью обойтись без розги. Пирогов советовал учителям применять ее в гимназиях как исключительную меру наказания и только по постановлению педагогического совета. За эту непоследовательность во взглядах Пирогова часто критиковали его соратники и единомышленники, в частности, Н.А. Добролюбов.

Пирогов предложил прогрессивный проект новой школьной системы, который был направлен против сословной школы. Свою систему он строил по принципу единой школы, которая состояла из нескольких ступеней:

  • Элементарная (начальная) школа (2 года, арифметика, грамматика);
  • Неполная средняя школа 2-х типов (классическая прогимназия 4 года, общеобразовательный характер) и (реальная прогимназия 4 года);
  • Средняя школа 2-х типов (классическая гимназия 5 лет, общеобразовательный характер: латинский, греческий, русский языки, литература, математика, история) и (реальная гимназия 3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  • Высшая школа (университет) и (профильные вузы).

Вместе с тем Пирогов отмечал, что главным фактором реорганизации системы образования должен стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка «во всех возможных направлениях». Эту проблему он затронул в статье «Быть и казаться?». В ней педагог настаивал, что учитель должен отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы обучения и воспитания. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешного обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

В своих работах Пирогов затронул волновавшие русское общество проблемы высшего образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Он настаивал на автономии университетов, введении публичного конкурса на занятие университетских кафедр, уменьшении платы за обучение, семестровой системе обучения. К преподаванию в вузах Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары и практические занятия, развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной научно-исследовательской работы.

Либеральные взгляды Пирогова, его деятельность на посту сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов раздражали власти. В 1861 г. он был отстранен от должности попечителя. Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 г. лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов, еще полный сил, удалился в свое небольшое имение на Украине (под Винницей), где прожил свои последние годы и скончался в 1881 г.

В педагогической теории Ушинского основополагающей идеей является – народность воспитания. Свои взгляды относительно народности в воспитании Ушинский изложил в работах: «О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867). Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражение народности, по Ушинскому, есть родной язык, который должен лечь в основу обучения русских детей и стать основным предметом изучения в школе. Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. Такого глубокого и основательного обоснования принципа народности воспитания до Ушинского не давал ни один педагог.

По мнению Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, то она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский называл « антропологическими ». К ним педагог относил – философию, анатомию, физиологию, патологию, психологию, логику, географию, статистику, политэкономию, историю и др. Эти науки, по Ушинскому, являются фундаментом педагогики. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, Ушинский изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 – 1869).

Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В них он раскрыл принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение таким дидактическим принципам как: наглядность, прочность и основательность обучения. Он внес вклад в развитие теории урока, разработал его структуру организации и типологию. Большой заслугой Ушинского являются созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, материалы по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения.

Ушинского по праву считают идеологом педагогического образования в России и учителем русских учителей. Он высоко оценил профессию педагога и многосторонне раскрыл ее социальную роль в обществе. Труд учителя-наставника Ушинский сравнивал с творчеством художника, но если художник и скульптор отражает жизнь в красках, на полотне, в мраморе, композитор – в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека. Школьный учитель по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель, он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Русский педагог справедливо считал, что влияние учителя на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». В 1870 г. в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту.

Таким образом, Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению плеяды блестящих отечественных педагогов и методистов. Им были разработаны общие принципы профессиональной подготовки педагога и указаны конкретные рекомендации по организации обучения народного учителя в специальных учебных заведениях – в педагогических классах женских школ, в сиротских заведениях, в учительских семинариях, в университетах. Многое из того, что было предложено великим русским педагогом в середине XIX в., успешно используется и на современном этапе профессиональной подготовки учителей.

Большую известность и общественный резонанс получила педагогическая деятельность великого русского писателя, философа и педагога Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Великий русский писатель был педагогом-гуманистом, основателем отечественной теории свободного воспитания, борцом против существовавшей в те времена системы школьного обучения, подавлявшей личность ребенка.

Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Вслед за Руссо Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит. Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие, а задача воспитателя помогать ученику саморазвиваться в естественном для него направлении, оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Из этой установки вырастала концепция школы, которая должна была создаваться для ребенка и помогать свободному его развитию. Он доказывал, что создаваемые школы учреждались «не так, чтобы детям было учиться удобно, но так, чтобы учителям было удобно учить».

Следуя за Руссо, Толстой в то же время серьезно расходится с ним: если кредо первого – «свобода и природа», то для второго это «свобода и жизнь», что обозначает учет не только особенностей и интересов ребенка, но и его образа жизни. Исходя из этих принципов, Толстой в Яснополянской школе пошел даже на то, чтобы предоставить детям свободу учиться или нет. Уроки на дом не задавались, и крестьянский ребенок шел в школу, «неся только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера». Великий русский писатель идеализировал природу ребенка. Единственным критерием педагогической науки он считал – свободу, то есть право детей самим решать, что изучать, в каком объеме, и вообще, посещать школу или нет. Процесс обучения в яснополянской школе носил спонтанный характер. Преподавание велось в форме свободных бесед, организация учебного процесса не предполагала наличия учебного плана, программ, стабильного расписания. Сам граф преподавал в старших классах математику и историю, проводил физические опыты.

Особое внимание Толстой уделял книгам для первоначального обучения. Предлагаемые в них сведения должны быть занимательными и доступными детскому пониманию, подаваться немногословно. Много места в таких книгах следует уделять материалу из жизни Родины, запоминающемуся и откладывающемуся в детских душах. Учебные книги Толстого выдержали десятки изданий, выйдя в миллионах экземплярах и став, наряду с «Родным словом» Ушинского, самыми распространенными в земских школах. Содержащиеся в них короткие рассказы и притчи, заставляют, и сегодня детей задуматься над вопросами добра и зла, правды и лжи.

Яснополянская школа добилась поразительных результатов. За три месяца дети, не знавшие принуждения к учебе и страха перед учителем, овладевали грамотой, бойко читали, писали, считали. И только на последнем отрезке своей педагогической деятельности, в период серьезного личного кризиса, Толстой стал склоняться к мысли, что все же религиозное образование должно быть принудительным.

Большое значение уделял Толстой личности педагога. В качестве учителей он предпочитал бывших студентов университетов, пусть даже исключенных из них за участие в революционных выступлениях. Толстой считал, что студенты более способны принять его идеи и уважать ту среду, из которой вышли крестьянские дети. Идеальным и совершенным учителем, по мысли Толстого, являлся тот, кто соединял в себе любовь к делу и к своим ученикам. Он считал, что необходимо создать «учительскую семинарию», которая бы готовила из числа самых одаренных крестьянских детей будущих сельских учителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: